Берлинале-2019. Какие фильмы смотреть на самом масштабном кинопоказе Европы

Берлинале, словно золотые прииски Аляски, рассчитан на тех киноманов, которые готовы искать драгоценные металлы, просеивая песок экспериментальных, дебютных, фринджевых, остропроблемных работ, которых в этом году целых четыре сотни. Для таких старателей культурный обозреватель «Живого Берлина» Наталья Жук подготовила путеводитель по фильмам нынешнего фестиваля.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Velvet Creative Office

Когда смотришь программу Берлинале, кажется, что Дитер Косслик, директор фестиваля, покидающий свой пост в этом году, собрал всех старых друзей на грандиозную прощальную вечеринку, ведь ни в одной секции не обошлось без «рецидивистов».

Только в основном конкурсе среди 17 режиссеров, фильмы которых соревнуются за «Золотого медведя», лишь итальянец Клаудио Джованнеси является дебютантом фестиваля. Для всех остальных нынешний Берлинале не только не первый, но даже и не второй в карьере.

Я попробовала просеять конкурсную программу вместе с секциями «Панорама» и Berlinale Special через сито предыдущих работ участников и моих собственных предположений. Не пытаясь объять необъятное, представляю вам лишь несколько потенциально лучших картин из моего улова.


Фильмы, основанные на реальных событиях

Mr. Jones (основной конкурс)

Режиссер из Польши Агнешка Холланд, обладательница премии Альфреда Бауэра на Берлинале-2018 за фильм «След Зверя» и трехкратная номинантка премии «Оскар», в этом году привезла на конкурс картину о Гаррете Джонсе — западном журналисте, который опубликовал информацию об искусственно созданном голоде в СССР на территории Украины и привлек к этим событиям внимание мировой общественности.

Критики ждут фильм с интересом, да и Косслик на пресс-конференции отвечал на вопросы о «Мистере Джонсе» с нескрываемым энтузиазмом, отмечая, что картина — «зрелище тяжелое, но сильное».

Добавлю, что в главных ролях снялись: «почетный русский» британского кинематографа и хороший актер Джеймс Нортон («Война и Мир» БиБиСи, «МакМафия», «Гранчестер»), разноплановая Ванесса Кирби («Корона») и Питер Сарсгаард («Воспитание Чувств»).


Grâce à Dieu / «Милостью Божьей» (основной конкурс)

Любимец Канн (три «Золотых пальмовые ветви») и ветеран Берлинале Франсуа Озон приехал на этот раз с фильмом, снятым по мотивам судебного процесса против священника Бернарда Прене, обвиненного в сексуальном насилии над детьми. Этот процесс идет во Франции прямо сейчас и уже стал одним из самых громких дел в истории французской католической церкви.

Озон фокусирует внимание на трех персонажах: мужчинах с абсолютно разными характерами и жизнями. Единственное, что их объединяет — насилие со стороны священника, которое они пережили в детстве. Узнав, что спустя 30 лет тот по прежнему служит и много времени проводит с детьми, герои решают прервать молчание.

Представляя фильм, Косслик отметил, что подобные истории, происходящие буквально «в режиме реального времени», показывают, насколько актуальным может быть кино и насколько важно это для Берлинале.


Brecht / «Брехт» (Berlinale Special)

Уже самого по себе факта, что немецкие кинематографисты наконец-то добрались до своего народного достояния, хватило бы, чтобы сделать этот фильм обязательным к просмотру.

Немецкий мастер доку-драм Генрих Брелер («Семья Манн — столетний роман», «Будденброки») снял свою картину, сплетя воедино художественное повествование и документальные источники. Нас ждет не только попытка разгадать душу писателя и драматурга Бертольта Брехта через призму людей, которые его окружали, но и многообещающий образец «эдьютейнмента».


Skin / «Кожа» («Панорама»)

Фильм Гая Наттива (обладателя двух «Хрустальных медведей») рассказывает реальную историю американского парня, который вырос в националистической организации. Насилие для него стало привычкой и нормой жизни, а все его тело покрывают нацистские татуировки. Но все меняется, когда он встречает многодетную мать одиночку Джули, которой удалось вырваться из неонацистского прошлого.

История о возвращении человека к себе настоящему и о безжалостных порядках неонацистских движений стала хитом предпоказов и одним из моих личных фаворитов фестиваля.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019


Der Goldene Handschuh / «Золотая перчатка» (основной конкурс)

Возвращение культового немецкого режиссера-рок-н-рольщика Фатиха Акина в конкурсную программу впервые после победы в далеком 2004-м его ленты «Головой о стену» уже стало одним из самых ожидаемых событий.

В этот раз Акин представляет экранизацию одноименного романа Хайнца Штрунка, основанного на истории гамбургского серийного убийцы Фрица Хонки, находившего своих жертв в баре «У золотой перчатки». Очкарик с тесаком, черный юмор, кровь, алкоголь, ретро-Гамбург и жизнь низов общества, помнящего Гитлера и войну: вот коктейль, который ждет публику.


Šavovi / Stitches / «Швы» («Панорама»)

Минималистично рассказанная и очень личная история о сербской матери, которая 18 лет отказывается верить в то, что ее сын действительно умер при родах, а не был продан в другую семью на усыновление. Беда послевоенной Сербии показанная на примере одной семьи. Фильм, который затягивает в свою неторопливую и очень детальную атмосферу и окончательно становится маленьким шедевром буквально на последних минутах.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Nika Fehmiu


Немецкий след

Ich war zuhause, aber / «Я была дома, но» (основной конкурс)

Психологическая драма Ангелы Шанелек (обладательницы German Film Critics Association Awards) повествует о мальчике, загадочно пропавшем из дому. После этой фразы потенциальному зрителю может представиться детективная драма «а-ля Бродчерч», но в этой истории мальчик возвращается живым. Причиной его исчезновения могла стать реакция на смерть отца. События, происходящие с ребенком, сильно влияют на мать. У нас есть возможность взглянуть на отношения в семье как бы со стороны, не нарушая их интимности. Это фильм о зыбком мире семейных отношений и о том, что кризис — это не конец, а новое начало

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Nachmittagfilm


Der Boden unter den Füßen / «Земля под моими ногами» (основной конкурс)

Австрийка Мари Кройцер (приз за лучший дебют Берлинале-2011, «Безотцовщина») представляет семейно-психологическую драму о двух сестрах: успешной карьеристке Лоле, которая безоговорочно контролирует все сферы своей жизни, и Конни, чье психическое расстройство Лола контролировать не в силах. Трейлер обещает нам урбанистическую драму на грани психологического триллера о тонкой грани между порядком и хаосом.


All my Loving / «Вся моя любовь» («Панорама»)

Эдвард Бергер — один из тех немецких режиссеров, которым удалось стать успешными не только в Германии, но и за ее пределами. Его лента «Джек» в 2014 году удостоилась ряда призов, включая German Film Awards и участвовала в основном конкурсе Берлинале, а сериал «Германия 83» сразу получил высокий рейтинг IMDB и признание критиков.

Бергер режиссировал три первых эпизода сериала «Террор» от HBO, а его мини-сериал «Патрик Мелроуз» получил множество призов и номинаций, включая Эмми, и входит в рейтинги лучших сериалов 2018 года. Сейчас Бергер работает над громким голливудским проектом «Рио» с Бенедиктом Камбербэтчем и Джейком Джилленхолом в главных ролях.

На Берлинале режиссер представит камерную немецкую картину о непростых отношениях двух братьев и сестры в современном мире офисов и мегаполисов и о том, как легко рушится хрупкое равновесие, когда что-то в жизни идет не так. С учетом того, насколько хорошо этому режиссеру удается показывать хитросплетения человеческих и, в частности. семейных отношений, картина определенно заслуживает внимания.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Jens Harant / Port au Prince Pictures


Фильмы о жизни, любви, семье

The Souvenir / «Сувенир» (Панорама)

Новоиспеченный лауреат фестиваля «Сандэнс» в категории «Мировая драма» — полуавтобиографический фильм независимого британского режиссера Джоанны Хогг — рассказывает историю молодой студентки кинематографического вуза и ее неоднозначных отношений с загадочным и манипулятивным мужчиной. Как любовь рушит жизнь и строит творчество можно будет увидеть уже 12 февраля.

В ролях: неповторимая Тильда Суинтон, Том Берк, известный широкому зрителю по роли Корморана Страйка в экранизациях детективных романов Джоан Роулинг (Страйк) и, главное, Хонор Суинтон-Бирн — дочь Тильды Суинтон, для которой «Сувенир» стал актерским дебютом.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Nicola Honor


Farewell to the Night / L’adieu à la nuit / «Прощай, ночь» (вне конкурса)

Новый фильм-коллаборация Катрин Денев с режиссером Андре Тешине рассказывает об успешной и счастливой женщине Мюриель, жизнь которой меняется после очередного визита любимого внука, который тайно примкнул к некоему радикальному движению. Личная семейная история перерастает в социально-политическую.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Curiosa, Adieu à la nuit


The Kindness of Strangers / «Доброта незнакомцев» (основной конкурс)

Фильм Лоне Шерфиг, открывающий фестиваль, в полном соответствии со своим названием рассказывает историю о разных людях в трудных жизненных ситуациях, которых судьба сводит вместе и которые делают жизнь друг друга легче и радостней.

В ролях: Зои Казан, Тахар Рахим, Андреа Райзборо, Калеб Лэндри Джонс и легендарный Билл Найи, который по совместительству выступил исполнительным продюсером картины.

Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2019 / Per Arnesen


«Русская ситуация»

После триумфа «Довлатова» в прошлом году, нынче русский сектор представлен на Берлинале довольно скромно: всего двумя фильмами. Это режиссерский дебют актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина в секции «Панорама» с картиной «Кислота» о наркотиках и поисках смысла жизни потерянным поколением миллениума и фильм «Мальчик русский» (Berlinale Special) Александра Золотухина о парне, потерявшем зрение во время Первой мировой войны и ставшем на фронте «слухачем». Так называли тех, кто при помощи огромных раструбов «слушал небо», чтобы обнаруживать аэропланы врага.

* * *

В обзор не вошли такие многообещающие фильмы китайских режиссеров, как «Одна секунда», «Прощай, сын мой», редкий монгольский фильм Öndög, «Антология города-призрака» — захватывающая история об убийстве парня в заснеженной канадской глубинке и последующем нашествии призраков прошлого, постапокалиптический и социальный Light of My Life Кейси Аффлека и даже самый феминистический конкурсный фильм «Бог существует, ее имя — Петруния».

Все они, безусловно, тоже достойны внимания, как и остальные три с лишним сотни картин фестиваля. Однако помните, что громкие имена актеров и даже режиссеров отнюдь не гарантируют качественного культурного потрясения.

Кроме того, Берлинале особенно прекрасен тем, что дает шанс «выстрелить» огромному количеству дебютантов и начинающих режиссеров, чьи работы очень часто оказываются теми самыми золотыми крупицами, которые удается «намыть» в рамках фестиваля.

Я предложила вам лишь некоторые ориентиры для потенциально «безопасной игры», но вы также можете забыть обо всех рекомендациях и позволить фестивалю себя удивить.

Начало темы
Вопрос ребром: Как раздобыть билеты на Берлинале

В преддверии Берлинского кинофестиваля культурный обозреватель «Живого Берлина» Наталья Жук рассказывает киноманам и тем, кто готовится ими стать, о том, как, где и когда охотиться за билетами на фестивальные показы. Читать далее →


Читайте также:

Наталья Жук

Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс