Берлинское кино: креатив, энтузиазм, дух свободы и ощущение, что невозможного нет

08.03.2017   Партнерский

С 13 по 15 марта в московском Центре документального кино пройдут Дни берлинского кино. Кинофестиваль, приуроченный к празднованию 25-летия партнерства столиц России и Германии, состоится при поддержке Гёте-Института и правительства Москвы. Какое кино попадает в категорию «берлинское», как кинофестивали становятся мощным источником межкультурного общения и почему энтузиазм порой важнее финансовой составляющей? «Живой Берлин» поговорил с куратором фестиваля Юлией Кунис.

Юлия Кунис. Фото из личного архива

Москвичи уже знают, что такое Дни берлинского кино?

Такие дни уже однажды проходили, в 2011 году. Тогда мы праздновали 20-летие партнерских отношений Москва-Берлин. Было много разных мероприятий и в Берлине, и в Москве. Причем в Москве даже больше, чем в Берлине. Одним из этих мероприятий был Фестиваль берлинского кино. Программа тогда была обширнее: финансовых возможностей было больше. А потом, как все мы знаем, ситуация изменилась. Поэтому мы очень рады, что в этом году фестиваль состоится.

И будет центральным мероприятием в рамках празднования 25-летия партнерства?

Да. Во-первых, кино — это отличное средство, при помощи которого можно понять друг друга. Оно передает ментальность, настроение, детали повседневной жизни. Благодаря кино можно понять, как в Германии люди живут. И на самом деле выясняется, что у нас с ними гораздо больше общего, чем различного. Кино эту мысль хорошо передает. Во-вторых, такая вещь, как кинофестиваль, не стоит больших денег. Затраты не сравнить, например, с театральным фестивалем или с гастролями оркестра. Так что во всех отношениях самое лучшее — опять сделать кинофестиваль.

Плакат кинофестиваля

В программе — четыре фильма. Как они проходили ваш отбор?

Германо-российские отношения в кино — это моя специальная область, поэтому я в принципе отслеживаю такие фильмы, собираю программы российского кино для показов в Германии, в Москве сделала несколько фестивалей немецкого кино. Но именно для этого фестиваля фильмы выбирала я не одна, а при участии «Центра документального кино». В этом кинотеатре пройдет наш фестиваль, чему я очень рада. Он хорошо расположен, там много серьезных фестивалей проходит.

А каким должен быть фильм, чтобы попасть в категорию «берлинское кино»? И вообще, что такое «берлинское кино»?

Это кино, которое создано в Берлине, где съемочная площадка — Берлин, где темы берлинские. Естественно, можно сказать, что любая история может произойти где угодно, но не всегда. Мы старались выбирать типичные для Берлина истории, которые, может быть, в Мюнхене бы не произошли. Берлин — довольно специфический город для Германии, второго такого просто нет.

Кадр из фильма HomeSick. Германия, 2015 г.

На каких картинах вы сошлись с Центром документального кино?

Мы сошлись на том, что картины, созданные за небольшие деньги, на креативе, энтузиазме, духе свободы, ощущении, что невозможного нет, — это наше кино. Это фильмы молодых режиссеров, это истории о молодых людях. И еще так получилось, что практически во всех фильмах важную роль играют женщины. Я вообще считаю, что Берлин в какой-то степени женский город, у женщин здесь есть возможности проявиться. Здесь много женщин, которые хотят чего-то добиться, много сильных женщин, которые иногда даже сильнее мужчин.

Интересные проекты, созданные за небольшие деньги, — это ведь тоже своего рода берлинская история, созвучная модной фразе Berlin is poor, but sexy (рус. Берлин бедный, но сексуальный; нем. Berlin ist arm, aber sexy)?

Это то, чем Берлин и характерен, тут все что-то делают в надежде, что что-то получится. И все получается, ведь за этим стоит море энтузиазма. Деньги — это, конечно, хорошо, но если их мало, процесс не остановится. И он будет бурлить, и он будет креативным и, конечно, только в Берлине может быть так.

Четыре фильма в программе, три фестивальных дня — это небольшой формат.

Да, в 2011 году у нас была целая неделя. Но времена меняются, и вообще в Москве сейчас очень модный формат — уикенд. А это, в общем-то, и есть три дня. С уикендом, в строгом смысле, не очень получилось: было важно, чтобы это мероприятие открывал правящий бургомистр Берлина Михаэль Мюллер. И тут мы были вынуждены подстраиваться под его график, поэтому мы открываемся в понедельник, 13 марта, хотя понедельник — не самый киношный день.

Кадр из фильма «Лотта». Германия, 2016 г.

Москва — город, где много фестивалей, разных тематических программ. Как можно отследить интерес именно к такому кино у московских зрителей?

В Москве постоянно что-то происходит. Существует очень популярный Фестиваль немецкого кино, где каждый декабрь показывают фильмы, выпущенные в Германии за текущий год. Гёте-Институт ежегодно проводит свой кинофестиваль Blick, каждый раз выбирая новую тему, и поддерживает другие московские кинофестивали. Но у него немного другой профиль, он в основном с историей кино работает, и это хорошо! Потому что чем больше разных мероприятий, тем интереснее. Есть люди — и их много! — которые интересуются Германией, немецким языком, Берлином, тем, чем люди живут. Поэтому никаких сомнений нет, что это будет пользоваться успехом.

Фильм, открывающий фестиваль, — документальный: Oh Yeah, Berlin. Почему?

Да, нам хотелось открыться документальной картиной, потому что площадка фестиваля — Центр документального кино — первый кинотеатр, который посвятил себя этому жанру. Хотелось таким образом сказать спасибо за то, что мы именно у них в гостях. К тому же Oh Yeah, Berlin раскрывает тему берлинской клубной жизни и субкультурной сцены, где все участники процесса на чистом энтузиазме что-то делают и получаются очень интересные вещи. Это тот самый Берлин, та самая атмосфера, окунуться в которую мечтают туристы, съезжающиеся сюда со всего мира.

Режиссер фильма Арт Бумиллер (Art Bumiller) приедет на фестиваль?

Да. Приедет он, и еще режиссер фильма «Лотта» (Lotte) Юлиус Шультайс (Julius Schultheiß). Юлиус был звездой последнего фестиваля Achtung Berlin, где получил главный приз. Я просто счастлива, что он сможет присутствовать, потому что фильм этот — первый свой фильм, кстати говоря — он создал на краудфандинге. Он был одержим идеей сделать этот фильм, и он его сделал. Я глубоко уважаю таких людей, которые не ждут, пока на них с неба свалится мешок с деньгами, они просто делают, а остальное прикладывается.

После показов будут встречи со зрителями?

Обязательно! Эти встречи — самое интересное. Они меня окрыляют, ведь кто-то считывает информацию из фильма совсем не так, как ты ожидаешь. У зрителей возникают совсем другие идеи, совсем другие вопросы. Дискуссии длятся по часу, иногда приходится освобождать зал, но в ЦДК есть уютное кафе, и я думаю, все будет хорошо.

Ольга Кузнецова ■


материал подготовлен при поддержке
Гёте-института в Москве

Изображение в анонсе: кадр из фильма «Лотта». Германия, 2016 г.


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Класс