Так, так, да не так: как выбрать школу в Берлине
В российской системе школа часто привязана к месту прописки и ты не можешь выбрать из двух стоящих рядом школ лучшую — только ту, к которой «прикреплен» твой дом. Да, можно поступить в гимназию, если готовиться, если платить, если договариваться. Однако возможностей для выбора совсем немного.
В Германии первая проблема, которая тебя настигает, это выбор. Оказывается, ты имеешь право выбирать школу для своего ребенка. И тут же перед родителями встает вопрос: как ее выбирать? Лучше школа возле дома или в престижном районе? Государственная или частная? Немецкая, русская, русско-немецкая или интернациональная? А может быть, вашему ребенку подходит вальдорфская школа или одна из свободных школ, в которых минимум дисциплины и максимум творчества?
Конечно, выбор делать предстоит вам, но полезно знать, какие школы есть и чем они хороши.
Расположение школы, конечно, имеет значение. Считается, что младшим школьникам крайне нежелательно тратить на дорогу более получаса. Школа возле дома в этом случае — самый удобный вариант.
Когда наша семья переехала в Берлин, я отправилась в ратушу за направлением в детский сад для дочери, которой на тот момент было 5 лет и 10 месяцев. Там мне сказали: «Какой садик? Ваша дочь уже обязана посещать школу! Разве вам не пришло письмо?»
И действительно, на следующий день в ящике мы обнаружили приглашение от школы по соседству. Как только мы зарегистрировались по месту жительства как приезжие, бюрократическое колесико закрутилось. Дети в Германии с конца XIX века обязаны посещать школу (домашнее образование здесь не разрешается) — так что добро пожаловать в класс!
С этим направлением я по совету чиновницы отправилась к человеку, который консультирует по вопросам школьного образования. Этот шаг можно и пропустить — мне же хотелось понять, в какую школу лучше отдать ребенка вот так внезапно: в русскую при посольстве, в русско-немецкую или в обычную немецкую.
Мне попался вдумчивый дяденька, который выслушал мой заплетающийся немецкий язык, уточнил, умеет ли ребенок писать и читать на родном языке, и посоветовал идти в русско-немецкую школу:
«В школах Нойкельна учатся дети, которые не умеют читать и писать, они выросли у телевизора, первый класс уходит на изучение алфавита и интеграцию их в общество: рассказать, что весна сменяется летом, а осенью деревья теряют листву. Идите в школу посильнее».
Так моя дочь в середине октября очутилась в Европейской школе у Бранденбургских ворот.
Сама идея Европейских школ заслуживает отдельного описания. Это исключительно берлинский проект двуязычных школ — немецко-французских, немецко-польских, немецко-турецких, греческих, итальянских, испанских и так далее. Их чуть больше десятка и они дают классическое немецкое начальное образование плюс второй родной язык в объеме страны происхождения. То есть не как иностранный, а именно как второй родной. Как правило, при поступлении в такую школу проводится тест, на котором определяется основной язык ребенка и второй.
Дальше на занятиях по языку дети делятся на две группы: пока у одних идет немецкий как первый, у других идет русский как второй, затем наоборот. Ко второму языку требования пониже, например, даются более короткие и легкие тексты для чтения, но к шестому классу ребенок обязан читать неадаптированные книжки на обоих языках и на обоих же писать небольшие сочинения.
В большинстве школ к младшеклассникам помимо учителя прикреплен воспитатель, который сопровождает детей в столовую или на прогулку, присматривает за ними на переменах, помогает учителю во время совместных выездов на концерт или на пикник. В нашем классе это всегда были мужчины, что мне очень нравилось. Вы же помните, каким жестко женским был школьный коллектив в школах нашего детства? А тут молодые парни, с которыми дети могут погонять мячик на переменах или к которым могут прийти с просьбой рассудить их смешные детские споры.
Русская школа при посольстве представляет собой привычную российскую школу, отдавать в которую ребенка имеет смысл, если вы приехали в Берлин на год или два и точно затем вернетесь в Россию, где ваш ребенок будет школу заканчивать, — в этом случае лучше не прерывать образовательный процесс.
Кроме двух начальных европейских и одной русско-немецкой школы второй ступени (Sekundarschule — это не гимназия, но в ней можно сдавать выпускные экзамены, дающие право поступать в университет, — аналог российского ЕГЭ) в Берлине есть частная русско-немецкая школа имени Ломоносова с филиалами в Тиргартене (запад Берлина) и Марцане (восточная его часть). В них уроки тоже проходят на обоих языках, небольшое количество детей в классе дает возможность учителю внимательно относиться к каждому ребенку, но обучение платное. Сумма в месяц напрямую зависит от дохода обоих родителей.
Эта же схема оплаты применяется во всех других берлинских частных школах — их большое количество, но мнения о качестве образования в них расходятся. Как правило, частные школы имеют возможность удерживать хороших учителей более высокой оплатой, а мотивированный учитель — это интересные уроки и, как следствие, глубокие знания. Кроме того, все они предлагают большой выбор разных школьных и внешкольных занятий: танцы, театр, изготовление керамики, иностранные языки и прочее, вплоть до освоения типографского дела.
Критикуют эти школы за порой низкий уровень дисциплины и отношение родителей по принципу «я плачу, а вы делайте из моего ребенка личность».
Я общалась с учителем из хорошей частной школы, она говорила, что на родительских собраниях невозможно было обсуждать ни проблемы с дисциплиной, ни проблемы с домашними заданиями — хорошо зарабатывающие родители буквально закрывали уши руками и твердили: «Не понимает? Плохо учите! Бесится? Так ему неинтересно».
Тем не менее лучшие из частных школ, преимущественно католические и евангелические, из года в год выпускают детей с самым высоким баллом. Это дает возможность их выпускникам поступать в лучшие университеты Германии (система Abitur работает примерно как ЕГЭ — выпускные экзамены в школе являются вступительными в университет).
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Кроме стандартных общеобразовательных начальных школ, где занятия длятся до обеда, есть школы свободные, вальдорфские и с разным уклоном. Уклон может быть музыкальным или спортивным, в этом случае ребенок проходит вступительные испытания. В дальнейшем балету или футболу уделяется много времени, а школьная программа осваивается по принципу разумной достаточности.
В отношении свободных школ мнения тоже расходятся — как правило, они придерживаются концепции «жить и учиться», креативного подхода, самостоятельного познания, для которого важно создание правильной среды, где есть место любопытству, доверию, смелости. На уроках в таких школах можно свободно ходить по классу, дети проводят вместе эксперименты, сами уроки могут быть смешанными и состоять из музыки и физики, химии и географии, языка и математики. Цель — дать объемное представление об окружающем мире и заложить правильные ценности. На практике же родители говорят, что в такие школы часто отдают детей, которые не способны учиться в обычных школах по причине дефицита внимания или особенностей со здоровьем.
Вальдорфские школы отличаются развитием творческой стороны в личности вашего ребенка, но если он к пятнадцати годам решит стать врачом, то переход в «обычную» систему образования может стоить ему много сил, а вам — средств для найма репетиторов. Программы в школах разного типа, несмотря на то, что все они признаны Сенатом, отличаются значительно.
Впрочем, системе образования в Германии чуждо единообразие — в один и тот же момент дети одного возраста в рядом стоящих школах будут изучать совершенно разные темы. Программы для учителей представляют собой рамки, внутри которых учитель получает значительную свободу в выборе тем и материалов. Это стоит иметь в виду родителям, которые вдруг поймут, что хотят перевести своего ребенка в другую школу.
Ну и последнее важное отличие — школы в Германии готовят детей к максимально самостоятельной учебе в университете, поэтому в гимназиях учителя не особо ориентируются на учебники, детям часто нужно самим искать информацию по теме в библиотеке или в интернете, делать презентации и писать рефераты. Если вы, памятуя о своем детстве, введете привычку делать с ребенком домашнее задание, то тем самым лишите его возможности адаптироваться в системе, отличной от российской.
Читайте также:
- Первый раз в вилькомменскласс
- Немецкий детский сад: суровое учреждение или уютный второй дом?
- Учеба в Германии. Часть 1: С чего начать?
- Учеба в Германии. Часть 2: Выбор вуза
- Учеба в Германии. Часть 3: Подача документов
Берлин