Берлинале-2019. Что готовит нам 69‑й берлинский кинофестиваль

   06.02.2019   Жизнь

Уже завтра Берлин на две недели превратится в Мекку для киноманов. Потсдамер Плац обрастет грациозными красными медведями, вставшими на дыбы, а большую часть пассажиров метро U2 составят члены братства сумок с логотип кинофестиваля. Самый масштабный киносмотр Европы — 400 фильмов-участников — расстелет красные дорожки в 69-й раз.

Фото: Svea Pietschmann | ZDF Presseportal

Давайте попробуем разобраться, чем нынешний Берлинале отличается от предыдущих, что в нем особенного, а что традиционного, как попасть на фестиваль и что он него ожидать.

Берлинскому международному фестивалю этого года суждено войти в историю хотя бы потому, что он станет 18-м и последним под руководством нынешнего директора Дитера Косслика (Dieter Kosslick).

Напомним, что в 2017 году 79 немецких режиссеров подписали открытое письмо с критикой политики Косслика и пожеланием «очистить кинофестиваль от шлаков». Результатом скандала станет уход Косслика со своего поста после окончания контракта в мае 2019 года.

На пресс-конференции по представлению программы фестиваля Косслик был на редкость разговорчив, да и журналисты долго не хотели его отпускать. В конце все еще действующий директор пошутил о том, что число 18 в иудаизме означает «богатство и счастье», поэтому он с оптимизмом смотрит в будущее и надеется, что его, по крайней мере, будут приглашать на открытие грядущих Берлинале.

С уходом Косслика заканчивается целая эпоха, которая сформировала тот Берлинале, который сейчас знает весь мир.

Со следующего года у фестиваля будет целых два директора. Впервые творческую и организаторскую функции решили разделить. Так креативным директором станет кинокритик, руководитель кинофестиваля в Локарно Карло Шатриан (Carlo Chatrian). А задачи по менеджменту возьмет на себя кинопродюсер Мариетте Риссенбек (Mariette Rissenbeek). Она станет первой в истории женщиной, руководящей Берлинале.

Embed from Getty Images

Карло Шатриан и Мариетте Риссенбек

Что ждать от начинающегося фестиваля?

Берлинале всегда был и остается «аудиовизуальной организацией по защите прав человека», как сказал Косслик в одном из своих интервью. По тематике отобранных фильмов каждый год можно буквально отслеживать социально-политические тенденции в обществе.

И, хотя официально теме #metoo был посвящен прошлогодний фестиваль, мистер Берлинале, как настоящий джентльмен, снова ставит дам в фокус, теперь в контексте гендерного равноправия и многообразия.

Посудите сами: президент жюри фестиваля — Жюльет Бинош (после двух лет мужского лидерства в лице Пола Верхувена и Тома Тыквера), а почетный приз за вклад в кинематограф присуждается Шарлотте Ремплинг. Всего «почетные медведи» с момента основания премии вручали 37 раз, Ремплинг — десятая женщина, получающая эту награду.

Из 17 картин, участвующих в основном конкурсе, семь были поставлены женщинами-режиссерами (41% от общего количества). Эта доля значительно выше, чем в Каннах и Венеции. Фильм «Доброта незнакомцев», снятый одной из представительниц этой великолепной семерки, обладательницей «Золотого медведя 2001» Лоне Шерфиг, будет открывать фестиваль.

Что до тематики представленных фильмов, то все разделы программы от конкурсной, до экспериментальной и документальной пронизаны темами женского самоопределения, равноправия, борьбы за свое место в мире.

Сильные женские персонажи либо являются протагонистами многих картин, либо, будучи даже на вторых ролях, оказывают сильное влияние на главных героев мужчин (будь то волевая Линн — жена Дика Чейни в фильме «Власть» или Джули, ради которой главный герой фильма «Кожа» решается не только покинуть националистическую организацию, но также избавиться от татуировок, покрывающих его лицо и тело).

Даже в программу «Кулинарного кино» вошел фильм о том, как стать женщиной-шефповаром в суровом мужском мире этой профессии.


Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com


Под эгидой Берлинале каждый год проходят сторонние мероприятия, объединенные общей тематикой. Темы этого года — гендерное равенство и личностное многообразие (diversity).

Организации Women in Film and Television и ProQuote Film проведут ряд дискуссий и круглых столов на темы поддержки женских проектов в кинематографе, равной оплаты женского труда наряду с мужским, защиты прав актрис при участии в интимных сценах, а также представят несколько новых инициатив.

Например, «10% за 50/50» — европейская инициатива, предоставляющая скидки проектам с равными долями участников обоих полов. А также новая общеевропейская организация The Alliance of Women’s Networks, призванная продвигать идею гендерного равенства в киноиндустрии.

Как видите, если Берлинале берется за какую-то тему, то делает это полномасштабно, сразу по всем фронтам.

* * *

Хочется отметить еще одну нестандартную, но гуманистическую инициативу Берлинале. В прошлом году впервые в рамках программы Berlinale goes Kitz фильм из конкурсной программы был показан заключенным исправительного учреждения. Проект имел большой положительный резонанс.

В этом году опыт решили повторить. Посмотреть картину Systemsprenger («Крушители системы») немецкого режиссера Норы Фингшайдт в тюрьме «Плецензее» и поучаствовать в пресс-конференции с создателями фильма смогут не только заключенные, но и некоторое количество свободных граждан и представителей СМИ.

Фильм рассказывает историю трудного ребенка — девятилетней девочки Бенни, которая не может следовать правилам, отрицает все попытки ей помочь и хочет непременно жить только со своей мамой. Мама же сама боится и не знает как справиться с ребенком.

С учетом специфики места показа, зрителей будут запускать по именным билетам с предварительной записью. Приходить в тюрьму просят за 45 минут до начала сеанса, чтобы успеть пройти проверку, а также сдать все ценные вещи включая деньги, телефоны, кредитные карточки и продукты питания.

Кадр из фильма Systemsprenger. Фото: Yunus Roy Imer | ZDF Presseportal

* * *

Если луч социального прожектора Берлинале направлен на права женщин, то прожектор политический высвечивает неприглядные стороны американской выборной системы.

Сразу два фильма помогут зрителям понять, как работает американская политическая машина: громкий художественный проект «Власть» с Кристианом Бейлом и Эми Адамс, рассказывающий о бывшем вице-президенте США Дике Чейни, и документальный «Уотергейт», позволяющий окунуться в атмосферу администрации Никсона в момент Уотергейтского скандала.

Внутриполитическая ситуация Германии также отразилась на фестивале. Буквально в последний момент в программу был добавлен документальный фильм Роберты Гроссманн Who Will Write Our History («Кто напишет нашу историю»), повествующий о варшавском гетто. На программной пресс-конференции директор фестиваля Косслик заявил, что лично приглашает всех членов партии «Альтернатива для Германии» (AfD) на кинопоказ и оплатит им входные билеты.

Дитер Косслик. Фото: Alexander Janetzko | ZDF Presseportal

* * *

Напоследок стоит упомянуть еще несколько важных отличий нынешнего Берлинале.

Своего рода сенсационным событием станет демонстрация полнометражного фильма производства стримингового гиганта Netflix в основном конкурсе. Речь идет об испанской картине «Элиза и Марсела» режиссера Изабель Койшет («Тайная жизнь слов», «Моя жизнь без меня»). Реальная история любви двух женщин в Испании начала XX века станет первым фильмом Netflix, соревнующимся за золотого и серебряных медведей.

Берлинале всегда славился своей лояльностью к сериалам вообще и к продуктам Netflix в частности. C 2015 года в программе фестиваля присутствует секция Berlinale Series и проводятся Drama Series Days, пользующиеся большим успехом как у зрителей так и у профессионалов киноиндустрии. Премьеры таких крупных проектов как «Ночной администратор», «Террор», «Призрачная башня», «Пикник у Висячей скалы» и многих других проходили именно в Берлине.

Напомним, что в 2018 году Каннский фестиваль запретил фильмам Netflix участие в конкурсной программе в связи с требованиями о том, что все конкурсные картины должны не только прокатываться во французских кинотеатрах, но и выдерживать срок в 36 месяцев между премьерой и появлением на стриминговом сервисе. В ответ на это решение представители Netflix сообщили об отказе от участия в Каннском фестивале.

На вопросы о том, не боится ли Косслик, что стриминг вскоре приведут к краху кино в привычном виде, директор ответил, что, по его мнению, сосуществование интернета и кино вполне возможно и фестивали всегда будут оставаться местом, где можно увидеть те картины, которые еще не нашли другой дороги к своему зрителю.

Марсела Грасия Ибеас и Элиза Санчес Лорига (справа) после свадьбы. Фото: Википедия

В продолжение Netflix-тематики в рамках программы Berlinale Talents состоится беседа с вице-президентом Original Films Netflix Тендо Нагенда (Tendo Nagenda) о будущем стриминговых платформ, о том, какие истории и какая целевая аудитория будут у фильмов Netflix и что делать молодым режиссерам и продюсерам, чтобы их работы были замечены.

Еще одна вишенка на торте достижений нынешнего фестиваля — экологичная доставка гостей на премьеры. Постоянный партнер Берлинале Audi в этом году предоставляет для этой миссии свой новый электромобиль. Теперь всем посетителям красной дорожки станет легче дышать.

Как видите, Берлинале не изменяет себе, оставаясь новатором во многих областях. Киносмотр 2019 обещает быть разноплановым, гуманистическим, провокационным. В общем, таким, каким мы его и любим.

* * *

Хотя в случае с Берлинале рекомендации дело неблагодарное, многих зрителей обилие кинематографической информации и возможностей может захлестнуть так, что им захочется и вовсе обойти это действо стороной. А вот этого никак нельзя допустить. Поэтому в следующих материалах мы рискнем дать вам некоторые ориентиры в самых востребованных секциях фестивальной программы, а также расскажем, как правильно добывать билеты на фильмы.


Читайте также:

Наталья Жук

Культурный обозреватель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс