Точки над Ö Открыть бизнес в Германии? А сколько стоит?

Для тех, кто решился открыть бизнес в Германии, объем затрат на создание фирмы — это вопрос номер один. Бизнес-консультант Александр Гребенников раскрывает для «Живого Берлина» все карты этой простой, но богатой нюансами игры.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Все затраты на регистрацию фирмы в Германии можно разделить на три группы. Назовем их обязательными, вспомогательными и дополнительными. Уже из названий понятно, что затрат первой группы избежать невозможно, второй — при определенных условиях реально, а затраты третьей группы придется понести в любом случае, но не сразу. Но обо всем по порядку.

Обязательные затраты на регистрацию UG и GmbH

Почему из почти сорока правовых форм выбраны именно эти две? Просто потому, что это наиболее подходящие типы фирм для большинства предпринимателей, и особенно иностранных. Разница между UG и GmbH заключена в размере уставного капитала, который для UG составляет от одного евро, а в GmbH — от 25 000 евро. Собственно, эта разница и влияет на сумму обязательных затрат. Дело в том, большая часть из них — это расходы на нотариуса, гонорар которого зависит от размера уставного капитала.

При уставном капитале до 5000 евро нотариус выставит вам счет примерно на 130 евро, если вы единственный учредитель, или примерно на 200 евро, если учредителей несколько. Почему сумма примерная? Потому что нотариус может включать в счет свои почтовые расходы, расходы на копирование, сканирование и т.п.

При уставном капитале в 25 000 евро для GmbH с одним учредителем гонорар за заверение учредительных документов составит около 600 евро и при нескольких учредителях — около 800 евро.

Пошлина за регистрацию фирмы в суде составляет в Берлине 150 евро.

Это все. Нет, не так. ЭТО ВСЕ! Так правильнее будет. Дело в том, что стоит только зарегистрировать компанию, как вам тут же начнут приходить предложения о включении в различные реестры, каталоги, базы данных и т.д. и т.п. Эти предложения часто имеют официальный вид, и начинающие предприниматели считают их принятие обязательным.

Здесь не следует торопиться. Счета от IHK (Торгово-промышленная палата) и Bundesanzeiger Verlag (за публикацию официальной информации о фирме в федеральной базе данных), запрос от BG (Berufsgenossenschaft, который в данном случае занимается страхованием от несчастных случаев на производстве) действительно заслуживают внимания и своевременной оплаты. Во всех сомнительных случаях следует обратиться к лицам более компетентным, например, к бухгалтеру, налоговому консультанту или адвокату по корпоративному праву.

Легко подсчитать, что сумма обязательных платежей на этапе регистрации фирмы в Германии составит от 280 до 950 евро.

Вспомогательные затраты на открытие фирмы

Эта группа затрат включает гонорары посреднических фирм, которые оказывают содействие в открытии GmbH. Теоретически этих затрат можно избежать при выполнении трех условий:

  1. вы знаете процедуру открытия фирмы в Германии;
  2. вы хорошо владеете немецким языком;
  3. у вас есть возможность использовать некий адрес в Германии в качестве юридического.

Все услуги, которые предлагают консультанты-посредники, основываются на обладании только этими «ноу-хау» и возможностями. Адвокатское участие здесь не требуется, за исключением случаев, когда между учредителями возникают особые отношения, которые необходимо закрепить в учредительном договоре.

Средние цены на услуги по предоставлению юридического адреса — 100 евро в месяц, по сопровождению переводчиком — 35 евро в час. Следует учесть «отягчающие» обстоятельства. Теоретически для посещения нотариусов необходимо присутствие присяжных переводчиков. Оплата часа услуг такого специалиста составит от 100 до 200 евро. Естественно, для посещения банка в подобных профессионалах необходимости нет. Кроме того, большинство переводчиков или переводческих фирм устанавливают минимальное время обслуживания: как правило, четыре часа. Это связано с их затратами на транспорт, ожидание и т.п.

Стоимость участия в подготовке документов, проверки названия, формализации видов деятельности в соответствии с немецким классификатором, организации и координации процесса и его участников не имеет четких границ. В среднем надо рассчитывать на 100-150 евро за час и на три-четыре часа работы. Есть русскоговорящие адвокаты-посредники, которые совмещают услуги и координатора, и переводчика у нотариуса. Их гонорар, как правило, находится в указанных пределах, если, конечно, вы не будете пользоваться их переводческими услугами в банке.

Суммируем. Координация и организация работ, подготовка документов — три часа — 300-450 евро, переводческие услуги — минимум пять часов (нотариус, банк, касса: внесение уставного капитала) — 175-450 (при сопровождении к нотариусу присяжным переводчиком) евро, предоставление юридического адреса — 600 евро за шесть месяцев. Итого: от 475 до 900 евро за услуги и 600 евро за юридический адрес.

Дополнительные затраты после открытия фирмы

После регистрации фирмы вы получите счет от Торгово-промышленной палаты (Industrie- und Handelskammer, IHK), от Bundesanzeiger Verlag и бумаги от страховой компании, занимающейся несчастными случаями на рабочем месте. Это единственные документы, требующие обязательной реакции.

Ежегодный взнос в берлинскую IHK при нулевом обороте составляет 80 евро, около 30 евро за внесение в Unternehmensregister. Страховые взносы платятся ежегодно, их размер определяется исходя из отрасли компании, профессии, выполняемых обязанностей и количества сотрудников.

Кроме того, вам понадобится регистрация в ведомстве по предпринимательской деятельности (Gewerbeamt) — 26 евро в Берлине и регистрация в финансовом ведомстве (Finanzamt). В последнем регистрация бесплатна, но заполнить регистрационный формуляр без знания финансовых терминов — весьма трудный квест. Обычно приходится прибегать к помощи бухгалтера или налогового консультанта. Естественно, не бесплатной. Кроме того, чтобы начать бухгалтерский учет, необходимо сделать первичный баланс. На обе услуги надо припасти еще 400 евро.

Таким образом, дополнительные затраты после регистрации GmbH составят чуть больше 500 евро.

Итого минимальные затраты на открытие фирмы в Германии составят около 800 евро, если вы единоличный владелец UG, знающий немецкий язык и имеющий возможность использовать некий почтовый адрес в Германии в качестве юридического. Максимальные затраты составят около 3000 евро. И, как это принято, все расценки в тексте указаны без налога на добавленную стоимость (Mehrwertsteuer, MwSt), который в Германии составляет 19%.

Это все? Почти. Не забудьте про уставной капитал. Он, конечно, не относится к расходам, но его надо иметь в наличии. Как и обычные средства на счету фирмы, он может расходоваться на ее производственные нужды.

Вот теперь все! Вы готовы к старту? Тогда вперед!

Об авторе
Александр Гребенников
Александр Гребенников

Консультант, редактор, издатель, автор более 100 статей по организации бизнеса, маркетингу, рекламе, иммиграции, сооснователь компаний «Издательский дом «Гребенников» в Москве и Grebennikov Verlag в Берлине. В 2008 году переехал в Германию по линии бизнес-иммиграции. С 2009 года ведет блог, посвященный бизнес-иммиграции в ФРГ, с 2014 года помогает в открытии бизнеса в Германии и последующей иммиграции бизнесменам бывшего СССР.


Поделиться
Отправить
Класс