Берлинале-2020: о Берлине и не только. Есть даже комедия!

   21.02.2020   Жизнь

Кинофестиваль «Берлинале» внезапно наступил. И у берлинцев, и у гостей столицы разбегаются глаза, а руки тянутся к компьютерам и смартфонам, чтобы набрать билетов, и побольше. Поэтому самое время дать список тех фильмов, на которые, по мнению культурного обозревателя «Живого Берлина» Натальи Жук, определенно стоит обратить внимание. Чтобы глаза совсем не разбежались. Сегодня только рекомендации фильмов из основного конкурса. Но оставайтесь с нами, дальше — больше!

Трио историй о Берлине

I. Сестрёнка (Schwesterlein)

Картина о двух близнецах, Свене (Ларс Айдингер) и Лизе (Нина Хосс), швейцарского режиссерского дуэта Стефани Шуа и Вероника Реймонд.

Свен родился на две минуты раньше Лизы, поэтому он зовет ее «маленькой сестрёнкой» и считает своим долгом ее защищать. Но когда у Свена диагностируют лейкемию, приходит очередь Лизы заботиться о нем.

Это история не только об отношениях близнецов и о борьбе с болезнью, она, в первую очередь, о любви к театру как к призванию. Ведь Лиза, в прошлом успешный немецкий драматург, променяла театральный мир Берлина на семейную жизнь в швейцарских горах, но так и не сумела полностью убедить себя в правильности своего выбора.

Свен — звезда того самого театра, в котором раньше работала Лиза. Сцена для него — вся жизнь, но именно этой жизни лишает его болезнь и именно ради возвращения на сцену он готов бороться с болезнью до конца.

Помогая брату сражаться с раком, Лиза делает это во многом и для себя — ведь потеря Свена станет для нее не только потереей родного человека, но и потерей последней нити, которая связывает ее с театральным Берлином.

Флер реалистичности истории придает тот факт, что звезду берлинской сцены, больного лейкемией, в «Сестрёнке» исполняет звезда берлинской сцены Ларс Айдингер, его сестру-близняшку играет давняя коллега Айдингера по сцене Нина Хосс, в роли режиссера театра Томас Остермайер. Съемки всех связанных с театром сцен проходили в берлинском «Шаубюне», где Хосс и Айдингер выступают на сцене, а Остермайер является главным режиссером и худруком.

II. Берлин. Александерплац (Berlin Alexanderplatz)

Современная интерпретация классического романа Альфреда Дёблина повествует о беженце из западной Африки по имени Фрэнсис. Он дает себе зарок жить честно, в рамках закона, и никогда больше не ввязываться в авантюры, сулящие опасность.

Воплотить это решение в жизнь оказывается не так-то просто, особенно если ты очутился в современном Берлине без связей и разрешения на работу. Довольно быстро, хоть и неохотно, Фрэнсис оказывается втянутым в наркобизнес своего невротичного друга и квартиродателя Райнхольда.

Знакомство сначала с владелицей ночного клуба Евой, а позже с эскорт-девушкой Мизе помогают ему почувствовать то, чего он никогда еще не знал — счастье. Но надолго ли?

III. Ундина (Undine)


Ундина (Паула Беер) работает музейным гидом в Берлине. Она знает все не только о Гумбольдт-форуме, но и о том, какая блузка лучше подойдет к костюму, да и сама она — красавица.

Ундина постоянно заглядывается на Йоханнеса, проводящего время в музейном кафе: на месте ли он? Пришел ли уже? Придет ли сегодня? Но Йоханнес уходит и бросает Ундину, магия ее привычного мира рушится.

В отличие от андерсеновской «Русалочки», в «Ундине» Кристиана Петцольда, классика немецкой новой волны, главная героиня не позволяет уходу возлюбленного полностью разрушить ее жизнь и влюбляется вновь, в Кристофа (Франц Роговски) — аквалангиста, который исследует подводный мир искусственного озера.

В своей визуально насыщенной картине Петцольд заново открывает нам классическую легенду о Русалочке, делая ее одновременно актуальной и вневременной. А еще очень красивой.



Неизбранные дороги (The Roads not Taken)

В реальной жизни Лео депрессирует, лежит в кровати целыми днями и теряется в своих мыслях и воспоминаниях. Окружающие по большей части считают его больным и отворачиваются от него. Только дочери Молли не все равно, что происходит с отцом.

Перед внутренним взором Лео проносятся две непрожитые жизни. Первую из них он проводит в Мексике с возлюбленной Долорес, мы видим сцены их брака, выросшего из страсти. Во второй жизни Лео — одинокий писатель, живущий на греческом острове.

Все неслучившиеся события и сюжеты роятся в сознании Лео и он лишь изредка выныривает из них, возвращаясь обратно к дочери и к Нью-Йорку, где он живет сейчас.

«Неизбранные дороги» Салли Поттер — это история о множествах вариантов жизней, которые мы проживаем в своей голове, и о безусловной дочерней любви, которая становится той нитью, что удерживает сознание отца по эту сторону реальности.

ДАУ. Наташа (DAU. Natasha)

«ДАУ: Наташа» | секция Wettbewerb | режиссеры Илья Хржановский, Екатерина Эртель | © Phenomen Film

Наташа и Ольга работают в столовой института ДАУ. Это место — настоящее сердце всего института, сюда приходят все: сотрудники, ученые и зарубежные гости, как, например, Люк Биже. С ним у Наташи начинается роман, о котором она рассказывает коллеге Ольге, характеризуя француза как «нежного». Но в счастливые будни вмешивается секретная служба под руководством Владимира Ажиппо.

То, что последует за этим, не покажется «нежным» ни Наташе, ни нам, зрителям.

«ДАУ. Наташа» — как и весь проект ДАУ — это исследование тоталитаризма сквозь призму судеб отдельных людей.

Художественный руководитель фестиваля Карло Шатриан рассказал в интервью «Живому Берлину», почему он очень хотел представить ДАУ на фестивале:

«Мы познакомились с проектом „ДАУ“ на ранних этапах его развития, посмотрели много отснятого материала и были очень впечатлены силой образов, их иммерсивной мощью. С того момента мы обсуждали с Ильей (Хржановским — ЖБ), как можно было бы представить этот материал в рамках кинофестиваля, а не арт-хэппенинга.

В конце концов мы решили, что один сегмент достаточно силён, чтобы взять его в программу основного конкурса («ДАУ. Наташа» — ЖБ). Мы ожидаем, что часть зрителей будут смотреть этот фильм, ничего не зная ни о проекте «ДАУ», ни об особенностях работы тех институтов, о которых он рассказывает, и будут воспринимать этот фильм как любую другую фестивальную ленту, без предыстории».



Сибирь (Siberia)

«Сибирь» | секция Wettbewerb | режиссер Абель Феррара | © Federico Vagliati

Режиссер-визионер Абель Феррара представляет на фестивале свою новою работу, посвященному мистическому опыту путешествия человека-отшельника вглубь себя, своих (сно)видений и своей реальности. В роли отшельника — экранное альтер-эго режиссера и его главная муза, Уиллем Дефо.

Удалить историю (Delete History)

«Удалить историю» | секция Wettbewerb | режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав Керверн | © Les films du Worso

История трех героев из французской провинции, которые так или иначе страдают от современной поглощенности миром социальных сетей и медиа.

И пусть у каждого из них отдельная беда, но справиться с ними они могут только объединившись и бросив вызов всей современной системе, ориентированной на засилье виртуальной реальности.

«Удалить историю» (режиссеры Бенуа Делепин и Гюстав Керверн) — редкий пример качественной комедии в основном конкурсе «Берлинале».

Облученный (Irradiés)

«Облученный» | секция Wettbewerb | режиссер Ритхи Пань | © Rithy Panh

«Мужчина бережно, будто сокровище в храме, ставит в игрушечный домик старую, чудом сохранившуюся фотографию своей семьи. Начинается путешествие вглубь боли…». Фильм рассказывает истории людей, которые пережили геноцид в Камбодже во время режима красных кхмеров, но потеряли многое и многих. Исследование того, как это — быть выжившим, когда твоих близких постигла иная участь.

Режиссер-документалист из Камбоджи Ритхи Пань, чья семья тоже погибла во время геноцида, рассказывает очень личную историю о жизни, смерти, выживании и тоске по тем, кого уже не вернуть.

Я хотел спрятаться (Volevo nascondermi)

Проникновенная, психологически точная и тонкая, наполненная красками и полотнами лента режиссера-одиночки Джорджо Диритти, рассказывающая о жизни, болезни, одиночестве и лечении через искусство.

Картина повествует об «итальянском Ван Гоге» Антонио Лигабуэ (Antonio Ligabue), которому удалось найти свое предназначение в жизни и творчестве, несмотря на психическое заболевание и крайне неблагоприятные социальные условия жизни.


Это были девять главных, на наш взгляд, фильмов конкурсной программы из восемнадцати. Примерно по фильму в день. Более чем щадяще, друзья, более чем… «Берлинале-2020» в разгаре.

Фото в анонсе: «Ундина» | секция Wettbewerb | режиссер Паула Беер | © Christian Schulz/Schramm Film


Читайте также:

Наталья Жук

Культурный обозреватель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий