Точки над Ö Что нужно знать родителям будущих берлинских первоклассников
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Почему первоклассники в Берлине и других федеральных землях идут в школу не в один и тот же определенный день?
За школьную образовательную политику в Германии, по закону, отвечают федеральные земли. Поэтому каждая из них ежегодно самостоятельно определяет даты школьных каникул и первый учебный день. Делается это из практических соображений:
Как проходит первый учебный день?
Как правило, берлинское «1 сентября» для первоклашек (нем. Einschulung) всегда попадает на субботу и проходит спокойно, без лишнего пафоса, торжественности и суеты. Никаких линеек, пламенных речей в микрофон, песен типа «дважды два четыре» из динамиков и прочего здесь нет. Но зато есть замечательная семейная атмосфера, как
Потом детей разводят по классам на полчаса, где им предстоит получше узнать друг друга, учителя и воспитателя. Начальные классы в берлинских школах ведут два педагога — один отвечает за учебу (нем. Lehrer), другой — за внеучебное время (нем. Erzieher), в том числе и за «продленку» (нем. Hort). И все — на этом первый школьный день, как правило, заканчивается.
Дарят ли цветы учителю?
Обязательный букет педагогу не является традицией в Германии. Конечно, подарить цветы учителю можно — немки тоже женщины и им наверняка будет приятен такой знак внимания. Но не перегните палку — букетик выбирайте небольшой (никаких гладиолусов до потолка!) и скромный, не дороже 10 евро. В противном случае вы можете создать учителю большие неприятности.
Что дарят первоклассникам родители?
В Германии первоклашкам принято дарить цветные конусообразные кульки, называемые Zuckertüte (рус. «Сахарный кулек»). 88 процентов родителей, согласно последним опросам, обязательно кладут в кулек сладости — конфеты, печенья, жвачки.
Однако в подарочных пакетах можно найти и другие презенты. Так, 69 процентов мам и пап также пакуют в «цукертюте» канцелярские принадлежности (ручки, фломастеры, карандаши, линейки), 52 процента дополняют «первоклассный» подарок настольными играми и детскими конструкторами, 49 процентов — талисманами или другими вещами символического характера на удачу в учебе. 42 процента пап и мам упаковывают в подарочные кульки книжки и тетрадки, 41 процент родителей кладут в них плюшевых зверей, 27 процент — фрукты и орехи, 22 процента — деньги, 20 процентов — диски с музыкой и сказками, 14 процентов — бижутерию и аксессуары, 13 процентов — одежду и различные «гутшайны» (нем. Gutscheine — скидочные купоны), включая билеты в кино, парки развлечений и т.п. Диски с кинофильмами, мобильные телефоны, смартфоны и MP3-плееры дарят своим чадам на первый учебный день менее 10 процентов родителей.
В среднем, один «сладкий кулек» обходится родителям первоклассников в 60 с лишним евро. Больше всего денег за подарок первокласснику готовы выложить родители из Тюрингии — «цукертюте», согласно опросам, обойдется в этой земле в 80,71 евро. А самыми прижимистыми оказались родители первоклашек из Гамбурга — они потратят на сахарный кулек в среднем всего 35,71 евро. В Берлине же его средняя стоимость в 2016 году составляет 66,35 евро.
Каким должен быть школьный ранец?
В формировании здоровой осанки детей огромную роль играет первый ранец, предупреждают через прессу немецкие остеопаты. Он должен весить не более 10% от массы ребенка, иначе излишняя нагрузка может нарушить развитие позвоночника ребенка. Лямки ранца должны быть не менее 40 мм в ширину, чтобы ремни не врезались в плечи. Кроме того, ранцы должны быть оснащены светоотражающими полосками или наклейками (стандарт DIN 58124).
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Как построен школьный день?
Начальные школы в Берлине бывают обычные и «полного дня» (нем. Ganztagsschule). И те, и другие начинают работать в 6 утра. Если родителям нужно попасть на работу рано, то они могут оставить ребенка в школе на «раннюю продленку» (нем. Frühbetreuung). Для всех остальных школьный день стартует в 7:30 утра. Уроки в берлинских школах начинаются в разное время, в промежутке с 7:15 до 8:15 утра.
Уроки в обычных школах заканчиваются в 13:30. В течении учебного дня предусмотрены две большие перемены, во время которых дети гуляют на улице, если позволяет погода. Далее начинается «продленка» (нем. Betreuung, Hort), во время которой школьники посещают различные секции, кружки, делают домашние задания или просто играют.
В школах же полного дня уроки продолжаются до 16:00, перемежаясь с несколькими большими переменами, индивидуальными и физическими занятиями, чтобы максимально разнообразить процесс обучения и сделать его нескучным для ребенка.
С 16:00 до 18:00 в обоих типах начальных школ предусмотрена «поздняя продленка» (нем. Spätbetreuung).
Будут ли в первом классе ставить оценки?
В первом и втором классах оценки ученикам в дневник не ставятся. По окончании учебного года дети получают на руки листок с баллами, которые набрали по различным предметам. Баллы представляют из себя кружки, зачеркнутые по долям в зависимости от проявленных знаний и умений.
Оценки ученикам могут начать выставлять только с третьего класса, если родители согласятся с таким предложением учителя.
Система школьных оценок в Германии шестибалльная и имеет следующие обозначения:
1 — ausgezeichnet / sehr gut — «отлично»
2 — gut — «хорошо»
3 — befriedigend — «удовлетворительно»
4 — ausreichend — «достаточно»
5 — mangelhaft — «неудовлетворительно»
6 — ungenügend — «недостаточно»
Сколько ребенку предстоит учиться в школе?
Начнем с того, что в первый класс в Берлине дети идут с 6 лет. То есть в этом году в столице Германии грызть гранит науки отправятся все дети 2010 года рождения (за исключением тех, кто не прошел предшкольную медкомиссию), а также — по специальному запросу — некоторые дети, успевшие родиться до 31 марта 2011 года.
В Берлине система обучения в начальной школе несколько отличается от общегерманской. Если в остальных землях ФРГ в начальной школе (нем. Grundschule) учатся только до 4 класса включительно, то в Берлине и Бранденбурге учеба в начальной школе может продолжаться и до 6 класса.
Споры о том, что лучше — четыре года или шесть — идут в Германии до сих пор. С одной стороны, более ранее профориентация позволяет ребенку развиваться в соответствии со своими способностями и желаниями. С другой, многие выпускники четвертых классов зачастую оказываются психологически незрелыми для гимназических нагрузок и не готовы к самостоятельному обучению, что резко понижает их шансы на успешную учебу.
Хорошо это или плохо, но в Германии не принято «тянуть» школьников и объяснять им, для чего нужно учиться. Немецкие школы, как правило, не ставят своим приоритетом работу над успеваемостью учеников, что в России является почти обязательным направлением деятельности учительского коллектива. И на то у немцев есть весьма прагматичные соображения. Один немецкий чиновник в беседе с автором данной статьи
Первые два года обучения нагрузки в начальной школе вполне умеренные (нем. Schulanfangsphase — фаза начала школьного обучения), однако с началом третьего класса они заметно возрастают. Об этом учителя, как правило, предупреждают родителей на заключительном собрании по итогам второго класса: «Со следующего года проверяйте у ребенка домашние задания, почаще интересуйтесь, что у него получается хорошо, а что не очень».
Наиболее успешные ученики, которые, по мнению учителей и родителей, по своему психологическому и физиологическому развитию готовы покинуть начальную школу после окончания 4 класса, переходят в гимназии (Gymnasium) или в школы второй ступени (Integrierte Sekundarschule). Остальные идут туда после 6 класса.
10 класс считается рубежом для получения общего среднего образования, после которого подросток может пойти дальше учиться в гимназию, школу второй ступени или профессионально-ориентированную гимназию — Berufliches Gymnasium.
Abitur (диплом о полном среднем образовании, неполный аналог российского аттестата зрелости), необходимый для поступления в университет, ученики гимназий получают после 12-го класса, а ученики профгимназий и школ второй ступени — после 13-го.
В Берлине существуют еще и так называемые единые (общественные) школы (нем. Gemeinschaftsschule) — это пилотный проект, запущенный в столице Германии с 2008-м году. В этих школах дети проходят все ступени образования — от первого класса до получения «абитура», не меняя учебного заведения. Кроме того, на общественных школах отрабатывются некоторые новые педагогические концепты.
Как выглядит система берлинского школьного образования, можно узнать из брошюры Schulbeginn. Ein Ratgeber für Eltern der Schulanfänger (PDF, 1 Mb).
Читайте также:
Берлин