Метро в большом городе. Часть IV. Берлинская подземка в смутно различимом будущем

Метро Берлина было, есть и, главное, будет. Но вот каким оно будет? Мы знаем, что удобным. А насколько удобным — об этом мы рассказываем в заключительной статье цикла.

Главное, что произошло с Берлинским метро за 30 лет после объединения Германии, — это переход всего столичного метрополитена под контроль транспортной компании BVG. В эти годы были открыты несколько новых отрезков и станций — в первую очередь для того, чтобы сделать удобные пересадки с U-Bahn на S-Bahn. Кроме того, многие старые станции были перестроены таким образом, чтобы их платформы могли вмещать поезда, состоящие из шести вагонов. Именно поэтому на таких станциях рядом находятся несколько, казалось бы лишних, выходов.

Важным, или по крайней мере медийным, событием стало решение продлить линию U5 на запад от Александерплац (Alexanderplatz) к открытому в 2006 году главному вокзалу (Hauptbahnhof). Первый участок, длиной менее чем в полтора километра и состоящий всего из трех станций: Хауптбанхоф (Hauptbahnhof), Бундестаг (Bundestag) и Бранденбургер-Тор (Brandenburger Tor), открыли летом 2009 года.

Фото: Ralf Roletschek | Википедия

И… уже одиннадцать лет этот участок остается оторванным от остальной сети, и работает независимо от нее. Из конца в конец линии U55 курсирует один единственный состав из двух вагонов. В народе эту линию, чье строительство обошлось исключительно дорого и не принесло особого смысла для решения городских задач, в народе прозвали «канцлерским метро» (Kanzler-U-Bahn). На его средней станции Bundestag помимо зданий немецкого парламента находится еще и здание управления делами канцлера (Kanzleramt), прозванное в свою очередь за характерный внешний вид «стиральной машиной».

Очень трудоемкое из-за двойного пересечения с рекой Шпрее в районе Музейного острова и дорогостоящее строительство отрезка между Brandenburger Tor и Alexanderplatz под улицей Унтер-ден-Линден (Unter-den-Linden) планируется завершить к концу этого, 2020 года. Тогда линия U55 соединится с основной веткой U5, ведущей из центра города далеко на восток. В результате центр восточного Берлина будет объединен одной общей линией, на которой без пересадок можно будет доехать от главного вокзала в восточную часть города через все основные достопримечательности.

Фото: Николай Мясников | «Живой Берлин»

Станция Rotes Rathaus откроется прямо перед входом в Красную ратушу — отсюда рукой подать до исторического квартала Святого Николая (Nikolaiviertel).

Станцию Museumsinsel уже сейчас называют «культурной» (Kulturbahnhof), а чтобы ее внутренний антураж соответствовал архитектуре Музейного острова и других зданий поблизости, потолок станции превратят в звездное небо по образу декораций Шинкеля для оперы «Волшебная флейта».

Станция Unter den Linden станет трехуровневой: с нижней платформы по новой U5 можно будет уехать на запад или восток, на верхнем уровне уже существующая U6 будет по прежнему отправлять пассажиров на север или юг, посередине — переход между частями света.



* * *

В 1950-х годах BVG, не подозревая еще о том, что произойдет с Берлином в ближайшие десятилетия, разработала так называемый «План двухсот километров». В нем были собраны все наиболее важные идеи развития метро, придуманные за прошедшие к тому времени полстолетия, а также добавлены новые, тщательно проработанные проекты. В случае его реализации общая протяженность всех линий берлинской подземки должна составить 200 километров.

План оказался настолько хорошо продуман, что актуален и после объединения Германии, и, возможно, останется таковым через сто лет. Вероятность реализации отдельных его частей различна — на месте не стоят ни конкуренты в лице S-Bahn (самая приятная часть их планов — восстановление заброшенной ветки в Сименсштадте, работы уже начались) ни технологии, ни социально-политические факторы. И именно в соответствии с этим планом идут все текущие разработки и строительства.

Фото: Николай Мясников | «Живой Берлин»

Давайте остановимся на главных отличиях «Плана двухсот километров» от того, что мы с вами имеем в 2020 году (по схеме «будущая ветка в плане — реальность»).

  • U1 — это практически гибрид нынешних линий линий U1 и U3, только продленная на две станции. С юго-западного конца до Mexikoplatz (пересадка на S1), а с северо-восточного до Frankfurter Tor (пересадка на U5).
  • U2 должна на западе пересечь реку Хафель и пойти дальше до границы города в Шпандау, пересекаясь по дороге на станции Rathaus Spandau с U7 и S5. На северо-востоке она прирастет только одной станцией — Pankow Kirche.
  • U3 в центральной своей части должна будет повторить нынешние U1 и U2. На западе она пересечет U7 на Adenauerplatz и кольцо S-Bahn, а затем дотянется до Theodor-Heuss-Platz (пересадка на U2). Другой ее конец поведет от Alexanderplatz через Weissensee до северо-восточных окраин Берлине — Karow и Falkenberg.
  • С малюткой U4 ничего экстраординарного не произойдет, разве что ее продлят на одну станцию с северного конца до Magdeburger Platz.
  • U5 соединит аэропорт, или что там на его месте будет, Tegel через кольцо S-Bahn на Jungfernheide (пересадка на U7) с главным вокзалом Hauptbahnhof, а затем через Brandenburger Tor, поглотив U55, с Alexanderplatz. Однако планы по продлению U5 к аэропорту Tegel на данный момент выглядят сомнительными или, по крайней мере, не краткосрочными.
  • Линия U6 останется неизменной, как отлитый в бронзе идеал.
  • U7 соединит самую западную окраину Берлина Staaken в Шпандау с пока еще виртуальным (скоро, скоро) аэропортом Берлин-Бранденбург им. Вилли Брандта в Шёнефельде.
  • Ветка U8 получит небольшое продление на севере до Märkisches Viertel — жителям этого квартала метро было обещано еще сто лет назад.
  • Несколько станций дополнят линию U9 до южных окраин столицы в районе Lankwitz.
  • Для линии метро U10, которую планировали еще в «золотых двадцатых», были подготовлены несколько туннелей и даже станций (в местах пересечения с другими линиями). Она должна была проходить от Weissensee на северо-востоке Берлина, через центр города, в район Шёнеберг и далее к южной границе столицы. Однако позднее северную часть ветки отменили в пользу линии U3, а южную убило строительство веток городской электрички S1 и S2. Впрочем, демонстрации сторонников строительства ветки проходят в Weissensee регулярно.
  • Очень удобной может стать линия U11, которая, согласно плану, будет проходить с запада на восток от главного вокзала Hauptbahnhof через районы Mitte и Prenzlauer-Berg, через кольцо S-Bahn на станции Landsberger Allee и район Marzahn к северо-восточным окраинам Берлина, во многом повторяя нынешние трамвайные маршруты M6 и M8.

Фото: S. Gollin | Википедия

Берлин, ставший Большим ровно 100 лет назад, отлично живет во много благодаря своей качественной и, что важно, улучшающейся транспортной системе. И наше метро — это важная ее часть. Быть может, даже определяющая. По крайней мере, идеологически.

Все материалы серии вы найдете здесь →

Николай Мясников
при участии Оли Мишарёвой
и Татьяны Буловятовой

Фото в анонсе: Николай Мясников | «Живой Берлин»


Читайте также:

Николай Мясников

Николай Мясников

Директор проекта и издатель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий