Чем знаменит ганзейский город Айнбек и почему туда обязательно стоит съездить
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Первым упомянул о местечке под названием Einbike не кто иной, как Фридрих Барбаросса, и было это 1 января 1158 года. В данном случае «бике» — скорее всего, «ручей» в нижненемецком диалекте. Несколько ручейков действительно протекали через город и снабжали его водой, но до судоходных Ляйне и Везера отсюда было все-таки далековато.
Тем не менее спустя век поселение получило городские права, обзавелось рынком и ратушей, а в 1368 году город, несмотря на удаленность от водных путей, стал членом Ганзы (так называлась чрезвычайно влиятельная и могущественная организация, объединявшая в целях совместного получения прибыли от речной и морской торговли города разных стран, «некоронованной столицей» Ганзы был немецкий Любек).
И самое удивительное, что не горожане Айнбека просили Ганзу об этой великой привилегии, а, наоборот, — сама Ганза очень желала видеть город Айнбек в своих рядах. Потому что таким образом тот товар, который прославил Айнбек в Северной Германии, автоматически становился ганзейским и мог продаваться по всей торговой сети, от Риги и Архангельска до Стокгольма и Антверпена.
А речь идет о пиве, которое в ту пору в Айнбеке уже варили в нескольких десятках «домашних пивоварен», как можно условно перевести понятие Bürgerbräuhaus. По их количеству в одном городе в XV–XVII веках Айнбек поставил абсолютный рекорд по Германии — семь с лишним сотен, а это — больше половины всех жилых домов! И это при том что «домашние» пивоварни варили пенное не для себя, а именно на продажу.
Поскольку торговые контакты стремительно расширялись и бочки с ценным товаром проводили в дороге все больше и больше времени, именно в Айнбеке было изобретено крепкое пиво верхнего брожения, известное как Bockbier. Чтобы такое пиво не теряло своей свежести за время пути, его стали делать особенно плотным и крепким.
В то время большая часть пива, которая выпивалась в «пивной империи» Баварии, импортировалась из северной Германии, причем товар из Айнбека считался люксовым и стоил соответственно. Бавария закупала айнбекское пиво до 1573 года, пока герцог Вильгельм V не решил сократить расходы, построив собственную пивоварню в Ландсхуте. Чуть позже, в 1591 году, чтобы варить не просто пиво, а такое же, как в Айнбеке, была основана особая придворная пивоварня в Мюнхене — тот самый Hofbräuhaus, к которому до сих пор неизбежно ведут все дороги в этом городе.
Достичь полного подобия баварцам так и не удавалось. В итоге пришлось за огромные деньги пригласить из Айнбека мастера-пивовара Элиаса Пихлера (Elias Pichler), который и научил варить тот напиток, который на мюнхенском диалекте из einbekisch превратился в einpökisch и затем просто в… bock. Это слово переводится с немецкого и как «кружка пива», и как «козел». Козлы к этому напитку никакого отношения не имели, но все равно с тех пор пошла традиция рисовать их на этикетках и гравировать на кружках.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
До 1810 года во всей Баварии только пивоварня Hofbräuhaus имела право варить этот сорт. Известно немало историй о том, что дало пиво баварцам. В частности, пенное практически полностью финансировало герцогу Максимилиану I 30-летнюю войну и спасло Мюнхен от разорения шведами.
К сожалению, для Айнбека и сама 30-летняя война, и потеря «эксклюзива» на пиво bock стали причиной и экономического упадка, и резкой потери численности населения. К концу XIX века город, как и все бывшее королевство Ганновер, стал частью прусской провинции, здесь был размещен прусский гарнизон и построены казармы.
Но при чем же здесь велосипеды? Дело в том, что промышленный расцвет Германии в конце XIX века не обошел и Айнбек. Предприниматель Август Штукенброк (August Stukenbrok) выкупил и переоборудовал казармы и разместил внутри собственную велосипедную фабрику. Причем придумал выпускать каталоги своей продукции и отправлять велосипеды клиентам прямо на дом, став таким образом одним из основателей посылочной торговли в Германии. Сегодня о нем в городе напоминает роскошная вилла в стиле модерн (в ней разместилась музыкальная школа), памятник в парке около виллы и коллекция каталогов его товаров в городском музее.
Гуляя по городу, легко определить дома-пивоварни эпохи расцвета — их отличают гигантские ворота, через которые можно было внести и вынести котел, в котором варилось пиво, а также вывозить бочки с готовым продуктом. Специальные указатели — опять же в виде бочек — подсказывают туристам оптимальный маршрут по городу.
Роскошные фахверковые дома, гордо украшенные гербами хозяев, богатой резьбой, разнообразными девизами и нравоучительными цитатами из Библии, делают этот город одной из самых интересных остановок на «Фахверковой дороге Германии». Многие его строения уникальны. Например, дом Айке (Eikisches Haus) с его неповторимым декором или Хлебный дом (Brodhaus), существующий с 1333 (!) года как дом гильдии пекарей.
Сегодня город стал
В начале октября весь город три дня гуляет и пьет на «Совином празднике» (Eulenfest), сова считается одним из символов Айнбека в память о знаменитом шуте и проказнике Тиле Уленшпигеле, который побывал и здесь тоже и даже поступил учеником к пивовару. И, конечно, в любое время можно просто зайти в один из уютнейших ресторанчиков в центре города и начать дегустацию — пиво
Читайте также:
- Тот самый помещик из Боденвердера
- Из Хамельна в Бранденбург, или Сказка, в которой лишь доля сказки
- Из Берлина в Ганновер, или История одной встречи
Ганновер