Берлинале-2020: фильмы на все вкусы

   24.02.2020   Жизнь

Сегодня у нас новая порция рекомендаций самых интересных (и самых неинтересных) картин текущего «Берлинале» по мнению нашего очень аккредитованного журналиста Натальи Жук, которая не ест, не спит, не дышит, а только смотрит фильмы и пишет, пишет, пишет… И еще задает много вопросов на фестивальных пресс-конференциях.

В прошлый раз говорили о главной программе, на этот раз речь пойдет о фильмах из новой конкурсной программы Encounters, а также лентах из Berlinale Special, Panorama и Berlinale Series, которые хоть и не соревнуются за призовых медведей, но очень часто оказываются не менее достойными зрительского внимания и любви.


Encounters

Обнаженные звери (Nackte Tiere)

Режиссерский дебют Мелани Вэльде. Катя, Саша, Бенни, Лайла и Геллер живут в немецкой глубинке без присмотра родителей. Им осталось провести в школе последнюю зиму, прежде чем сделать выбор: остаться или уехать?

Юноши и девушки исследуют разнообразие чувств и отношений, во всех возможных комбинациях: они ищут друг друга, прячутся, целуются и ссорятся.

По мнению отборочного жюри секции Encounters, дебют Мелани Вэльде в полнометражном кино получился чрезвычайно сильным и злободневным.

Ширли (Shirley)

«Ширли» | секция Encounters | режиссер Джозефин Деккер | © 2018 LAMF Shirley Inc.

Лента американки Джозефин Деккер с Элизабет Мосс («Рассказ служанки», «Бесит быть нормальным», «Квадрат») рассказывает историю, очень вольно интерпретирующую события из жизни американской писательницы Ширли Джексон, работавшей в жанре готического романа.

В центре истории — сама Ширли и ее муж Стэнли Химан (литературный критик и профессор колледжа). Конфликт разворачивается, когда к ним приезжают погостить молодой выпускник Стэнли, Фред, и его беременная жена Роуз.

И потребность Ширли находить все новые и новые сюжеты для своего мрачного творчества угрожает уничтожить отношения Фреда и Роуз.


Berlinale Special Gala и Berlinale Special

Шарлатан (Charlatan)

Новый фильм Агнешки Холланд основан на биографии чешского знахаря Яна Миколашека, которому достаточно просто взглянуть на анализы в пробирке, чтобы поставить правильный диагноз. И пособники национал-социалистов, и коммунисты оберегают «шарлатана» и используют его в своих целях. Но в годы постсталинизма привычные политические связи рушатся. Особый статус Миколашека оказывается под угрозой.

Минамата (Minamata)

Картина режиссера Эндрю Левитаса. В роли фотографа Уильяма Юджина Смита — Джонни Депп, который был еще и продюсером и идейным вдохновителем всего проекта.

Знаменитый фотограф времен Второй мировой войны живет уединенно и не стремится быть в гуще событий. Но когда ему поступает предложение от издателя журнала Life (Билл Найи) поехать в японскую рыбацкую деревушку Минамата разбираться в причинах появления загадочной хвори, Смит не без колебаний принимает предложение.

Вооруженный только своей камерой, он должен расположить к себе местное население, чтобы найти те кадры, которые помогут ему обнародовать правду о преступных действиях химической корпорации.

«Минамата» ценен не только своей темой и документальной точностью повествования, но и тем, что в этой ленте мы снова видим того Джонни Деппа, который радовал нас тонкой, нюансированной актерской игрой, еще задолго до появления капитана Джека Воробья.

Отдельно стоит отметить работу оператора Бенуа Деломма: каждая мизансцена фильма выглядит как ожившая фотография мастера.

Премьеру фильма на фестивале зрители приветствовали овацией, встав со своих мест.

Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com

Уроки фарси (Persian Lessons)

Одна из самых ожидаемых картин, которая уже не только оправдала, но даже превзошла все возможные ожидания.

«Уроки фарси» — интернациональный проект: канадский режиссер украинского происхождения Вадим Перельман, российский сценарист и продюсер Илья Цофин, исполнители главных ролей: француз мексиканского происхождения Науэль Перес Бискаярт и немец Ларс Айдингер.

Мастерски написанная и снятая история о том, как еврейский узник концлагеря спасается от смерти благодаря тому, что умудряется убедить окружающих, а главное — повара лагеря Клауса Коха, в том, что он перс.

Дело в том, что Кох уже давно ищет носителя персидского языка, чтобы брать у того уроки устной речи. После войны Кох мечтает уехать в Тегеран и открыть там ресторан немецкой кухни.

С момента встречи ученика и учителя жизнь главного героя полностью зависит от его способностей выдумывать и запоминать все новые и новые слова на несуществующем языке.

Как ему это удается? «Псевдо-перс» придумывает неожиданный и, в тоже время, очень символичный способ добывать новые слова. Но лучше вы сами это увидите, а мы обойдемся без спойлеров.

Как сказал режиссер фильма Вадим Перельман на пресс-конференции: «Мой фильм не о Холокосте, а о человечности». И это абсолютная правда.

Невероятно качественный и берущий за душу сценарий, мастерская режиссура и очень сильные актерские работы делают «Уроки фарси» одним из самых ярких фильмов 70-го «Берлинале».

Пиноккио (Pinocchio)

Новая постановка легендарной детской сказки — долгожданный итало-франко-британский проект обладателя двух каннских «Пальмовых ветвей» за режиссуру Маттео Гарроне с самим Роберто Бениньи в роли Папы Карло. Картина достойна внимания в первую очередь благодаря своей визуальной, эстетической составляющей. Невероятно красивые костюмы, декорации, свет и композиция не оставят равнодушными ни детей ни взрослых.

Отдельно хочется отметить сказочный саундтрек Дарио Марианелли и визуальные эффекты высочайшего качества. Пиноккио выглядит и деревянным, и одновременно чрезвычайно живым. А Роберто Бениньи играет невероятно трогательно.

Номера (Nomery)

Картина Олега Сенцова по его собственной одноименной пьесе, созданная в сотрудничества с Ахтемом Сейтаблаевым. Фантазия-антиутопия о мире, чем-то схожем с мирами Пелевина. Здесь люди живут в одном пустом спортзале. У них нет имен — только номера. Четные у мужчин и нечётные у женщин.

Вся их жизнь, включая все виды межличностных отношений, определяется выполнением бессмысленных ритуалов, которые «спускаются сверху» от невидимого правителя — «Всесильного Зеро». Только незапланированное появление ребенка несколько нарушает привычный порядок вещей.

Работа над лентой шла до, во время и после тюремного заключения Олега Сенцова. Именно желание довести ее до конца стало одной из причин, по которым он в свое время прекратил протестную голодовку.

ДАУ. Дегенерация (DAU. Degeneration)

«ДАУ: Дегенерация» | секция Berlinale Special | режиссеры Илья Хржановский, Илья Пермяков | © Phenomen Film

Сериал, который специально для берлинской публики Илья Хржановский смонтировал из материалов своего экспериментального проекта «ДАУ».

Карло Шатриан, креативный директор Берлинале, в интервью «Живому Берлину» сказал несколько слов о проекте:

«Серия эпизодов позволит зрителям совершить путешествие от начала строительства Института до самого его падения. И, на мой взгляд, это путешествие многое говорит и о современной политике, так как оно на многих уровнях связано с ситуацией, в которой мы живем сегодня. Пожалуй, именно эта многоуровневость и двойственность привлекла меня».


Panorama

Добро пожаловать в Чечню (Welcome to Chechnya)

«Добро пожаловать в Чечню» | секция Panorama | режиссер Дэвид Фрэнсис | © Public Square Films

Титулованный американский режиссер документальных фильмов, а в прошлом журналист-расследователь Дэвид Фрэнсис (David Frances) при поддержке HBO снял очень информационно и психологически насыщенную ленту, посвященную теме жестких преследований представителей ЛГБТ, начавшихся в 2017 году сначала в Чеченской, а в последствии и в близлежащих Осетинской и Дагестанской республиках.

Фильм также рассказывает о работе инициативной группы добровольцев, которые помогали жертвам преследований сначала сбежать из Чечни в Москву или Санкт-Петербург, а потом, при помощи уже международных фондов по работе с беженцами, организовывали им эмиграцию в Канаду и Западную Европу.

Всплеск (Surge)

«Всплеск» | секция Panorama | © Rooks Nest Entertainment

Этот фильм я точно постараюсь не пропустить. После премьеры на фестивале «Сандэнс» пресса нарекла картину «очередным актерским бенефисом Бена Уишоу». Уишоу всегда удается безошибочно играть любое психическое состояние и любой диагноз, и уже одного его присутствия в картине достаточно, чтобы посмотреть фильм.

«Всплеск» позволяет нам сопровождать главного героя Джозефа в течение 24 часов на пути от монотонного и полубессмысленного существования в роли работника службы безопасности лондонского аэропорта до современной версии Мистера Хайда, который отправляется на болезненные поиски себя, разрушая всё вокруг. Однако движется ли герой вверх или вниз, зритель должен решить сам.


Berlinale Series (Сериалы «Берлинале»)

Без гражданства (Stateless)

Шестисерийный проект Кейт Бланшетт, в котором австралийская звезда выступила не только одной из актрис, но, в первую очередь, автором идеи и продюсером.

В австралийской пустыне переплетаются судьбы четверых совершенно разных людей: стюардессы, молодого афганского беженца, охранника в лагере беженцев и амбициозной бюрократки. Что происходит с людьми, отделенными друг от друга политическими границами, но тесно связанными между собой непреодолимым желанием обрести дом?

Секс (Sex)

Сериал датского режиссера Амели Несли Фик и сценаристки и писательницы Клары Мендес, в формате 15-минутных эпизодов с яркими образами и прекрасной музыкой рассказывает современную историю любви на вечную тему: что делать, если я не хочу того, чего я хочу, а иначе тоже не могу.

Поцелуй с коллегой Сельмой, случившийся однажды теплой копенгагенской ночью, не выходит у 20-летней Кэтрин из головы. Ведь кроме Сельмы у Кэтрин есть ещё и бойфренд Симон. Для Симона вполне достаточно того, что у них с Кэтрин происходит в постели, с недавнего времени ему этого даже многовато.

А работает Кэтрин в консультационном «Центре по вопросам секса и любви», где дает рекомендации клиентам по телефону. Она мечется между своими желаниями, влечениями и доводами рассудка и втягивает в круговорот метаний всех тех, кого любит.

Фрейд (Freud)

Сериал о молодости Зигмунда Фрейда. Частый гость «Берлинале», немецкий режиссер Марвин Крен рассказывает реальную историю Фрейда, тонко вплетая в нее элементы детектива, мистики и хоррора, превращая весь зрительский опыт в своего рода трип в глубины подсознательного. В сериале молодой Фрейд в компании медиума Флер и полицейского Альфреда Кисса, страдающего от посттравматического синдрома, расследует серию загадочных убийств.


Бонус: фильмы, с которых я ушла, не дождавшись окончания


Фото в анонсе: Роберт Финстер | «Фрейд» | секция Berlinale Series | режиссер Марвин Крен | © SATEL Film GmbH/Bavaria Fiction GmbH


Читайте также:

Наталья Жук

Культурный обозреватель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс