Метро в большом городе. Часть II. Между великими войнами
В результате Первой мировой войны и Ноябрьской революции 1918 года Германская империя превратилась в парламентскую демократию, известную как Веймарская республика. Жизнь начала понемногу налаживаться. Весной 1920 года прусский парламент принял давно назревшее решение, названное «Законом о Большом Берлине» (Groß-Berlin-Gesetz).
К осени 1920 года в состав стремительно растущей столицы вошли все ее пригороды: Вильмерсдорф, Кёпеник, Нойкёльн, Лихтенберг, Шарлоттенбург, Шёнеберг и Шпандау, а также шесть десятков окрестных сельских общин. Внешние границы города с тех пор практически не менялись.
После создания Большого Берлина количество жителей города увеличилось в два раза и составило почти 4 миллиона человек (да, это больше, чем в 2020 году). Столица Германии превратилась в третий по размерам мегаполис мира — после Лондона и Нью-Йорка. Транспортные проблемы от этого, понятно, не только не решились, но и местами усугубились.
А тут еще настали «золотые двадцатые». Метрополия с невероятным культурным разнообразием влекла к себе людей со всего мира, по большей части представителей творческих профессий. Город свободы от предрассудков, условностей, табу и осуждения, свободы эксперимента, сексуальной свободы. Тогда эротикой и развратом была пропитана, казалось, каждая молекула воздуха. В короткую и яркую эпоху «золотых двадцатых» сексуальная жизнь Берлина переливалась всеми цветами радуги. И об этой радуге грезили геи и лесбиянки всей Европы. Самым «злачным» был район улиц Кляйстштрассе и Бюловштрассе — аккурат вдоль первой надземной линии метро.
Неудивительно, что город стал популярным местом для секс-туризма. Кристофер Ишервуд писал:
«В отличие от Парижа, где можно было просто купить секс, в Берлине нужно было быть специалистом в сексе: вы желаете девственницу, юношу или женщину преклонного возраста в кожаных сапогах и с кнутом?».
Если ты не мог сам разобраться в своих желаниях, можно было сходить в Институт сексуальных наук, причем бесплатно. Берлин был столицей, где гомосексуалы могли вести нормальный образ жизни, не опасаясь гонений. Здесь были бары и клубы, юристы и врачи, гостиницы, парикмахерские и прочие услуги специально для представителей секс-меньшинств.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Интенсивное развитие транспортной сети возобновилось именно в тучных двадцатых. Город постепенно избавился ото всех частных компаний, задействованных в отрасли: у кого полностью выкупил долю, кого через суд разорил. Это позволило централизовать и оптимизировать не только повседневную работу транспорта, но и
Двадцатилетний опыт эксплуатации метрополитена был обобщен и изучен. Оказалось, что платформы длиной 80 метров слишком коротки для возросшего пассажиропотока. А поезда шириной 2,30 метра (стандартная ширина трамваев конца XIX — начала XX века) — слишком узки. Было решено все новые туннели и станции строить из расчета на поезда шириной 2,65 метра и длиной 100–110 метров.
Изменилась и схема подачи электричества. Неизменной осталась лишь ширина железнодорожной колеи — 1,435 метра. Так в Берлине появились две технически разные и полностью независимые в эксплуатации сети метрополитена, называемые «малым» и «большим профилем» (Klein- und Großprofil).
Самые первые линии метро, проходившие с востока на запад, соединяли богатые районы Берлина с обеспеченными пригородами. Теперь же пришло время сделать и жизнь рабочих окраин на севере и юге столицы более комфортной. С 1923 по 1930 были построены большие части линий, называемых сегодня U6 и U8. Тогда же провели и участок нынешней линии U5 от Александерплац (Alexanderplatz) до Фридрихсфельде (Friedrichsfelde).
А потом началась Великая депрессия. До Второй мировой войны оставалось еще несколько лет, но подготовка к ней уже шла полным ходом. Денег на дальнейшее строительство метро не осталось.
Продолжение следует. Все материалы серии вы найдете здесь →
Читайте также:
- Метро в большом городе. Часть I
- «Ревущие двадцатые»: Берлин — столица мира (грез) | Видео
- От овса до киловатта: 150 лет берлинскому трамваю
Директор проекта и издатель. Берлин