«Живой Берлин» поставлен на паузу. Продолжение следует

Уважаемые наши читатели, друзья! Не нужно думать, что это накрывшая нас всех пандемия привела к тому, что любимый всеми нами и вами онлайн-журнал остановлен. Совсем нет. Все серьезнее.


На протяжении нескольких последних лет мы наблюдаем кризис традиционных медиа, в число которых, как ни странно, входят и относительно новые онлайн-издания. Когда мы, редакция «Живого Берлина», обнаружили себя в этом кризисе, мы, конечно, попытались что-то поменять. Мы даже придумали прекрасную — так нам тогда казалось — концепцию нового формата «Живого Берлина», подразумевающую выход на общеевропейский уровень. И даже что-то начинало получаться…

Но нет. Это «что-то» оказалось тем же самым кризисом, только вид на него был сбоку. Что ж, тоже опыт, увидеть кризис с разных сторон. И убедиться, что все не так просто.

В новые времена, когда каждый стал сам-себе-медиа, выживание такого ресурса, как «Живой Берлин», упирается в необходимость получать плату за труд. Деньги могут прийти из трех источников:

  • продажа рекламы,
  • финансирование от внешней структуры,
  • читательская подписка.

С подпиской все плохо не только у нас: практически ни одно издание на деньги подписчиков не живет, читатель не готов платить много за качественный продукт, собранный в одном месте. Лучше — так кажется читателю — собрать качественный бесплатный продукт в разных местах. Мало платить тоже практически никто не готов — бесплатной информации вокруг сейчас столько, что создается иллюзия ее полной доступности (именно иллюзия и именно из-за невообразимого количества, которое перед употреблением необходимо тщательно просеить и отфильтровать, о чем большинство, конечно же, забывает). Так что в аккаунте «Живого Берлина» на сервисе поддержки авторов Patreon на пике было семь подписчиков.

С продажей рекламы другая проблема: редакция должна обеспечить массовый поток читателей. Не вас, любимые вы наши, а многих других, которых, вообще говоря, мало интересует декларируемая нами точность и взвешенность материалов. И мы осознаем, что, пойдя таким путем, мы неизбежно бы «ожелтились». Желтый Мертвый Берлин. А нам это не нравится. Вот мы и не пошли.

Мысль о финансировании от внешней структуры в обмен на поддержку чьей-то повестки вызывает у нас боль. Мы знаем лишь один успешный опыт подобного рода, Британская вещательная корпорация (BBC), получающая финансирование от государства, но при условии невмешательства оного в медийный процесс. Это редкая история непонятных британцев, где и на референдумы все еще без паспорта ходят… Остальным такого не видать, в том числе и нам.

При этом социальные сети изменили саму площадку, на которой идет игра.

Нам более всего нравится метафора, что медиа-поле из двумерного превратилось в трехмерное. Оказалось, что избранные, те, кого интересует объективная информация, могут настраивать ленты своих соцсетей так, чтобы таковую информацию получать. Те же, кого объективность информации не волнует, не волнуются и живут в своем информационном пузыре. Но и те и другие отказываются жить на плоскости, и даже простейшие оказываются в объеме с тремя измерениями: «традиционные медиа — социальные сети — собственный мозг».

В трехмерном мире жить сложнее, но интереснее.

Как в эту новую трехмерность вписаться «Живому Берлину» мы, честно говоря, пока не понимаем.

Мы не просим совета. Мы не призываем жалеть нас. Мы даже не хотим денег. Потому что непонятно, как их тратить. Серьезно: вот дал бы сейчас нам кто-то много денег… Мы бы такие: ой… Так что лучше пока придержите свои деньги для нас до того момента, пока мы не скажем, что готовы. И вот тогда мы возьмем. Сразу. Или частями.

Мы хотим понять, как выстроить политику издания в новом мире, гораздо более сложном и любопытном, чем это было даже пять лет назад. И прозябать-пережидать в этом мире значит себя не уважать. А мы пытаемся себя уважать.

И вас, дорогие наши читатели и друзья, мы не хотим подводить. Потому ставим «Живой Берлин» на паузу. Снять его с паузы будет технически легко. Как только мы поймем, зачем и на что нам работать.

А пока что… Счастливо оставаться! Берегите себя в трехмерном медиапространстве. И помните: главная из указанных трех осей «традиционные медиа — социальные сети — собственный мозг» — мозг. Без «Живого Берлина» прожить можно. Без фейсбук-странички «Живого Берлина» прожить тоже можно. Без мозга прожить нельзя. То есть можно, но зачем?

Заверяем вас: когда «Живой Берлин» снимется с якоря… то есть с паузы, вы об этом неизбежно узнаете. Потому что это будет нечто.

Удачи вам, нам и Британской вещательной корпорации.

Фото в анонсе: rh2010 | AdobeStock

Борис Шавлов

Главный редактор. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий