Как начать свой бизнес в Германии, не увольняясь с работы. Часть 1

11.07.2019   Партнерский

Предпринимательство — это не только финансовая независимость, но и риск. Однако этот риск можно и нужно уменьшать всеми доступными способами. Особенно сейчас, когда технологии дают множество инструментов, способных помочь бизнесменам избежать фатальных ошибок. Об этих инструментах, а также о базовых принципах запуска бизнеса в Германии рассказывает в своей колонке предприниматель и специалист по онлайн-маркетингу Андрей Ролдугин. Первая часть — о важных предварительных шагах на пути к запуску собственного бизнеса.

Фото: Alphaspirit | Bigstock.com

Вы часто гуглите информацию о том, как правильно делать бизнес? Интересуетесь возможностями, которые откроются вам, как предпринимателю? Если в этот самый момент вы сидите на работе и читаете эту статью, вы точно намерены не протирать штанишки в чужом офисе всю оставшуюся жизнь. Хотите легко и непринужденно сделать что-то стоящее, значимое и грандиозное?

Если да, вам в другой журнал. Тут будут описаны суровые реалии начинающего бизнеса в Германии.

В серии моих текстов не будет прямых инструкций, как сделать правильно и однозначно успешно. Я хочу указать направление, но путь вы должны протоптать самостоятельно. Для этого потребуется воспринимать полученную информацию как предмет, из которого необходимо сделать выводы. И только в этом случае вы получите ключи, позволяющие двигаться эффективно.

Речь пойдет о бизнесе в Германии с учетом здешних менталитета, особенностей и возможностей; в стране, где плохо работает онлайн-реклама, где все еще существует система «семи рукопожатий», а бизнесы тут растут благодаря связям, а не рекламным кампаниям.

Однако все меняется, и весьма стремительно. Правительство выделяет 3 миллиарда евро на разработку искусственного интеллекта. Ожидается, что еще столько же вложат частные инвесторы. Спрос на услуги по разработке сайтов растет. По данным Google AdWords, собранным нашим маркетинговым агентством, в Германии на онлайн-рекламу сейчас тратится в три раза больше, чем еще два года назад.

В своих текстах я расскажу вам не только о базовых принципах запуска нового бизнеса в Германии, но и об эффективном использовании онлайн-каналов для привлечения клиентов.


Так как же начать свой бизнес в Германии, не увольняясь с работы?

Вопрос, а, вернее, ответ на него, на самом деле нетривиальный. Попробуем уложиться в минимальное количество слов, а то вы не дочитаете до конца.

Суть любого бизнеса в постоянном увеличении доходов.

Придерживаясь этой прикладной истины, люди и достигают финансового успеха. Пусть этот будет наша цель и попробуем понять, как ее достичь.

Первым делом стоит разобраться, а нужен ли ваш бизнес кому-то, кроме вас.

За последние 10 лет я встретил множество бизнесменов разной степени успешности. Все, кто чего-то достиг, очень неохотно делятся тем, как именно им это удалось. Но если посмотреть внимательно, мы увидим, что успешный человек, стартовавший с нуля (допустим, Илон Маск или Билл Гейтс), не сразу выходит на прямую взлета к успеху. Скорее наоборот — почти все проходят нелегкий путь, пробуя и ошибаясь, падая и поднимаясь. И все же они постоянно двигались к тому, что имеют сейчас.

Да, раньше не было интернета и всей этой доступной информации, тысяч невероятно крутых бизнес-коучей и прочей ерунды. Да, это было время проб и ошибок. Понимали ли они это? Сомневаюсь. Во всяком случае, если верить десяткам их интервью. Все, как один, говорили, что просто делали то, что любят и делают это по сей день.

Но это истории успеха, который мы можем рассматривать бесконечно, разжевывая их медленно, смакуя, наслаждаясь каждым… чужим достижением.

А что же касается нас самих? С чего все начинается?

Из личного опыта я сделал вывод, что все начинается с простого и незамысловатого действия — анализа рынка или, проще говоря, проверки гипотезы.

Да, тут предполагается, что у вас уже есть идея, стремление и возможность начать меняться от «я — сотрудник» в сторону «я — бизнесмен».

Огромный минус современного интернета — это его захламленность информацией. Но в этом же и плюс. Мы можем без особых усилий промониторить практически любой продукт на уровне идеи. Всего-то нужно немного знаний арифметики, доступ к интернету и умение пользоваться гуглом.

Сначала займемся арифметикой. Итак, вот вам формула успешного бизнеса:

Себестоимость + Наценка – Расход = Прибыль

Знакомо? Давайте разберемся подробнее.


Себестоимость. Каждый продукт что-то стоит, требует время на изготовление и прочее. Даже если речь об услугах. Вы вполне можете оценить стоимость часа вашей жизни, затраты на обучение и книги, время на исследование и т.д.

Наценка. Это то, что вы добавляете к себестоимости, чтобы получить больше, чем потратили.

Расход. Это может быть доставка, траты на рекламу, на посредников и много что еще. Расходы у вас будут в любом случае, даже если вы собираетесь предоставлять услуги бизнес-тренера по скайпу: плата за интернет, стоимость компьютера, выпитые вами во время сеанса чай, пиво или вино…

Прибыль. Казалось бы, все очевидно, но есть некоторые тонкости, к которым я вернусь позже.


Прикинув, что к чему в общих чертах на бумаге, а психологи настоятельно рекомендуют подобные выводы делать именно на бумаге, вы можете открыть браузер и использовать гугл для получения гораздо более точных аналитических данных.

Уверяю, когда вы потратите на собственные расчеты собственное время, вы и на конкурентные предложения будете смотреть совершенно иначе.

Так, например, многие начинающие интернет-магазины работают в минус, чтобы привлечь внимание к новому бренду. При этом они точно знают себестоимость своего товара и могут уверенно оценить потенциал ниши по сводной аналитике конкурентов.

Тут ваша задача обратить внимание на следующее:

  1. Насколько загружена ниша. Определяется по динамике роста конкуренции в год. Это несложно проверить, собрав список конкурентов и проанализировав дату их основания, что позволит понять количество появляющихся новых бизнесов и поможет при анализе ниши. Этот пункт мы более подробно разберем в отдельном тексте.
  2. Какова динамика ценообразования. Это сделать сложнее, но у гугла есть несколько подходящих инструментов. В одном из следующих текстов мы поговорим о них подробнее.
  3. В чем конкурентные преимущества у лидеров ниши. Если они есть.
  4. Позиционирование. Разделите на два параметра: как позиционируют себя конкуренты и как позиционируется запрос потребителя. Например, Volvo называет себя производителем самых безопасных автомобилей. Соответственно, если запрос потребителя будет направлен на безопасность машины, то в этом случае интересы обеих сторон совпадут. А человек, жаждущий скорости, вряд ли будет искать безопасность в первую очередь, и поэтому будет позиционировать свой запрос с приоритетом именно на скорость, попадая, скорее всего, на Porsche или Ford Mustang.

Собирая эти данные, не нужно торопиться и делать выводы. Остерегайтесь обманчивой мысли «ну тут и так все понятно». Представьте, что вы исследователь, которого закинули далеко в будущее, и вы, ничего не понимая, собираете информацию об окружающем вас мире по крупицам.

Собрали?

Упорядочивайте ее в голове и на бумаге пока вас не начнет тошнить от цифр. Это на первый взгляд бесполезное действие способно сотворить чудо — показать вам общую картину происходящего. По сути, вам нужно завести табличку в Excel или Sheets и вносить в нее конкурентов, их предложения, цены и т.п. Подробнее о том, какую информацию можно получить таким образом, мы поговорим в другой раз.

