Эдвард Бергер о своем фильме «Вся моя любовь» и особенностях работы над авторским кино в Германии
«Вся моя любовь» (All My Loving / Geschwister) рассказывает истории троих сиблингов — Штефана, Юлии и Тобиаса. Каждый из них переживает свой собственный личностный кризис. Все вместе они встретятся только в прологе и эпилоге, свой путь в поисках счастья каждый пройдет по отдельности.
Наталья Жук, «Живой Берлин» (Н.Ж.): Вы пробились на международный кинорынок и доказали там свою состоятельность. Почему вы продолжаете заниматься камерными авторскими проектами в Германии?
Эдвард Бергер (Э.Б.): Я с огромным удовольствием делаю мои маленькие личные фильмы. Они сравнительно недорогие и адресованы вполне определенной аудитории. Эти истории берут начало в моей культуре, во мне самом, в том прошлом, от которого я не могу убежать. Я не могу внезапно выдумать историю, которая происходит в Гонолулу, в Китае или Северной Америке.
Н.Ж. (к Неле Мюллер-Штефен): Насколько сложно снимать авторские фильмы в Германии?
Неле Мюллер-Штефен (Н.М.Ш.): Это невероятно тяжело, особенно когда речь идет о финансировании. Зато у нас в принципе была возможность создать этот проект: очень специфический, особенный, очень «собственный». И у нас это получилось, так что все выглядит не так уж безнадежно.
Н.Ж. (к Эдварду Бергеру): Можно ли сказать, что ваши работы объединяет
Э.Б.: Одна из общих тем в моих фильмах — путь одиночки в обществе. Джек был совсем один. Главная героиня фильма, над которым мы работаем сейчас (Ice), тоже совсем одна и должна найти свой путь в жизни. И сиблинги во «Всей моей любви» тоже, каждый
Н.Ж.: Двигает ли это одиночество личный прогресс вперед или наоборот тормозит его?
Э.Б.: Я считаю, что это барьер, стена, которую мы строим вокруг себя и которую все время пытаемся разрушить, чтобы вырваться наружу. Но сделать это невероятно тяжело, ведь в мире не так много людей, с которыми мы
Я уверен, что общность, сопричастность с другими очень сильно помогает нам не только понимать друг друга, но и находить путь к нам самим. Мне самому чрезвычайно сложно находить такое окружение, в котором я чувствую себя полностью довольным и счастливым, в котором я могу быть самим собой. Одиночество — препятствие на пути к собственному счастью.
Н.Ж.: Во «Всей моей любви», «Джеке» и «Патрике Мелроузе» мы наблюдаем за развитием личности в рамках семейной системы. Можно ли сказать, что это еще одна тема, объединяющая ваши работы?
Э.Б.: Я никогда об этом не задумывался. Интересно, что вы обратили внимание на эту тенденцию. Семья — средоточие конфликтов и поисков себя, своих сильных сторон, своего пути. Это тот кинематографический материал, с которым каждый зритель может себя идентифицировать. Между членами семьи случается множество интересных конфликтов, в которых они должны бороться за свою свободу. Но конечно же меня интересуют и другие темы.
Персонажи фильма «Вся моя любовь» — представители того поколения, которому не пришлось бороться за выживание, на их долю не выпало экономических кризисов и войн, но это совсем не означает, что у них нет проблем. Проблемы каждого из них куда более личные.
Штефан (Ларс Айдингер, Николай Второй из «Матильды», ЖБ) — пилот, человек, который живет одним днем. В его квартире пусто как в отеле. У него есть дочь, но нет детской комнаты. Романы на одну ночь он находит, надевая летную форму и рассказывая дамам, что завтра ему в рейс. У него появились серьезные проблемы со здоровьем и доктор советует задуматься о переквалификации, но Штефан продолжает верить, что «все еще наладится».
Юлия (Неле Мюллер-Штефен) души не чает в своей собаке Рокко, которую она вынуждена оставить на брата Штефана, пока они с мужем едут в отпуск. Но Юлия никак не может расслабиться, ее ничто не радует. История выходит на новый виток, когда Юлия находит на улице бродячего пса и все ее внимание переключается на него.
Тобиас (Ганс Лев) — отец троих детей и вечный студент. Стоит ему сесть за очередную письменную работу, тут же раздается требовательное «Пааапааа!». Его жена занимается карьерой, а он делает то, что должен. Не удивительно, что, когда в другом городе заболевает его «несносный» отец, именно Тобиас едет присматривать за ним и за матерью, которая никак не хочет признать серьезность ситуации.
Н.Ж. (к Неле Мюллер-Штефен): Что именно вы хотели донести до зрителя, когда писали сценарий для «Всей моей любви»?
Н.М.Ш.: С помощью этих трех персонажей мы хотели показать, что человек должен оставаться открытым к новому в жизни. Это поможет ему приблизиться к счастью. Не следует оставаться в «удобном» настоящем с мыслью: «я уже выбрал свой путь и не сойду с него».
Н.Ж.: Чем для вас важна работа именно над авторскими проектами?
Н.М.Ш.: Для меня самым важным, безусловно, является процесс. Мне пока доводилось писать только такие сценарии, к которым у меня лежала душа и где мне не приходилось думать о количестве будущих зрителей и конкурентоспособности фильма. Я понимаю, что это огромное счастье и привилегия.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Н.Ж. (к Эдварду Бергеру): Чем отличалась работа над «Всей моей любовью» от работы над крупными студийными проектами вроде «Патрика Мелроуза» и «Террора»?
Э.Б.: Сценарий для «Всей моей любви» мы написали сами, мы активно участвовали в продюсировании. Но главное отличие — у фильма не было такого количества денег и оснащения, как у большой красивой международной постановки. С другой стороны, у нас была невероятная творческая свобода: мы сами создавали этот фильм.
Н.Ж.: Есть ли
Э.Б.: Нет. Как только появляется тема, которая меня очень интересует, я сразу начинаю писать сценарий на ее основе. Сейчас у меня в работе два проекта, которые мне чрезвычайно интересны. И для меня всегда самое главное — это персонаж, который стоит в центре истории.
Фильм «Вся моя любовь» (All My Loving) выйдет на экраны Германии под названием Geschwister 23 мая 2019 года. А если вам интересно увидеть Ларса Айдингера не только на экране, но и в театре, имейте в виду, что он вернулся к своей роли Ричарда Третьего в театре Schaubühne. Ближайшие спектакли состоятся 23, 24 и 25 апреля.
Читайте также:
- Берлин глазами режиссеров. Каким мы видим город в кино
- Видео: «Ревущие двадцатые»: Берлин — столица мира (грез)
- Вопрос ребром: Как раздобыть билеты на Берлинале
Культурный обозреватель. Берлин