Первый раз в вилькомменскласс
Недавно я писала о своих впечатлениях о немецком детском садике и вот сейчас собралась с мыслями и решила рассказать о школе. Речь пойдет об интеграционном классе, куда, к сожалению (именно к сожалению! Потом поймете, почему), ходит пока мой сын.
Мой сын закончил 1-й класс в самой обычной школе в Калуге, поэтому, попав в немецкий (интеграционный) класс, мы вовсю сравнивали и удивлялись. А удивляться пришлось многому. Когда Макс отходил в школу первые две недели, я разразилась восторженным постом в фейсбуке, как все замечательно в немецкой школе, как все чУдно и чуднО и как мы бесконечно довольны. Сейчас, по прошествии четырех месяцев, я уже более трезво и менее восторженно оцениваю немецкую систему школьного образования.
Первые дни Макс вопил по скайпу бабушке в России: «Представляешь, тут нет формы! Нет сменки! И единица — это самая лучшая оценка!»
Да, это сразу бросается в глаза и вызывает дикие восторги — возможность ходить в школу в любимой толстовке и не втискиваться по утрам в ненавистные рубашки и пиджаки. С чем мы без сожаления распрощались, так это со школьной формой.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
При более пристальном взгляде замечаешь, что в немецкой школе больше свободы во всем, не только в одежде. Перемены дети проводят на свежем воздухе — на школьном дворе, где у них есть и столы для пинг-понга, и мини-ферма с кроликами, и даже парты и детская площадка. В калужской школе дети проводят перемены, сшибая друг друга в коридорах. Выходить на улицу младшим школьникам строжайше запрещено.
По вторникам у Макса «кухня» — урок кулинарии, на котором все дети надевают колпаки, повязывают фартуки и под предводительством фрау Кариес (
Вот это вот все меня пленило и покорило в первые недели. А потом… Нет, не начались проблемы, но я посмотрела вглубь, ведь учеба не ограничивается испеченными пирожками и играми с кроликами.
Уроки тут проходят совсем
Но больше всего меня смущает то, что ученик сам определяет объем своей работы на уроке. Он должен подойти к папке, где сложены тесты по математике и прописи по немецкому, и выбрать себе столько листов, сколько он хочет (может) сделать. Получается, на 8-летнего (в нашем случае) ребенка ложится ответственность за количество пройденного на уроке материала. При всем моем уважении — я никак не могу с этим согласиться. Может быть, если бы мой сын с рождения был в этой системе, ему было бы проще. Но после года в российской школе, где очень много «должен» и очень мало «на свой выбор», в немецкой ему очень сложно самому организоваться и самому контролировать свой процесс обучения.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Недавно меня вызывал в школу классный учитель по весьма печальному поводу — горячий сирийский юноша — одноклассник сына, старше его на 4 года — на перемене (уж не знаю, при каких обстоятельствах!) выбил Максу зуб. Да, зуб был молочным, да, он сильно шатался и выпал бы и так, но сам факт не мог пройти незамеченным. После разбора инцидента (обидчик наказан, его родителей также вызвали в школу) учитель перешел к этой проблеме.
— Максим — один из самых талантливых и умных детей в классе. Он решает сложные тесты по математике. Но, к сожалению, делает только минимум. А я не могу говорить ему — Du sollst! Вы бы объяснили ему, что он САМ должен брать себе столько заданий, сколько способен выполнить.
Получается, что Макс берет себе на урок один лист с заданиями, быстренько все решает и витает в облаках. Хотя если бы перед ним положили еще пять листов — он решил бы все. Но учитель не может давить. А мне в связи с этим предлагается объяснить сыну, что от этого зависит его будущее. Но для восьмилетнего ребенка долгожданное «будущее» наступит через десять минут — когда прозвенит звонок и он убежит на улицу к кроликам. И мне как матери хотелось бы, чтобы учитель, а не ребенок определял, сколько задачек решить и сколько прописей написать. Очень надеюсь, в обычном немецком классе порядок будет другим.
Ну и напоследок — об интеграционном классе и о моем сожалении по этому поводу. Больше всего меня огорчает невозможность говорить
Читайте также:
- Немецкий детский сад: суровое учреждение или уютный второй дом?
- Переезд в Германию: страхи и реальность
- Переезд в Германию: страхи и реальность. Часть 2
Берлин
Идти к директору и просить или требовать, чтобы ребенка перевели в нормальный класс. Знаю нескольких человек, кто так сделал, все нормально. В нашей школе, слава богу, этой пакости — Willkommensklassen — не было, поэтому сын сразу пошел в нормальный класс. Да, пришлось повторять один год, но зато уже через несколько месяцев бойко болтал по-немецки, и вообще участвовал в жизни класса и школы. А интеграционный класс — чистая потеря времени, не дает абсолютно ничего. По-русски поговорить и дома можно.