Очень женский форум. Самореализация вопреки страху и форс-мажору

Smart Forum Women: как это было и кто там был? И главный вопрос для тех, кто там не был: стоит ли идти в следующий раз? Ограничений, кроме гендерных, — то есть на возраст, профессию, страну — для участниц нет. Язык общения — русский. А профессии самые разные: врачи, дизайнеры, психологи, маркетологи, филологи, рекрутеры, турбизнес... А были еще те, кто любит шить, фотографировать, делать керамику и даже татуировки, всего и не перечислишь. В чем идея форума и почему он только для женщин?

Главный идеолог и организатор форума Аделина Амлинская считает, что женщинам в бизнесе тяжело. Тут и негативное отношение общества к тем, кто занимается собственным делом: все начинают вздыхать, охать и отговаривать. Тут и очевидность того, что стресс-факторы (эмиграция или развод) на женщинах сказываются сильнее, чем на мужчинах. Или кто-то кое-где у нас порой считает, что после сорока женщина уже никому не нужна, а тут вдруг на тебе: и дети, и бизнес, и работа.

«Я вижу этих женщин, у них глаза, как потухшие фары в машине, я и сама была в такой ситуации… и решила, что я сделаю этот формат в поддержку женщин».

Форум длился два дня. Первый день был посвящен докладам, второй — мастер-классам.

Фото: Polina Negus

Уже первое выступление на тему «Глобальные тренды в продвижении. Маркетинг как зеркало нашего времени» Евгения Беляйкина вызвал жаркие дискуссии. Если о Storytelling и стратегии sinus milieus слушали просто внимательно, то при упоминании слова «мегатренд» на докладчика посыпались вопросы со всех сторон. Стоило сказать, что «мегатренд — это дух времени, то, что мы видим в разных сферах, в разных частях общества, это чувство, информация», как сразу же прилетел вопрос вопросов: «Как угадать мегатренд?» Тут он уж только развел руками:

«Не всегда понятно, почему одна тема летит, а на другую никто не реагирует. Если бы все знали, как это работает, то политикам было бы легче».

Впрочем, далее оказалось, что тренды и даже мегатренды в презентации есть. Например, противоречивые тенденции, которые объединяются вместе, образуя тренд. Иначе как объяснить появление и употребление таких странных неологизмов как freemium (free и premium — это когда сначала предлагают базовые функции бесплатно, а за дополнительные надо платить), Glokalisierung (глобализация и локализация в одном флаконе — это когда маленькие локальные производители могут благодаря новой системе коммуникации продавать во всем мире). Сюда же подходит и слово Frenemies (friend — enemy) , впрочем, это как раз известный феномен: «друг мой — враг мой». И еще многое другое, например Realdigital и Downaging (кому интересно, погуглите сами).

Кстати, первый докладчик был практически единственным присутствующим на форуме мужчиной… Кроме него еще был приятный молодой человек, помогающий с техникой, но он был совершенно незаметен, так как все время молчал и к тому же со своими длинными распущенными волосами отлично мимикрировал под окружающую среду.

Фото: Polina Negus

Второй доклад был на тему заканчивающегося десятилетия — о стартапах. Предпринимательница из Берлина Цветана Пенова рассказала о стартапе, который она сама задумала, организовала, нашла финансирование и теперь собирается вывести проект на самофинансирование. Тема ее презентации «Социальное предпринимательство — парадокс или новая модель».

Социальное предпринимательство — это метод решения общественных проблем предпринимательским путем — таково определение. Успешные истории и были одной из тем доклада.

Большее оживление вызвал пример российского проекта социального предпринимательства: крем-мед cocco bello, история «настоящего меда из настоящей деревни и с настоящими ягодами», тем более, что на слайде была фотография бабушки в модных очках.

Проект в зале знали как удавшийся эксперимент на российской почте — якобы от идеи до воплощения и при последующем развитии все шло замечательно. Но оказалось, что все не так просто… А еще Цветана рассказала о собственном проекте lernox.de по изучению немецкого, как иностранного.

«Не верьте Forbes и историям успеха, которые вам там рассказывают. Я сама знаю — все было не так! Да, у меня был прекрасный бизнес-план, но он был совершенно бесполезен. И у всех, кого я знаю, это был очень креативный хаотичный процесс. Иногда даже слишком творческий».

«Страшно было?» — задают очень женский вопрос из зала.

«Да, было страшно. И, знаете, были такие нехорошие ситуации, что хотелось прийти домой, встать под горячий душ и все это забыть. Например, какие-то технологические форумы и там толстые, пожилые, седые мужчины сидели и долго обсуждали, что правильно и что неправильно. И они это все долго обсуждали друг с другом. А я там тоже сижу и тоже должна с ними общаться, а я для них девчонка какая-то… Но хороших ситуаций было больше. Я встретила много классных людей, много удивительных женщин. И я поняла, насколько важно поддерживать эти контакты».

Так как Цветана прекрасно разобралась в системе поддержки некоммерческих проектов в Германии, обсудили и «шкурный вопрос»: сколько стоит открыть стартап?

«Начали мы с 30 тысяч евро, которые я сама вложила, потом получили гранты, потом нашли спонсоров и партнеров, а в последние полгода мы впервые начали зарабатывать и выходим на коммерческий рынок».

И какое же самое важное послание тем, кто задумывается открыть собственный стартап? — «Радуйтесь успеху. Даже если вы провалились и эксперимент не удался — радуйтесь!» Смех в зале.

«Обещайте мне: никогда-никогда не сравнивайте себя с героями статей Forbes. Плюньте на это. Это все маркетинговый фейк. И не бойтесь делиться своими идеями, потому что выстроить свой бизнес очень трудно и поэтому шанс, что вашу идею украдут, — ничтожен. А зато есть вероятность, что вы поделитесь своей идеей, кто-то другой — своей, и из этого вырастет что-то еще… И это очень классный драйв, который нужен предпринимателям. Я вначале боялась, а потом поняла, что ответ „нет“ у меня и уже так есть. „Нет“ у меня уже в кармане. Так чего же бояться?!»

Фото: Polina Negus

После выступления опытного рекрутера стало окончательно ясно, что мы, собравшиеся, — сила, и мы можем не только бизнес открыть, но и работу найти… А как это делать правильно, объяснила Евгения Акулова из Мюнхена с презентацией «Поиск работы в Германии для представителей креативных профессий: пошаговая инструкция» .

Итак, прочь женскую стеснительность и комплексы.

«Можно ли врать на интервью и в резюме? Нет! А раздувать? Да! Как хвост у павлина. Помогите рекрутеру. Кто вы? Чем вы можете быть работодателю полезны?» — советует Евгения.

Какие стратегии поиска работы подходят для немецкого рынка? Например, по опыту докладчицы, 86 процентов вероятности, что вас возьмут на работу, дает вам единственная стратегия: поиск себя и своих сильных сторон.

«Если вы ответите себе на вопрос: кто я, что я и чем я полезна в этом мире, а главное, какую пользу я хочу этой компании приносить, то вы выиграли в лотерею».

А вообще-то статистика для креативщиков такая: около 250 резюме → 2% интервью → 3 финалиста → 1 договор.

А вот что еще полезно, так это искать работу по рекомендации. Да, и в этой стране с большим доверием относятся к знакомым и знакомым знакомых. Так что самое время заниматься нетворкингом. Что, собственно, форум и предлагает.

Тема уникальности и сильных сторон прекрасно сочеталась с «Как сделать себя брендом — self-branding / я — успешный бренд» Валентины Удинцевой.

Аделина Амлинская показала очень стильную презентацию о стратегии бизнеса и вдруг, по ходу, задумалась. «А вообще-то я сейчас запускаю свой бизнес и не совсем по этой стратегии работала, хотя эта стратегия правильная».

В заключение первого дня Мария Тиунова вдохновила на метафоры и упражнения в группе и на них чудесным образом начался настоящий нетворкинг и наметились идеи и проекты второго дня.

А потом все желающие пошли танцевать.

Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com

Конечно, без проблем и накладок не обошлось. Я вот, например, лишь случайно попала на первый день форума. На странице в интернете адреса проведения не было (сейчас, да, на странице стоит, сама видела, а вот когда он там возник — не знаю) — я подсуетилась и мне его сообщили.

Впрочем, мне это знание помогло относительно, потому что место проведения незадолго до форума было изменено. Если бы меня предупредили, что такое вообще возможно, то я бы не расслаблялась и подсуетилась второй раз, а так ситуацию спасло лишь то, что я пришла на прежде указанное ранее место пунктуально к началу. А там уж я наткнулась на организаторов и вместе с ними поехала на такси, причем вместе опаздывая. Впрочем, и это не играло роли, потому к тому времени перегорели два проектора и все ждали участницу, которая вызвалась привезти оборудование из дома — на велосипеде. Затем не получилось выйти в интернет и видеослайды в презентациях показать не удалось. Да, все это форс-мажор, но видела я мероприятия, на которых техника все же работает.

Кроме того, программа менялась по ходу — форс-мажор коснулся и докладчиков. Одна из них не смогла приехать (именно в последний момент), но на ее место поставили сразу два других доклада. Они были хорошие, но стало еще сложнее ориентироваться в программе и рассчитывать время.

Перерывы были, а вот еда или хотя бы напитки в них предусмотрены не были. И здесь дело не столько в деньгах, сколько в эффективности работы: в паузах происходит полезное общение, хочется глотнуть воды и вовсе необязательно из-под крана в туалете, а после кофе с печеньками (кофеин плюс сахар) легче сконцентрироваться. На форуме же за кофе приходилось выходить наружу. При этом на Потсдамер Платц и по обычным-то выходным многолюдно, а за день до марафона проходило еще множество других спортивных мероприятий. Поэтому цены-то были привычно высокими, а вот очереди за кофе — необычно длинными. А в дополнение еще и погода постаралась: за окном то и дело шел проливной дождь — впрочем, это и был уже настоящий форс-мажор.

Фото: Polina Negus

Но вернемся к форуму. Который, несмотря на вышеизложенное, совершенно точно удался.

Второй день был камерный. Настоящий квартирник в берлинском лофте.
Мастер-классов было предложено аж пять:

  1. Стратегия вывода продукта на рынок. Аделина Амлинская
  2. Паттерны движений и личная эффективность. Татьяна Страшненко
  3. Мужское в женском. Светлана Шон
  4. Денежная энергия и женщина — возможна ли гармония. Ольга Деревянская
  5. Зачем начинающему предпринимателю знать о механизмах стресса? Юлиана Кун

И как выяснилось, две самые популярные и самые сложные темы в женском восприятии это сексуальность и деньги. И к тому же это «очень темные темы», к которым, по мнению участниц, «мы не очень любим прикасаться». Оказывается, именно здесь и кроются основные комплексы: деньги и секс вызывают наибольшее стеснение. Как попросить деньги за свою работу?

«А вы знаете, сколько вы стоите?», — спрашивает ведущая. Громкий смех и ассоциация: «продажная женщина». И вот как в этой ситуации перестать стыдиться продвигать себя и начинать зарабатывать?

Отзывы участниц после мастер-классов показали весь спектр эмоций и размышлений:

«Финансовая тема — очень болезненная, что-то сразу вызывает отторжение. А пообщались хорошо: мы чуть не передрались, но при это очень классно, все пытались друг другу помочь помочь, но это невозможно, в первую очередь помогаешь сам себе».

«Мне было интересно, какой-то свежий взгляд, свободное безопасное пространство. Я не уверена, что я бы в Москве пошла бы на такой семинар. Не в любой женской группе можно свободно говорить, сколько у тебя сексуальных партнеров».

«Супер-полезно. Я в Москве бы на такое никогда не пошла, потому что там у меня был статус и я сама такие штуки делала и программа какая-то сырая… но мне сейчас настолько фигово, что я шла сюда за поддержкой — и я ее действительно нашла. Мне все говорили, что в эмиграции не надо общаться с русскими, это ужасно… а оказалось классно».

«Я ответила на свой вопрос, на которой не могла найти сама ответа. Контактируя с людьми приблизительного своего уровня, я нашла решение».

* * *

Форум был очень женский. Тезис Ланы Шен — «после репродуктивного возраста у женщин начинается продуктивный» — вызвала всеобщее оживление. Кого это касается напрямую, говорят: «Когда мне чего-то не хватает, например, энергии, то я себе напоминаю: я нахожусь сейчас в продуктивном возрасте и надо продуцировать!» А те, которых это коснется еще не скоро, тоже порадовались: оказываются и они уже задумываются о будущем и, смотри-ка: после 45 и даже 50 еще есть жизнь! Приятно знать, что лучшее тебя, возможно, еще ждет впереди.

И все благодарили Аделину, которая «создает такое пространство, где много свободы, открытости, искренности, доверия и… не страшно. А это очень большая ценность».

А что считает сама Аделина и что нового на этом форуме по сравнению с предыдущими?

«В этот раз было очень много новых участниц. Практически 90 процентов. И это было очень интересно наблюдать, как они думали: „Это будет что?“ И все боялись, что будет скучно, слишком научно и что „я могу им не соответствовать“. Но в итоге спикеры совпали с аудиторией, они буквально нашли друг друга. Здесь все слушают очень внимательно, у нас собралась очень принимающая, поддерживающая аудитория. На форуме сложилась атмосфера взаимоподдержки и доброты».

Аделина Амлинская. Фото: Polina Negus


Читайте также:

Елизавета Хармс

Социальные сети и онлайн-маркетинг. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс