Каждый шестой немецкий старшеклассник становится жертвой издевательств и травли
Запугивание и психологическое насилие являются серьезной проблемой в школах, говорится в докладе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Причем общий образовательный рейтинг школ, где часто происходит насилие, значительно ниже, чем тех, где ученики реже сталкиваются с подобной проблемой. Разумеется, что дети, испытывающие на себе в школе все «прелести» моббинга, слабее к ней привязаны и чувствуют меньшую удовлетворенность повседневной жизнью.
Почти каждый десятый респондент (9,2 процента) сообщил, что является объектом насмешек и оскорблений, а 2,3 процента ребят и вовсе заявили, что стали жертвой физической агрессии со стороны сверстников. Еще 7,3 процента подростков рассказали, что в школе о них распространялись «нелицеприятные слухи».
От физической агрессии чаще страдают мальчики, особенно из семей мигрантов. Девочки же нередко становятся жертвами вредоносных сплетен.
В целом, немецкие подростки удовлетворены жизнью не больше и не меньше их сверстников из других стран мира, охваченных исследованием, однако при этом чувствуют более сильную привязанность к школе.
Наиболее высокий уровень издевательств показала Латвия, где почти каждый третий подросток (30,6 процента) сообщил, что является жертвой моббинга. А Южная Корея, напротив, обосновалась в конце рейтинга — менее 12 процентов старшеклассников из этой страны пожаловались на агрессию и психологический террор со стороны сверстников. Всего в опросе приняли участие 540 000 подростков в возрасте 15 лет из 72 стран.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Мой сын тогда ходил в четвертый класс обыкновенной берлинской школы. С начала учебы сменился уже третий классрук, и на фоне этого вся компания совершенно отбилась от рук — даже по местным, довольно расслабленным меркам.
И вот в один день ребенок с головы до ног покрылся сильнейшим дерматитом. Выяснилось, на нервной почве: одноклассники над ним зло смеются, а иногда откровенно издеваются. Уже давно. Но он до последнего стыдился и молчал.
Учитель предположил, что мальчик преувеличивает («в классе все ангелы»), но пообещал понаблюдать. А заодно посоветовал нам уделять больше внимания чаду, которому, видимо, недостаточно комфортно в семье.
Через месяц (а ребенка продолжали мучать!) мы обратились в администрацию школы с официальным письмом. Там засуетились: устроили встречу со школьным психологом и соцработником. Те сначала отмахивались — «это же дети, одни шалят, другие слишком болезненно реагируют», а потом настоятельно порекомендовали записать мальчика в группу социальной поддержки и обратиться к логопеду — речь поправить, а то тут явно
Затем были бесконечные препирания, собрания, внушения обидчикам и их родителям. Выяснилось, что один из плохишей через полгода переходит в другую школу — «давайте подождем, потерпим, посмотрим». А второй все равно неисправим — «знаете, какие там проблемы в семье?»
Эпопея заняла год. Моббинг закончился — оставшегося в классе зачинщика в конце концов обезвредили, остальные, кажется, успокоились. А вывод таков: никому не верьте, все проверяйте сами. Информируйте, требуйте и все фиксируйте непременно письменно. Не бросайте на полпути. Навстречу вам пойдут только когда поймут, что вы не отступите.
Моббинг (от англ. mob — толпа) — травля, унижение, клевета, высмеивание, распространение необоснованных слухов и другие виды психологического насилия над членом коллектива. Школьный моббинг отражен в кинематографе и литературе. О том, что испытывает подвергшийся психологическому террору подросток, а также о том, как бороться с обидчиками, рассказывает популярная серия книг «Дневник слабака» американского писателя Джеффа Кинни (в Германии известна под названием Gregs Tagebuch. — ЖБ). А одной из самых известных российскому зрителю кинолент на тему подросткового моббинга является «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли.
Читайте также:
- Так, так, да не так: как выбрать школу в Берлине
- Первый раз в вилькомменскласс
- Немецкий детский сад: суровое учреждение или уютный второй дом?
Берлин