За что мы ненавидим Берлин

06.10.2017   Мнение

Интернациональный клуб адептов Берлина, восхищающихся столицей Германии, расширяется с каждым днем. Город любят до одури, до умопомрачения и без всяких «но». Пока не становятся его местными жителями. А что отличает настоящего берлинца от гостя столицы? Желание побрюзжать в адрес любимого города! Вот и мы такие. Конечно, мы Берлин бесконечно любим. Но.

Мусор

Вы удивлены? Берлин — довольно грязный город, особенно в центре и вблизи станций метро и городской электрички. Почему так — то ли из-за экономии бюджета на уборку, то ли из-за просчетов в клининговой логистике — непонятно, но этот факт сразу бросается в глаза.

А если вдруг первое знакомство с городом придется на окончание рождественских и новогодних праздников, впечатление о Берлине будет испорчено раз и навсегда — в это время он похож, скорее, на свалку бытовых отходов, чем на столицу европейского государства. Горы оберток, коробок, отработавших петард, бутылок из-под шампанского и прочего праздничного мусора в некоторых местах буквально приходится разгребать ногами.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Стройки

Берлин — одна большая стройплощадка. Причем, как уверяют те, кто приезжал в столицу Германии еще в девяностых, с тех пор ничего не изменилось. Стройки хоть и перемещаются в пространстве, но количество их не уменьшается. Наверно, в Берлине нет ни одной улицы, на которой бы не раскинулась очередная стройка века или, на худой конец, не велся какой-нибудь мелкий ремонт дороги.

Стоически, даже с некоторым нездоровым энтузиазмом, воспринимают берлинские стройки разве что москвичи: вечное перекладывание плитки, перестройка городских улиц и «чудесатые» архитектурные проекты Москвы меркнут перед берлинским строительным хаосом, который паутиной опутал немецкую столицу, и кажется, вот-вот задушит ее в своих объятиях.

Поговаривают, что через пару лет многие стройки, особенно в центре, должны быть завершены. Но берлинцы воспринимают эти обещания с иронией: скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Фото: Николай Мясников / «Живой Берлин»

Бездомные

Иногда кажется, что все более-менее приличные бродяги из европейских столиц массово перекочевали в Берлин. Бомжи здесь не столь вонючи (хотя встречаются очень смрадные экземпляры) и носят затасканную, но относительно чистую одежду, у которой пока еще можно различить первоначальный цвет.

Особенно много бездомных катается в электричках и метро. Также они любят кучковаться под мостами и путепроводами, где устраивают импровизированные ночлежки.

Доморощенный берлинский подвид бомжей — это представители субкультур, например, панки, которым, судя по всему такая жизнь просто в кайф. Вместе со сворами собак они отираются в туристических местах и у торговых центров, ожидая, что кто-то добрый и сытый сунет им свой недоеденный гамбургер и отсыпет мелочишки.



Велосипедисты

Это особая каста берлинцев, бессмысленная и беспощадная. Берлинские велосипедисты уверены, что дорожные правила созданы только для автомобилистов и пешеходов, а сами они соблюдать их совершенно не обязаны. Берлинский велосипедист считает, что на дороге он — король, причем бессмертный, а красный цвет светофора ничем не хуже зеленого. Стало быть автомобили обязаны в любом случае его пропускать, а пешеходы — бросаться врассыпную, даже если велосипедист лихо рассекает по тротуару, где ездить ему вообще-то категорически запрещено.

Фото: Wikipedia

Водители автомобилей

Хуже столичных велосипедистов, пожалуй, только здешние водители. Тихий, аккуратный, вежливый, приветливый, предупредительный и неторопливый немецкий водитель из дальнего пригорода или небольшой деревеньки, стоит ему только пересечь городскую черту, сначала впадает в шок, а затем, понимая, что иначе ему не прорваться, сливается с агрессивной автомассой. Здесь подрезают, сигналят, громко сквернословят, дополняя ругательства выразительными жестами, никому ни при каких условиях не уступают, не предупреждают поворотником о маневре. Если найдут свободную парковку, обязательно займут два места. Ну а если не найдут, заблокируют кому-нибудь более удачливому выезд или перекроют въезд в чей-нибудь двор.

Впрочем, опасность представляют не только водители, но и пассажиры. Верхом доблести у них считается широко распахнуть дверь машины, перекрыв велодорожку прямо перед носом у мчащегося мимо ни в чем не повинного велосипедиста. Кому-то удается затормозить в последний момент, другие продолжают путь по той же траектории и с той же скоростью, но уже не обремененные велосипедом. Хорошо, если надели шлем, но это, скорее, исключение, чем правило.

