Владимир Сычёв: Я — уличный фотограф!
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
В его квартире фотографий почти нет. Только маленькие черно-белые виды Парижа начала века на кухне. На стенах — картины художников-друзей. («Я всю жизнь дружу с художниками, мне с ними интересно»). «Союзом нерушимым» пиликает мобильник. «Эту мелодию узнают во всем мире. Телефон звонит — люди вздрагивают!» — и улыбается. Он вообще улыбчивый, кстати. На холодильнике магнитик переливается путиным-медведевым («Смешно, да?»). А в морозилке — пельмени. «Не хотите? Со сметаной?».
Ксения Максимова: Вы себя называете русским фотографом или только родившимся в СССР?
Владимир Сычев: Я везде говорю, что я русский. Если говорить, что я француз Владимир Сычев — глупо звучит. Хотя паспорт у меня французский. Первые десять лет эмиграции я был без гражданства. Получил его благодаря великому политику Шираку, потому что он обожал русских. Когда он стал премьер-министром, он мне все устроил. С Шираком я объездил весь мир, дома у него был, фотографировал его с собачкой, с детьми,
— То есть происхождение иногда на руку играло?
— Ну да. Например, когда Жискар д’Эстен проиграл выборы Миттерану, я поехал к нему домой. Он выделил 20 минут на съемки и на интервью. Со мной была американская журналистка. Д’Эстен ее спросил: «Вы кто?». И, несмотря на то, что он вроде как человек культурный и весь такой charmant, сказал как отрезал: «Не люблю американцев!». И повернулся ко мне: «А вы кто? Русский?!!» — обрадовался и проговорил со мной сорок минут. Спас моей коллеге интервью.
— О чем говорили?
— Да обо всем, о Чехове, о литературе, о музыке. А в конце д’Эстен байку мне рассказал: «Я же семь лет был министром финансов, еще семь — президентом. Я со всеми политиками знаком. Знаете, кто из них мой самый любимый? Брежнев! Мы с ним
Восток
— Вы ездили фотокором со всеми французскими президентами, начиная с д’Эстена и заканчивая Саркози. Часто вообще главы государств видят в фотографе из агентства живого человека?
— Фотограф редко оказывается один на один с президентом. Обычно нас ставят всех вместе где-нибудь, откуда положено снимать. Домой почти никогда не зовут. Д’Эстен и Ширак были исключением, они русских любили. Еще я был у Миттерана на даче, когда к нему Горбачев приезжал. Кстати, оказалось, что у Михаила Сергеевича фантастический баритон. Он там пел «Подмосковные вечера». Вот такой голос! Я обалдел. А сам Миттеран — это хитрейшая лиса, которую я только видел в жизни. Даже говорить об этом не буду, пусть французы говорят.
— А какие у вас были фото-достижения в ваш «президентский» срок?
— Мне везло. Все журналы хотели публиковать мои фотографии. Одно дело, ты русский, ты первый — вроде как, хочешь не хочешь, возьмешь. А когда с президентом ездит пять-шесть фотокоров от агентств, а издания покупают именно твои снимки — значит,
— А как вы из «первого русского» превратились в «хорошего»?
— Я был первым, кто привез на Запад фотографии повседневной советской жизни — не достижения народного хозяйства, а именно взгляд советского фотографа на советскую жизнь. Paris Match сразу же напечатал в двух номерах 45 страниц моих фотографий. Это был самый большой фоторепортаж одного автора в истории журнала. За ним эти фотографии опубликовал Stern — 55 страниц с обложкой. И понеслось. Times, Newsweek, Life: в первый год все журналы мира печатали мои советские снимки. И в 1980-м году я стал самым печатаемым фотографом мира.
Восток
— Просто сказка про Золушку! Кто вас пиарил? Хельмут Ньютон, с которым вы подружились?
— Никто не пиарил, я сам. Первые четыре месяца после переезда я сидел в Вене. Показывал фотографии, которые привез с собой из дома — никому они были не нужны. А потом, когда уехал в Париж, позвонил в SIPA Press (крупнейшее информационное агентство Франции — ред.) —
— И уличный фотограф — вы ведь так себя называете? — стал снимать под девизом Хельмута Ньютона «Sex sells»?
— Ньютон за моей спиной буквально заставил французский Vogue дать мне пробное задание. Vogue так сопротивлялся!
— Первое, что вы мне сказали, когда я пришла — это что вы любопытный и любите «нос сунуть, куда не положено». Это куда, например?
— Например, 25 лет назад сюда, в Берлин. В ноябре 1989 открываю газету International Herald Tribune, а там новости из Германии. Сообщается, что на пленуме ЦК СЕПГ исключат пятерых членов. Я тут же сел в машину и помчал в Берлин. Подумал, явно
— Какими были те берлинские кадры?
— Было уже темно. Я пошел вдоль Берлинской стены. У Бранденбургских ворот из брандспойтов поливали людей, которые наверх влезли, а они зонтиками защищались. Это были фотографии эйфории, в которой люди ходили по городу. Я еще на неделю остался. Везде демонстрации проходили, я их снимал. В Лейпциг тоже ездил.
Запад
— А уже через месяц с небольшим мир обошли ваши снимки кровавой революции в Румынии. Снимать новости — в этом есть романтика?
— Не романтика, азарт. Хочется сделать хороший кадр. Мы прилетели в Бухарест, добрались до гостиницы и пошли пешком. Автобус в центр ехать отказался. Мы ориентировались на звуки выстрелов и дошли до центральной площади. Но была ночь, а ночью снять
— Ваш коллега, корреспондент Пятого канала Жан-Луи Кальдерон, погиб в ту же ночь?
— Да. На центральной площади стояли танки с работающими моторами. А стрельба шла из пулеметов. С одной стороны — Королевский дворец, в нём секуритате. С другой — здание ЦК, его заняли противники Чаушеску. И вот началась перекрестная пальба из автоматов. Зеваки и журналисты стали прятаться за танки. Мы с Кальдероном были за последним. У меня одна мысль была: только бы этот танк с места не сдвинулся, иначе нам хана. Когда стрелять перестали, я вылез, а Кальдерон не успел. Танк поехал и задавил его гусеницами.
— В Румынии, можно сказать, повезло, а в 1993-м в Москве около Белого Дома вас ранили. А пятерых ваших коллег, иностранных корреспондентов, убили. Ради хорошего кадра стоит лезть под пули?
— Никогда! Я считаю, что жизнь — это единственное, что у нас есть, и ставить ее против фотографии — это безумие. Тех, кто так считает, лечить надо. А я просто люблю журналистику, и когда в мире происходят интересные события, конечно, я хочу туда ехать. Но это не значит, что я хочу лезть под пули!
— Как определить жанр, в котором вы работаете?
— Я — уличный фотограф. Я без фотоаппарата не выхожу из дома
Запад
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
— А что так скромно? Почему не фотохудожник?
— Потому что манией величия не страдаю. Фотография — не искусство, она к искусству никакого отношения не имеет. Это репродукция реальности, и самое главное — ухватить момент. Этого нет нигде, только в фотографии. И важны композиция и свет, которые есть в живописи. Художник берет пустой холст и делает из него искусство, если он хороший художник, конечно. А фотограф улавливает то, что происходит в реальности, которая находится в радиусе от трех до пяти метров от него. Хорошую черно-белую фотографию еще можно повесить на стенку. А хорошая цветная фотография годится только на коробку от конфет. Еще сорок лет назад я понял, что фотография — это ремесло. Ничего страшного в этом нет.
— У вас есть аккаунт в Instagram?
— Нет, я даже не знаю, что это такое. Мне неинтересно.
— А селфи вы когда-нибудь делали?
— Тоже нет. Один раз в жизни меня сняли вместе с Хельмутом Ньютоном, моим же фотоаппаратом, в кафе. А так я никогда ни с кем не фотографировался. Никаких «я и Лев Толстой». Меня моя персона вообще не интересует.
Материал опубликован с любезного согласия журнала «Шо» ■
Читайте также:
- Автор «Коллектора» Алексей Красовский: Берлин похож на Долгопрудный | Видео
- Паралимпийка Елена Кравцова едет в Рио за медалью для Германии
- Людмила Улицкая: «Рак научил меня радоваться жизни»
- Лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров: В Берлине нулевой уровень агрессии
Берлин
Большое спасибо!Увлекаюсь «стритом», но о Сычеве никогда не слышал.
Почему все фото какие-то специально уродливые что ли?