Музеи Германии предложили посетителям «самовыразиться» в туалете

   16.04.2017

Посетителей именитых картинных галерей Германии на днях приглашали… заглянуть в мужской туалет. Но не с тем, чтобы использовать писсуар по прямому его назначению, а для «смелого самовыражения». Самовыразился — и размещай фото и комментарии в соцсетях под хэштегом #Fountain100 (Instagram, Facebook, Twitter). Таким образом ватерклозет должен был перевоплотиться в художественное пространство.

Это была акция, призванная напомнить о великом новаторе искусства XX века Марселе Дюшане (Marcel Duchamp) — франко-американском художнике, одном из основоположников дадаизма и сюрреализма.

Посетители могли ознакомиться с экспозициями галерей-участниц акции бесплатно, назвав служащим пароль Richard Mutt. Именно этим псевдонимом Марсель Дюшан ровно сто лет назад, в 1917-м, подписал предложенный им для выставки в Нью-Йорке писсуар. Арт-объект назывался Fountain («Фонтан»). Организаторы культурного мероприятия писсуар в экспозицию не взяли, и оригинал был потерян. Тем не менее, купленный в обычном магазине сантехнический товар наделал много шума, и позднее автор продал несколько реплик «Фонтана» крупнейшим европейским музеям и частным коллекционерам.

«Фонтан» Марселя Дюшана. Фото: Википедия

Так возникла традиция выдавать готовые вещи за произведения искусства (ready-made), перемещая тем самым предмет из нехудожественного пространства в художественное и открывая его с неожиданной стороны. Кроме «Фонтана» всемирно известными стали работы Дюшана «Велосипедное колесо» и «Сушилка для бутылок», названия которых в полной мере отражают их внешний облик.

В 2004 году газета «Дейли телеграф» провела опрос среди участников британского арт-рынка. Полтысячи самых влиятельных художников, дилеров, критиков и музейных работников отдали пальму первенства «Фонтану» Дюшана, который оставил позади «Авиньонских девиц» и «Гернику» Пикассо, «Мэрилин» Уорхола, а также «Красную комнату» Матисса.

В Германии культурно-сортирный перформанс прошел в начале апреля во франкфуртском «Штеделе», берлинском «Гамбургском вокзале», кельнском «Музее Людвига» и мюнхенской «Городской галерее в доме Ленбаха». К акции также присоединились некоторые галереи в Лондоне, Париже, Иерусалиме, Нью-Йорке и Киото.

@thebishopbar #rmutt #readymade #dada #marcelduchamp #fountain100 #bloomington #bloomingtonindiana #duchamp

Ein Beitrag geteilt von DuchampFountain100 (@duchampfountainat100) am

Opening tonight @francisnaumannfineart #art #MarcelDuchamp #fountain #fountain100 #francisnaumannfineart

Ein Beitrag geteilt von Tom Hackney (@tom_hackney_studio) am


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Класс