Пешеходы

Лучшей демонстрацией броуновского движения служат берлинские пешеходы. С точки зрения автолюбителей и велосипедистов, считающих себя более высокоорганизованными формами жизни, пешеходы — существа исключительно бестолковые и совершенно непредсказуемые. Они переходят улицы в любом удобном для себя месте, не считаясь с сигналами светофоров, знаками и разметкой, велодорожку искренне считают естественным продолжением тротуара и своей исконной территорией. Текущая дорожная обстановка, как нечто сиюминутное и проходящее, не интересует их ни в малейшей степени. Они невесть откуда выпрыгивают вам под колеса и, если остаются живы, еще долго отравляют вам существование разборками с полицией, страховкой и адвокатами.

Нерадивые собачники и их питомцы

Собак в Берлине холят и лелеют, с ними считаются и удовлетворяют их потребности, о которых четвероногие едва ли и сами подозревали. Лучшие корма, площадки для выгула, мисочки с водой у магазинов и офисов — в Берлине есть все, что собачьей душе угодно.

Хозяева псов при этом редко водят своих питомцев на поводках и в намордниках — даже в людных местах и вблизи детских площадок, видимо считая, что европейские принципы открытости и свободы распространяются и на зверей тоже.

Кроме того, далеко не все владельцы убирают за своими питомцами, поэтому вляпаться в Берлине в собачье дерьмо очень легко, значительно труднее им не запачкаться.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Плохое освещение ночью

Жителям стран бывшего СССР, особенно больших городов, где на иллюминации обычно не экономят, трудно привыкнуть к берлинской ночной темени, в которой чувствуешь себя как в пещере.

И действительно — здесь не увлекаются повсеместной подсветкой зданий, да и с уличными фонарями далеко не все гладко. Поэтому снова приходится вспоминать, что ночь здесь — это темное время суток.

Почта

Вы еще жалуетесь на «Почту России»? Вы просто не сталкивались с Deutsche Post! По своей структуре и манере ведения дел это абсолютный аналог российской «сестры» — «костный», неповоротливый, архаичный, с обязательным наличием хамоватых работников. Очереди в филиалы Deutsche Post, как правило, огромны — чтобы отправить заказное письмо или получить бандероль, приходится подолгу в них простаивать. Корреспонденция и посылки теряются, и случается это, к сожалению, не так редко, как хотелось бы.

Службы доставки других компаний тоже не всегда работают идеально. Если вам принесли посылку, когда вас нет дома, не удивляйтесь потом, если будете рыскать в ее поисках по всему району. Посылку могут оставить в соседнем многоквартирном доме, не указав или неправильно указав фамилию соседей, могут вернуть в офис (причем когда вы туда придете, посылки там почему-то не окажется). Хотели посылочку? Ну так потрудитесь, прежде чем ее получить — именно так, видимо, рассуждают в службах доставки.

Иногда посылку просто оставляют под дверью, и хорошо, если она дождется хозяина.

Попрошайки

Сидеть в берлинских уличных кафе, наслаждаясь едой, природой и погодой, часто не так приятно, как того ожидаешь. Здесь огромное количество попрошаек, как гастролирующих, так и местного происхождения, которые суют свои руки с грязными ногтями едва ли не в вашу тарелку, протяжно воя — «Гельд, битте!». Поучились бы у Кисы Воробьянинова, как нужно просить — «гигант мысли и отец русской демократии» клянчил деньги значительно изобретательнее. Так, знаете ли, хочется иногда услышать в этом интеллигентствующем городе что-то вроде «Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюк брод»!

Фото: Natalie Kreis

Персонал в кафе и ресторанах

Берлинские официанты — притча во языцех. Они всегда смурны и неприветливы, постоянно что-то путают и забывают. Ошибки признают неохотно и не спешат их исправлять, надеясь, видимо, что вы, выпустив пар, смиритесь. И даже просто заполучить их к вашему столику удается далеко не с первого раза.

Бродячие музыканты

Сядешь в S-Bahn, расслабишься, книжечку достанешь… И тут над ухом некто начинает орать во всю глотку дурным голосом что-нибудь из серии «сколько я бродил, сколько колесил, сколько башмаков даром износил», только на румынском. Вокальная партия сопровождается примитивнейшей игрой на трубе и «фанерой» из здоровенного бумбокса. Но все это лишь кратковременная прелюдия к сбору средств с пострадавших от акустического удара пассажиров.