В итоге у вас должно получиться следующее:

  1. Список лидеров ниши. Лидера определяют по нескольким параметрам: поисковая выдача, анализ трафика на его сайте, средняя конверсия. Также нужно примерно понимать уровень продаж. Это можно сделать по социальным сетям, личным профилям сотрудников или счастливых потребителей. Можно не стесняться и сделать несколько запросов самостоятельно. Найдите отзывы и спросите у людей напрямую об их опыте с продукцией конкурентов.
  2. Уникальное торговое предложение. Понятие старое и не особенно подходящее для Германии, однако важное. Вы, вероятно, заметили, что в Германии хорошо работают связи и знакомства, рекомендации и советы. Что и позволяет часто обходиться без УТП. Пройдясь по сотне конкурентов, вы сможете понять, какой продукт лидирует на рынке.
  3. Средние цены по рынку. Тут все очевидно.

Так вы получите объемную табличку с данными, которые можно анализировать и делать выводы о нише.

В итоге вы увидите, что в данной отрасли наиболее востребовано, какие тематические сообщества есть в социальных сетях, насколько конкурентно пространство и каков спрос.

Разобравшись с этим, вы сможете посчитать, точнее, начать расчет рентабельности собственного бизнеса, доходности вашей идеи. А еще в качестве бонуса вы заметите ошибки, которые допускали ваши конкуренты.


Приведу пример из моей практики.

Однажды мой знакомый открывал в Израиле массажный кабинет, чтобы постепенно вырастить из него сеть клиник и запустить франшизу внутри страны. Он хороший массажист, но плохой бизнесмен. Когда мы начали рассчитывать рентабельность будущей сети, были приятно удивлены, что в этой нише не он один плохой бизнесмен.

Обнаружилось тотальное отсутствие продуманного маркетинга и эффективных стратегий в развитии конкурентов. Никто толком не использовал доступные онлайн-инструменты для привлечения новых клиентов. И это знание дало нам возможность создать отличную маркетинговую стратегию.

Мы выяснили:

  1. Сколько стоит услуга в среднем для одного клиента.
  2. Сколько человек в месяц покупают услугу.
  3. Какую долю составляют постоянные клиенты.
  4. Сколько новых клиентов добавляется ежемесячно.

Еще мы посчитали себестоимость и расходы:

  1. Сколько стоит повышение квалификации.
  2. Сколько стоят непрофильные обучающие семинары.
  3. Сколько времени тратится на самообразование.
  4. Сколько стоит аренда, дорога, интернет и прочие необходимые расходы.
  5. Траты на рекламу и имидж.

А дальше мы получили следующие числа: примерный доход конкурентов, ориентировочный доход моего знакомого и потенциально возможный доход. Так мы оценили рентабельность и сформулировали цели для создания бизнес-стратегии. Собственно о ней и пойдет речь в следующем тексте.

Андрей Ролдугин ■

Ускорить запуск своего дела или вывести уже работающее предприятие на новый уровень можно, например, с помощью групповых бизнес-интенсивов. Люди, заинтересованные в успехе, обучаются гораздо эффективнее в окружении таких же, как они. Именно для них я запускаю бизнес-интенсив в Берлине.

Любой начинающий предприниматель думает о развитии своего дела, увеличении прибыли, имидже. Но человек не может быть компетентен во всем: и в особенностях своего бизнеса, и в маркетинге, и в стратегиях и принципах работы с целевой аудиторией, и во множестве других важных вопросов бизнес-аналитики.

Зато в них компетентен я. И готов помочь! Вместе с командой маркетингового агентства TEOX.

Мы сделаем все, чтобы вы за 6 месяцев смогли увеличить прибыль и нашли новых клиентов. Научились управлять маркетинговыми стратегиями, заточенными под немецкий рынок и немецкую аудиторию. В рабочей группе из 5-6 человек вы пройдете по всем этапам развития и становления собственного проекта, пользуясь преимуществами командной работы.

Каждый преследует собственную цель, но достигает ее, включаясь в общую работу.

Бизнес-интенсив: как находить клиентов в Германии →


Александр Гребенников

ОБ АВТОРЕ

Андрей Ролдугин — основатель израильской команды по разработке веб-сайтов Starttime и немецкого маркетингового агентства TEOX (Берлин), преподаватель онлайн-маркетинга в колледже Beit Nelly (Тель-Авив), автор блога «Нетривиально об интернет-маркетинге».


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс