Берлинале-2019: Итоги. О личном и политическом
«Косслик взял кинофестиваль и превратил его в грандиозную вечеринку», — сказала завсегдатай Берлинале Тильда Суинтон в ответ на вопрос о том, чего ей будет не хватать после ухода нынешнего директора.
Последний фестиваль Дитера Косслика действительно был похож на грандиозную вечеринку. И эта вечеринка, определенно, удалась.
Даже самые придирчивые критики признают, что фестивальная программа, которую до начала киносмотра многие называли слабой, оказалась прямо противоположной. Откровенных провалов в конкурсе не было совсем, да и призы распределились закономерно, логично и обоснованно.
Официальным девизом фестиваля стал слоган женского движения Women’s Lib 1969 года: «Все личное — политично!». Этот девиз удачно сочетался с фокусом на женщинах-кинодеятелях и женских историях. Даже секция «Ретроспектива» была полностью посвящена режиссерам-женщинам с 1960-х до 1990-х.
Фильмы, одержавшие победу в этом году, стройно вписываются в вышеозначенную тематику.
Главный приз фестиваля — «Золотого медведя» — увозит с собой израильский режиссер Надав Лапид. Это первая победа Израиля на Берлинале и вторая — на каком бы то ни было кинофестивале.
Фильм Лапида «Синонимы» обратил на себя внимание не только своим юмором и актуальной тематикой, но и непохожестью ни на что другое. Это пример того самого «фестивального» кино, которое достаточно странное и остропроблемное, чтобы понравиться жюри, но, в то же время, остроумное и динамичное, чтобы удержать внимание простого зрителя.
Картина рассказывает об израильском парне Йоаве, который приезжает в Париж, чтобы полностью отказаться от своего языка и национальной идентичности и превратиться во француза. Фильм отчасти автобиографичен: Надав Лапид в свое время тоже приезжал во Францию, чтобы остаться там навсегда, но в результате вернулся обратно в Израиль.
«Серебряного медведя» в номинации «Гран при большого жюри» получил Франсуа Озон за свою ленту «Милостью Божьей». Это очень тщательно проработанная и подробная история о трех повзрослевших жертвах сексуального насилия со стороны лионского священника отца Пренара. Они объединяются и разворачивают грандиозную общественную компанию, чтобы привлечь к ответственности не только самого святого отца, но и его руководство, годами покрывавшее педофила.
Пусть Озон этим фильмом не открыл новых для себя вершин в кинематографе, но он сделал очень важное и своевременное кино о круговой поруке, замалчивании правды и о том, что, объединившись, жертвы могут победить и добиться справедливости даже в том случае, когда их противник — сама католическая церковь со всеми печатями молчания и попытками «не выносить сор из избы».
Еще две ленты, удостоенные «Серебряных медведей», напрямую связаны с политической тематикой. Это «Прощай, мой сын» режиссера Ван Сяошуайа (целых два медведя за лучшую мужскую и женскую роль у Ван Цзиньчун и Юн Мэй) и «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези, получивший приз за лучший сценарий.
«Прощай, мой сын» — эпическая сага о супругах из Китая, которые теряют единственного ребенка во времена «Культурной революции», когда действовала политика «одного ребенка на семью» и практика принудительных абортов.
Фильм сопровождает супругов на протяжении 20 лет , показывая сквозь призму частной истории, как разрушительно китайская политика того времени влияла на жителей страны.
Другим «политическим» медведем можно назвать приз за лучший сценарий картины «Пираньи Неаполя», написанный Клаудио Джованнези, Роберто Савьяно и Маурицио Брауччи.
Савьяно — автор книги «Гоморра» о неаполитанской мафии, каморре. По ее мотивам уже были сняты сериал и полнометражный фильм. «Пираньи Неаполя» его третья книга на эту тему, рассказывающая о подростках, которые с ранних лет попадают в криминальную систему и быстро становятся главарями мафии, несмотря на юный возраст.
Сюжет основан на реальных событиях и это делает его
«Я был дома, но…» Ангелы Шанелек — самый специфический фильм фестиваля. Одни критики сразу окрестили его «единственным шедевром Берлинале», другие встречали присуждение Шанелек «Серебряного медведя» за режиссуру гулом неодобрения.
В этом году Шанелек, классик кино «Немецкой волны», впервые участвовала в крупном кинофестивале за всю свою долгую карьеру. «Это очень мило», — сказала режиссер, принимая серебряную статуэтку на церемонии награждения.
Присуждение награды женщине-режиссеру из Германии с очень авторским и самодостаточным видением творческого процесса можно считать важным «идейно-политическим» прецедентом, а вот сам фильм доставит удовольствие скорее киноведам и дотошным кинокритикам, чем «простому» кинолюбителю.
А вот фильм «Крушители системы» режиссера-дебютантки Норы Фингшайдт, получивший не только признание большого жюри в виде «Приза Альфреда Бауэра» за открытие новых перспектив в киноискусстве, но и приз зрительских симпатий читательского жюри Berliner Morgenpost, стал одним из моих личных фаворитов и открытий фестиваля.
Это картина не столько о работе немецкой системы социальных служб с трудными детьми и даже не история о том, как неуправляемый ребенок может ответить агрессией на любую доброту. Это история о хрупкости прогресса и душевного равновесия у людей с уязвимой психикой.
В течение всего фильма Бенни пытается найти «настоящую семью», регулярно делает тот или иной шаг в сторону улучшения и стабилизации состояния. Зритель, затаив дыхание, надеется, что, ну вот, может быть сейчас все стабилизируется и
Но тут происходит очередное событие и весь прогресс катится к чертям, каждый раз со все более стремительной скоростью и тяжелыми последствиями.
Еще одна «неоспоримая награда» — «Серебряный медведь» для оператора норвежского фильма «Угоняя лошадей» Расмуса Видебэка за вклад в кинематограф.
Это тот случай, когда фильм нужно просто идти и смотреть, ведь никакие слова не передадут ту атмосферу, в которую погружают зрителя завораживающие пейзажи Норвегии, где каждый кадр не только эстетически совершенен, но и осмыслен.
Лучшим дебютом в полнометражном кино стала картина Мехмеда Акифа «Орэй», которая рассказывает о столкновении религии с личными убеждениями и семейными отношениями отдельного человека.
Среди документальных работ победил фильм «Разговаривая о деревьях» Сухаиба Гасмелбэри. Удивительная история о кинематографе в Судане, а точнее, о его 80-летнем отсутствии.
В блеске золота и серебра многие забывают о призах независимых жюри, а мне хочется упомянуть этих победителей, продемонстрировавших поддержку феминизма и «женского слова» в киноискусстве.
Целых два приза малых жюри получила «самая феминистическая лента фестиваля» под названием: «Бог есть: ее зовут Петруния» режиссера Теоны Стругар Митевску, сценаристки Элмы Татараджич, оператора Виржини Сен Мартен, монтажера Мари-Элен Дозо и звукорежиссера Ингрид Симон. Единственный мужчина в команде создателей — художник-постановщик Вук Митевски, брат постановщицы.
«Петруния» рассказывает удивительную по своей абсурдности, трагикомичную историю о том, как весь город ополчился на девушку с редким именем и нежеланием жить так, как ей предписано. Во время традиционно мужского соревнования по вылавливанию освященного креста из реки на один из религиозных праздников, Петруния неожиданно для самой себя прыгнула в реку и поймала крест, нарушив все неписанные правила патриархального сообщества. Причем история происходит не в средние века, а в наши дни.
Приз зрительских симпатий в секции «Панорама» получила японская лента «37 секунд» от режиссера-дебютантки HIKARI. 37 секунд — именно столько с момента рождения главная героиня Юма не могла дышать, что навсегда приковало ее к инвалидному креслу.
Юма хочет жить полной жизнью. Она работает художницей комиксов на пару со своей школьной подругой, которая подло присваивает себе все результаты совместного труда. Тогда Юма решает рисовать хентай — комиксы для взрослых. Но издатель считает, что для этого Юме необходим личный сексуальный опыт.
«37 секунд» — история о сексуальном пробуждении девушки с инвалидностью, сделанная психологически тонко, искренне и с юмором.
«Инвалидность по прежнему является табу в большинстве стран Азии», — объясняет режиссер. — «Я хотела показать, что люди с ограниченными возможностями могут строить свою жизнь
Очевидно, что анонсированное вначале Берлинале намерение привлечь внимание к вопросам гендерного равенства, Women Power и защиты уязвимых членов общества было реализовано в полном объеме. Не только в программе, сюжетах, тематиках и составах жюри, но также в логике присуждения призов.
Только не подумайте, что количество и качество наград каким-либо образом связано с гендерной принадлежностью создателей.
Как сказал Дитер Косслик в день открытия фестиваля: «Я выбирал режиссеров не потому, что они женщины, а потому, что они сняли чертовски хорошие фильмы».
В завершение мне хочется вспомнить слова Эллы Салтмарш (Ella Saltmarshe):
«Люди всегда использовали истории, чтобы понять наш хаотичный мир. Истории создают, воздвигают и свергают системы. Истории определяют то, как мы понимаем мир, наше место в нем и нашу способность менять его».
Читайте также:
- Берлинале-2019. Что готовит нам 69‑й берлинский кинофестиваль
- Берлинале-2019. Какие фильмы смотреть на самом масштабном кинопоказе Европы
- Берлинале-2017: Кризис жанра
Культурный обозреватель. Берлин