Наперсточники

Эта отрыжка лихих постсоветских времен, которая на территории бывшего СССР уже давно стала фольклором, совершенно непостижимым образом возродилась в Берлине. Причем чувствуют себя наперсточники (обычно родом из Восточной Европы) довольно свободно и безнаказанно — те наши читатели, которые работают неподалеку от основных туристических достопримечательностей, уже узнают основных организаторов лохотронов в лицо.

Жертвами «кручу-верчу, обмануть хочу» становятся, в основном, западноевропейские туристы, тогда как наши не могут скрыть удивления с примесью разочарования: ну как такое вообще стало возможно в центре Европы в XXI веке?

S-Bahn и U-Bahn

Если вы думаете, что метро и городская электричка в Берлине работают как часы, придется вас разочаровать. Бесконечные поломки, ремонты путей и отмены составов ужасно надоели жителям города. А если на Берлин вдруг обрушился ливень, снег, холод или ветер, то все — домой пешком по шпалам.

Берлинская транспортная компания BVG предпочитает отделываться от недовольных социальной рекламой (впрочем, довольно веселой и небанальной). В ней она рассказывает пассажирам о том, как их любит — всех до единого, невзирая на социальное положение, интересы и сексуальную ориентацию.

Фото: Мария Павлова / «Живой Берлин»

Стоимость проезда на транспорте

Раз уж мы о транспорте — билеты в Берлине ой какие недешевые. Месячный проездной стоит 81 евро, а одна поездка — 2,80. За эти деньги можно, например, сытно позавтракать — пара булочек плюс недорогая колбасная и сырная нарезки обойдутся примерно в эту же сумму.

Поэтому не удивительно, что берлинцы массово пересаживаются на велосипеды, а небольшие расстояния предпочитают преодолевать пешком.

Парковки

Если на городской периферии припарковать машину можно без проблем, то в центре с этим очень и очень туго. Впрочем, это беда всех больших городов. Во многих местах в центре Берлина парковки дико дорогие — вместо обычных 25 евроцентов за 15 минут они стоят целых 75.

Проблемы с оплатой карточками

В большинстве мелких торговых точек типа «шпэти» (ночных киосков. — ЖБ) у вас примут к оплате карточку только в том случае, если сумма покупки больше 10 евро, а то и не примут вовсе. До недавнего времени даже в крупных магазинах электроники не принимали кредитки, а в ряде магазинов поменьше не берут их до сих пор!

Доступ в интернет

В это сложно поверить, но по умолчанию его обычно нет. И неважно, что Берлин искусно прикидывается столицей европейского стартапостроения, интернет тут выдают разве что не по талонам. При въезде в квартиру вам придется подождать от двух недель до месяца, пока вас соблаговолит навестить сотрудник «Телекома» и соединит два проводка в распредящике. Смиритесь с тем, что во время дождя, по вечерам и в выходные интернет будет часто барахлить и пропадать. Часами висеть на горячих линиях, ожидая бесполезного ответа, и безостановочно перезагружать роутер станет вашим привычным времяпровождением.

Мобильный интернет худо-бедно работает в центре города на поверхности. Но стоит вам попасть в большую толпу, спуститься в метро или выехать за пределы кольца городской электрички, будьте готовы к тому, что вас напрочь отрежет от всемирной паутины. Но это еще полбеды — местами вы не то, что потупить в телефон не сможете, даже возможности позвонить не будет. Сотовое покрытие тут хромает у всех операторов.

А если вы надеетесь, что вас спасет бесплатный и повсеместный вайфай, то вы еще наивнее тех, кто с нетерпением ждет со дня на день открытие нового берлинского аэропорта BER.

Нескончаемые демонстрации

По данным Süddeutsche Zeitung, в одном только 2015 году в Берлине прошло более 4900 всевозможных демонстраций. И их количество постоянно растет. Это значит, что в столице ежедневно проходит в среднем 14 митингов против чего-нибудь плохого или в поддержку чего-нибудь хорошего. Не углубляясь в аргументы конкретных организаторов и участников, скажем, что эти шествия часто пагубно сказываются на городском трафике и работе общественного транспорта. Не говоря уже о сопутствующем мусоре и отвлечении полиции от более важных задач по борьбе с растущим криминалитетом.

Шествие за легализацию марихуаны, 2017 г. Фото: Оля Мишарёва / «Живой Берлин»

Редакция «Живого Берлина» ■

Изображение в анонсе: Wasan Ritthawon / Shutterstock.com


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Класс