Берлин глазами режиссеров. Каким мы видим город в кино
Город в центре внимания
Режиссер Клаус Лемке однажды назвал фильмы о Берлине «субсидированной бессмыслицей для беспокойных дочек и сыночков», а затем и сам снял точно такую же «бессмыслицу». Столица Германии как место, где мечтатели, творческие личности и те, чьи жизни разрушены, а также те, кто освоил искусство красиво жить, существуют бок о бок,
Образ Берлина в кино появился давно. Невероятная привлекательность этого города начинает прослеживаться с Западного Берлина 1980-х годов. «Чувствую себя хорошо, я без ума от Берлина», — поет группа Ideal в документальном фильме B-Movie (2015), ностальгическом воспоминании о панк-сцене, существующей на обеих сторонах города в то время. «Берлин был даже более разрушенным, чем Манчестер», — вспоминает Марк Ридер, эмигрант из Великобритании, который является закадровым голосом в этом фильме.
Музыка таких групп, как Einstürzende Neubauten и Malaria!, выражает это отношение к жизни. Даже Дэвид Боуи провел здесь
Хип, хиппер, хипстер: самоопределение в большом городе
Берлин сейчас — один из главных городов мира, что также находит отражение в связанных с ним фильмах. В ленте Desire Will Set You Free американский писатель с еврейскими корнями, роль которого играет режиссер картины Йони Лейзер (Yoni Leyser), влюбляется в русского «мальчика по вызову». Краудфандинговый проект стал основой для процветающего городского гей-сообщества, которому больше не нужно сражаться за то, чтобы быть на виду. «Как трансвестит ты всегда найдешь работу в Берлине», — говорит сотрудник центра занятости.
В фильме Клауса Лемке (Klaus Lemke) Berlin for Heroes (2012) от пародии на хипстеров волосы на голове встают дыбом, но он все так же про любовь, секс и работу. Этот 76-летний ветеран стихийного андеграундного кино показывает небольшую группу беспечных самодовольных новичков в их бессмысленном самолюбовании. Продолжая постоянно искать и демонстрировать себя, рано или поздно они все побывают друг у друга в постели. Что их к этому побудило, точно резюмировано в роуд-муви 2012 года The Girl, Me & the Fatty Феликса Штинца: «Вы ничего не знаете и ничего не делаете, поэтому отправляйтесь в Берлин!»
Между идиллией и джентрификацией
Целая вечность отделяет нас от фильмов первых лет после объединения Германии, в которых преобладали темы напряженной неопределенности существования Востока и Запада. Даже совсем недавние фильмы, как, например, «Лето на балконе» (Sommer vorm Balkon) — комедии Андреаса Дрезена (Andreas Dresen) 2005 года, в которой коренная жительница Берлина и девушка с юга страны счастливо живут в районе Пренцлауэр Берг до того момента, как джентрификация разрушает их идиллию, уже выглядят устаревшими: в наши дни процесс коммерческой реконструкции завершен и пик популярности престижных районов уже пройден.
Сквозная шутка в трагикомедии Oh Boy (2012) Яна-Оле Герштера (Jan Ole Gerster) заключается в безуспешных попытках почти тридцатилетнего Нико найти приемлемый по цене кофе, соответствующий его изменившимся финансовым обстоятельствам. «Колумбия или арабика?» — воркует девушка из Южной Германии
Тихие моменты в столице вечеринок
Ни одному фильму не удалось так уловить и передать постоянное движение этого города, как Victoria (2015) Себастьяна Шиппера (Sebastian Schipper). В этой абсолютно экспериментальной картине, снятой одним 140-минутным дублем, молодая испанка соглашается продолжить долгую «клубную» ночь с четырьмя юношами, гуляет с ними по городу и в финале становится соучастницей ограбления банка. Разговаривая с ней на ломаном английском, смазливый Зонне описывает себя и своих друзей как «настоящих берлинцев, а не приезжих», подразумевая людей, которые переехали в этот город из других мест.
И это та мысль, которой проникнута наэлектризованная атмосфера модных городских тусовок и развлекательных центров. В момент затишья Виктория рассказывает свою историю: отсутствие каких-либо перспектив в ее обедневшей и всем задолжавшей родной стране привело ее сюда, где она работает за гроши в кафе. Берлин оказывается не только разнузданной и яркой столицей вечеринок, но и раем для беженцев со всего мира, для гастарбайтеров и гедонистов, для вольных и невольных переселенцев, полных надежд на лучшую жизнь.
Настоящие берлинцы, реальные проблемы
«Настоящие берлинцы» тоже существуют, как в чудесной эксцентричной трагикомедии Акселя Раниша (Axel Ranisch) I Fell Like Disco (2013), действие которой происходит в отдаленных районах города.
В ленте Neukölln Unlimited (2010) Агостино Имонди (Agostino Imondi) и Дитмара Ратша (Dietmar Ratsch) мы знакомимся с Хассаном, Лиалом и Марадоной, тремя братьями из семьи, бежавшей из Ливана. Все они родились в «проблемном районе» Нойкельн и долгие годы боролись с отторжением их обществом. Только лишь в брейкдэнсе они получают то признание, в котором им отказывали. Хассан разумно рассуждает о нелепых терминах, которые используются в бюрократических процессах в Германии (как слово «Härtefallkommission», обозначающее комиссионные за работу в трудных условиях), разоблачая все интеграционные горячие дебаты последних лет. Из всех киношных берлинцев он единственный, кто готов назвать Берлин своей родиной — местом, где он родился.