Берлинале-2020: Зачем нам девиз? Нам девиз не нужен! Что ждать от юбилейного кинофестиваля

   17.02.2020   Жизнь

Берлинскому кинофестивалю в этом году исполнится 70-лет. В новое десятилетие он вступает с огромным калейдоскопом обновлений, от разнообразия и яркости которых может закружиться голова. Что же ждет нас на этот раз? Давайте разбираться вместе.

«Берлин Александерплац» | секция Wettbewerb | режиссер Бурхан Курбани | © Wolfgang Ennenbach/2019 Sommerhaus/eOne Germany

Новшества начинаются уже с дат проведения фестиваля. «Берлинале-2020» проходит на две недели позже, чем его предшественники. Это связано с переносом даты церемонии вручения «Оскара» с традиционных конца февраля-начала марта на 10 февраля.

Понимая, что совпадение дат «Берлинале» и «Оскара» будет невыгодным в первую очередь для фестиваля, так как поставит под угрозу присутствие многих звездных гостей и отнимет ощутимую часть внимания прессы, руководство фестиваля решило проводить юбилейный «Берлинале» с 20 февраля по 1 марта.

Как мы писали в прошлогодних обзорах кинофестиваля, начиная с 2020 года у «Берлинале» новый руководящий состав в лице исполнительного директора Мариетты Риссенбек (Mariette Rissenbeek) и креативного директора Карло Шатриана (Carlo Chatrian). Занятно, что система дуумвирата набирает популярность в Германии, особенно в культурном секторе. Для этого даже существует специальный термин: Doppelspitze («двойная вершина»).

Тема творческих дуэтов стала своеобразным лейтмотивом фестиваля. Кроме двух директоров «Берлинале», пять его фильмов, представленных в основном конкурсе, были созданы режиссерскими парами: «ДАУ: Наташа» (Илья Хржановский и Екатерина Эртель), «Сестрёнка» (Стефани Шуа и Вероника Реймонд), «Удали историю» (Бенуа Делепин и Гюстав Керверн), «Плохие сказки» (Фабио и Дамиано Д’Инноченцо) и «Все мертвецы» (Марко Дутра и Каэтано Готардо).

Даже дизайн плакатов «Берлинале-2020» разительно отличается от привычного: впервые за последние годы на нем не видно традиционного медведя! Вместо него на плакате красуется большая латинская буква B и пересекающая ее снизу вверх цифра 70.

Новшества коснулись и структуры фестиваля.

Так, помимо традиционных программ Wettbewerb (основной конкурс), Panorama, Forum и Forum Expanded, Berlinale Shorts, Generation, Berlinale Special, Berlinale Series, добавилась новая — Encounters. В ней будут представлены «эстетически и структурно смелые работы независимых, инновационных кинопроизводителей».

Так, например, в программу входит японская лента The Works and Days, общей продолжительностью 480 минут, то есть 8 часов! Картина повествует о работе и досуге фермера в горном селе в префектуре Киото. По словам организаторов, это «удивительный портрет семьи, показывающий пять сезонов их жизни, природы и звуков, которые их окружают». С учетом длительности фильма, решившихся на просмотр, кажется, ожидает поистине иммерсивный, с эффектом присутствия, опыт.

В рамках новой программы жюри из трех человек будет вручать три приза: за лучший фильм, лучшую режиссуру и специальный приз жюри.

Призовые статуэтки в Encounters будут отличаться от привычных медведей. «Может, со временем мы и придумаем для победителей нового зверя», — отшутился Шатриан, но пока что им придется довольствоваться тем, что есть.

«Сестрёнка» | секция Wettbewerb | режиссеры Стефани Шуа, Вероника Реймонд | © Vega Film

Еще одна реформа от Шатриана и Риссенбек касается тех фильмов, которые раньше показывались в рамках основного конкурса, при этом в конкурсе не участвуя — так называемая секция Out of Competition. С этого года ее заменит новая подсекция Berlinale Special под названием Berlinale Special Gala. Премьеры фильмов из этой секции будут проходить во Фридрихштадт-Паласте и Берлинале-Паласте и, судя по составу картин, сложно будет удержаться, чтобы туда не съездить.

Помимо прочего, нас ждут премьеры:

  • нового фильма Агнешки Холланд «Шарлатан». Как она успевает снимать по одному полномасштабному фестивальному проекту в год, для меня остается загадкой;
  • британского фильма «Минамата» от режиссера Эндрю Левитаса с Джонни Деппом в роли фотографа Уильяма Юджина Смита, также в картине можно будет увидеть частого гостя «Берлинале» Билла Найи;
  • многообещающей картины русско-немецко-белорусского производства «Уроки фарси» от Вадима Перельмана с Науэлем Перес Бискаяртом и Ларсом Айдингером, рассказывающей о еврее-узнике немецкого концлагеря, выдающем себя за перса, и поваре того же концлагеря, «нанявшем» главного героя, чтобы тот обучал его персидскому языку;
  • долгожданного итальянско-франко-британского проекта «Пиноккио» от обладателя двух Каннских пальмовых ветвей за режиссуру Маттео Гарроне с легендарным Роберто Бениньи в роли Папы Карло;
  • новой картины Анн Фонтен под названием «Ночной конвой», в которой Омар Си, известный по таким фильмам как «1+1» и «1+2», выступит в не самом привычном для себя полностью драматическом амплуа;
  • фильма «Номера», поставленного Олегом Сенцовым по его собственной одноименной пьесе, созданная в сотрудничестве с Ахтемом Сейтаблаевым.

«Шарлатан» | секция Berlinale Special | режиссер Агнешка Холланд | © Marlene Film Production

В программу Berlinale Special (уже без приставки Gala) также вошел крупный отрывок проекта «ДАУ», преобразованный в сериал его автором Ильей Хржановским в коллаборации с Ильей Пермяковым. Называется «ДАУ: Дегенерация».

В интервью «Живому Берлину» креативный директор «Берлинале» Карло Шатриан объяснил, чем он руководствовался, выбирая сразу два фильма из проекта «ДАУ» для показа на фестивале:

«Приняв решение включить картину „ДАУ: Наташа“ в основной конкурс, мы с Ильей (Хржановским) решили, что хотели бы подарить Берлину и его жителям еще что-то, чего у них не было возможности увидеть (масштабная инсталляция „ДАУ“ должна была открыться в Берлине в 2019 году, но из-за запрета властей этого так и не случилось, а проект обрел пристанище в Париже — прим. ред.).

Сериал, который смонтировал Илья за последние месяцы, является новой версией материалов по сравнению с той, которая демонстрировалась в Париже больше года назад. Это, по-сути, уникальный продукт созданный специально для Берлина.

Серия эпизодов позволит зрителям совершить путешествие от начало строительства Института до самого его падения. И, на мой взгляд, это путешествие многое говорит и о современной политике, так как оно на многих уровнях связано с ситуацией, в которой мы живем сегодня. Пожалуй, именно эта многоуровневость и двойственность привлекла меня».

«ДАУ: Дегенерация» | секция Berlinale Special | режиссеры Илья Хржановский, Илья Пермяков | © Phenomen Film

В продолжение политической темы гости «Берлинале» смогут вживую увидеть и послушать Хиллари Клинтон, которая лично представит документальный сериал «Хиллари» о самой себе. Мировая премьера сериала состоялась на фестивале «Сандэнс» и «Хиллари» пришелся по душе критикам.

Открывать фестиваль будет канадо-ирландский проект «Мой год Сэлинджера», основанный на одноименной книге Джоанны Ракофф, с Сигурни Уивер и Маргарет Куэлли в главных ролях. Фильм рассказывает об амбициозной молодой писательнице Джоанне, которая работает ассистенткой у литературного агента, где она отвечает на письма фанатов, адресованные культовому автору Джерому Сэлинджеру.

* * *

Также, в честь 70-летнего юбилея, гостей «Берлинале» ждет еще одна секция — «Эстафета» (On Transmission). Правда, она планируется как одноразовый подарок к празднику, а не как регулярное новшество. Суть ее в том, что семь известных режиссеров получили спецзадание привезти с собой коллег, чтобы показать на «Берлинале» собственную картину, так или иначе повлиявшую на историю фестиваля, в паре с картиной выбранного коллеги. Показ каждой из картин будет сопровождаться разговором о том, как фильмы влияют друг на друга, как происходит передача эстафеты творческих идей в кино.

На «Берлинале» можно будет видеть и слышать такие пары участников: Энг Ли (Тайвань) и Хирокадзу Коре-Эда (Япония), Клэр Дени и Оливье Ассаяс (Франция), Ильдико Эньеди и Жофия Силадьи (Венгрия), Цзя Чжан Кэ и Хо Мэн (КНР), Маргарет фон Тротта и Ина Вайсе (Германия), Паоло Тавиани и Карло Сирони (Италия), Рой Андерссон и Ники Линдрот фон Бар (Швеция).

Однако в этому году «Берлинале» не досчитался двух привычных секций, а именно: изобретенной Дитером Коссликом и успевшей полюбится фанатам фестиваля гурманской программы «Кулинарное кино» и программы NATIVe, в которой демонстрировались фильмы, созданные представителями коренных народов. Причина этому, по словам Карло Шатриана, крайне прозаическая — не нашлось достаточного количества картин, чтобы заполнить целую тематическую секцию.

Стоит отметить, что 340 фильмов, представленных на «Берлинале-2020» — это на 40 картин меньше, чем, к примеру, в прошлом году.

Основная конкурсная программа, в которой идет борьба за медведей всех мастей, в этом году также впечатляет разнообразием и звездным составом. Всего в конкурсе представлены 18 фильмов из 18 стран. Причем большая часть из них, при оглашении списка на пресс-конференции, вызывала восторженно-удивленные вздохи со стороны международной прессы.

Обратим внимание на следующие фильмы.

  • «Берлин. Александерплац». Адаптация романа Альфреда Дёблина о жизни Берлина 1920-х и о судьбе бывшего заключенного и его возвращении к жизни на свободе, переносит героев в современную столицу 2020-х годов, меняет главного героя на темнокожего иммигранта, и показывает, что социальные проблемы за последние 100 лет не так уж изменились.
  • «ДАУ: Наташа». Один из сюжетов масштабного мультимедийного проекта «ДАУ» его автор Илья Хржановский преобразовал в полнометражный фильм в соавторстве с Екатериной Эртель. По мнению Карло Шатриана, «лента очень сильная, графичная, жестокая. Именно жестокость в фильме вызывает много вопросов, но, возможно, это как раз и было одной из его целей».
  • «Первая корова». Пресса очень оживилась, услышав про этот фильм, ведь его сняла талантливая артхаус-режиссер — американка Келли Райхардт. Это история о поваре, который дружит с китайским иммигрантом, приехавшим в Новый свет в поисках лучшей жизни. Они вместе начинают прибыльный бизнес, напрямую связанный с обычной буренкой.
  • «Неизбранные дороги». Фильм британки Салли Поттер об отношениях отца и дочери на фоне переживаний отца о нереализованных жизненных возможностях. Картину уже ждут не дождутся даже сами кураторы фестиваля — оно и неудивительно, ведь ее представляют Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек и Лора Линни.
  • Не менее звездный состав, по крайней мере по немецким меркам, и у фильма «Сестрёнка» (Schwesterlein). Синопсис поэтично описывает картину как «сказку о взрослых Гензеле и Гретель, о пряничном домике — театре, и болезни в роли злой ведьмы». В ролях Нина Хосс, Ларс Айдингер, Томас Остермайер.
  • «Ундина» (Undine) — новый взгляд на легенду о Русалке на Шпрее режиссера Кристиана Петцольда. Еще один фильм-признание в любви Берлину. В ролях Паула Бер («Франц»), Франц Роговский («Транзит», «Между рядами»), Марьям Заре, Якоб Маченц.
  • Экспериментальная картина «Сибирь» (Siberia) совместного производства Италии, Германии и Мексики режиссера-визионера Абеля Феррара с Уиллемом Дефо, Дуней Сычевой, Саймоном Макберни и Кристиной Кириак. Крайне емкий синопсис гласит: «Исследование языка сновидений». Что за этим кроется и чем будет удивлять нас невероятно продуктивный в последнее время Уиллем Дефо — узнаем уже совсем скоро.

Вся конкурсная программа «Берлинале-2020» выглядит разноплановой и сильной. Подробно о самых интересных фильмах будет рассказано в следующем материале.

«ДАУ: Наташа» | секция Wettbewerb | режиссеры Илья Хржановский, Екатерина Эртель | © Phenomen Film

Славянский след на «Берлинале-2020»

В этом году в разных секциях фестиваля солидно представлены проекты, созданные командами из России, Украины, Белоруссии. Они есть в основном конкурсе, в секциях Berlinale Special, Panorama и Forum. Их количество заметно возросло по сравнению с прошлым годом. Мы попросили Карло Шатриана прокомментировать эту тенденцию:

«Действительно, фильмы славянских кинематографистов представлены у нас разнообразно: от «ДАУ» и «Котлована» (документальная картина Андрея Грязева из секции Panorama — прим. ред.), которые являются довольно явными политическими высказываниями, до «Уроков фарси», который затрагивает эти темы на более тонком уровне.

Конечно же, мы не выбираем картины в зависимости от страны производства, а опираемся исключительно на силу и качество конкретного фильма.

Но случается так, что кинематографисты какой-то из стран в этом году оказываются сильнее, и речь идет не только о России или Украине. Другие страны также активно представлены в программе.

Мне, как человеку, тесно вовлеченному в процесс отбора, сложно судить о таких моментах со стороны.

Но мы счастливы, потому что «Берлинале» был всегда сильно связан с востоком Европы. Поэтому мы рады представлять широкую палитру фильмов оттуда.

В процессе отбора нам пришлось отсеять очень много хороших фильмов, которые нам по-настоящему нравились, просто потому, что они уже никуда не помещались».

«Котлован» | секция Panorama | режиссер Андрей Грязев | © Andrey Gryazev

Для тех, кто рассматривает «Берлинале» как хорошую возможность увидеть и услышать вживую звезд мировой величины, будет интересным, что среди гостей заявлены Кейт Бланшетт, чей авторский проект представлен в секции Berlinale Series. Она также проведет панельную дискуссию в рамках программы Berlinale Talents.

В этой же программе можно будет послушать Хэлен Миррен, которой в этом году вручают почетного медведя за вклад в кинематограф, и новоиспеченную обладательницу «Оскара» за саундтрек к фильму «Джокер», музыкально-кинематографическую сенсацию прошлого года Хильдур Гуднадоуттир.

Не обошел «Берлинале-2020» и тему Fridays for Future и экологии в целом. Дискуссионные панели запланированы в секции Berlinale Talents, кроме того, в преддверии фестиваля уже прошел конкурс школьников-кинолюбителей на тему сокращения отходов во имя сохранения планеты, организованный Берлинской службой утилизации отходов BSR.

На пресс-конференции по оглашению конкурсной программы журналист RBB спросил нового креативного директора: «У Дитера Косслика к каждому „Берлинале“ был заготовлен тематический девиз, как то „Все личное политично“ и многие другие. Есть ли такой девиз у вас?»

Карло Шатриан молниеносно парировал вопросом в зал: «А разве нам нужен девиз? Скажите, это правда так обязательно — загонять себя в какие-то рамки? Ведь кино такое многообразное. Мне кажется „Берлинале“ — это нечто значительно большее чем то, что можно уместить в рамках одного девиза».

Ответ создает нам, журналистам, определенные „классификационные“ трудности. Но в то же время мне, как зрителю, он кажется привлекательным, особенно в сочетании с мощной программой этого года.

Насколько удачным окажется первый фестиваль новой команды? Посмотрим — увидим.

Фото: Peter Kreibich | Berlinale


Читайте также:

Наталья Жук

Культурный обозреватель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий