Авантюрно-исторический квест «Капитан из Кепеника». Как это было
Что такое городской квест?
Это и приключенческая игра, и захватывающее погружение в историю города, и самый нескучный способ познакомиться с его потаенными уголками и их легендами. Чтобы вы не ходили по улицам, уткнувшись в смартфон, квест поворачивает дело, что вам просто необходимо замечать все вокруг до мельчайших деталей. А задача организаторов — поместить вас в центр увлекательной истории, произошедшей вот на этом самом месте.
Несколько лет назад берлинцы Татьяна Буловятова и Николай Мясников придумали и провели свой первый городской квест «За Стеной». Он был посвящен событиям, предшествовавшим падению Берлинской стены, и связанной с ними борьбой спецслужб. Теперь же пришло время новых приключений.
Кто вы, герр гауптман?
16 октября 1906 года в Берлине некий гвардейский капитан (нем. Hauptmann), сославшись на приказ правительства, взял под свое командование два отделения солдат. Приказ предписывал им ни много ни мало захватить ратушу столичного пригорода Кепеник и задержать бургомистра вместе с главным кассиром. Блестяще выполнив поставленную задачу, капитан поручил гвардейцам удерживать ратушу, а сам реквизировал городскую кассу и скрылся. Только через несколько часов после его исчезновения выяснилось, что никакого приказа не было и в помине, как, впрочем, и самого капитана — военная форма была куплена находчивым мошенником на рынке.
Вскоре аферист был задержан. Несмотря на серьезность преступления, суд не смог отнестись к делу достаточно строго. Проникшись симпатией и к самому пройдохе, и к той легкости, с которой он провернул предприятие, судья приговорил мошенника всего к четырем годам заключения. На нарах же тот провел лишь два из них — был помилован самим кайзером, который, как рассказывают, хохотал до слез над этой историей, названной позднее «Кепеникиадой». Смеялась над ней и вся Европа, а Вильгельм Фойгт, тот самый липовый капитан, и поныне остается главным героем Кепеника.
И как же в это все играть?
Команды в роли полицейских агентов получили задание в течение трех часов разыскать беглого афериста в центре старого Кепеника. Загадки выдавались командам с помощью смартфонов в формате «оперативная сводка + задача». Первая — краткая историческая справка для погружения игроков в реальные события 111-летней давности. Вторая — зашифрованное описание направления движения и разыскиваемого объекта. К его формулировке следовало относиться с изрядной долей юмора и находчивости и ни в коем случае не буквально. Ответом каждый раз служила фотография того или иного объекта исторической локации.
Еще можно было попросить подсказку, которая заметно снижала количество очков за правильный ответ, или сдаться и сразу перейти к следующему ребусу, не получив очков за задание совсем, зато сэкономив время. Победить должна была команда с максимальным количеством набранных баллов. При равном их количестве выбиралась та, которая пришла к финишу быстрее.
Ну и что, получилось интересно?
Еще как! Причем не только игрокам, но и организаторам. На самом деле еще неизвестно, кому все это понравилось больше. А самая частая фраза, которую мы слышали на финише: «Когда и где будет следующая игра?» (Спойлер: будет! Следите за новостями клуба)
После инструктажа и пробного задания команды рассредоточились по старому Кепенику и через несколько минут начали получать на свои телефоны первые задания. Опуская конкретные формулировки, давайте посмотрим, что же это было и как именно игроки на них отвечали.
Задание №1
Самое первое задание должно было по идее быть максимально простым — для затравки. Отправили игроков на небольшую площадь, где кроме загаданного нами артефакта из пяти частей вроде бы не было ничего примечательного.
Но на деле чего только по пять штук не находили игроки на этом пятачке! Пять деревьев, пять окон, пять фигур на старой фотографии, пять игрушек на
Задание №2
Тут все на поверку оказалось даже слишком просто. Карикатуру, изображающую самое начало «Кепеникиады» нашли почти все. Команды выстроились в очередь, чтобы подойти и сделать фото.
Задание №3
У берега Шпрее расположился ресторан и по совместительству штаб-квартира кураторов игры. Отсюда они внимательно следили за похождениями команд на экранах своих компьютеров и сквозь затемненные окна заведения. Ответ на третье задание нужно было искать как раз у окон ресторана, к веселью кураторов.
Задание №4
Его мы сделали простым, чтобы синхронизировать команды и привести в нужное место тех, кто уже успел потеряться. Кажется, не промахнулся практически никто.
Задание №5
Настоящая фамилия арестованного Фойгтом кассира была фон Вильтберг, но мы вольно обошлись с этим фактом и переименовали его, чтобы направить игроков на нужную улицу. Там им пришлось побегать и попотеть, чтобы в одном заведении найти спрятавшегося кассира.
И тут Татьяна, куратор игры на локации, повеселилась от души, наблюдая за происходящим. Вот в заведение заходит группа из четырех человек, фотографирует стену и уходит. Через пару секунд заходит еще одна группа, с радостными возгласами фотографирует ту же стену и тоже уходит! И еще одна. И еще. Пятьдесят человек за десять минут. Посетители небольшого и некогда тихого ресторанчика в укромном уголке в недоумении, официанты в шоке.
Задание №6
Здесь ставилась задача обнаружить солдат, которых убывающий с добычей капитан оставил охранять некое ведомство. Некоторые команды проявили недюжинный креатив.
Задание №7
В этом задании мы вновь начали путать следы. В Кепенике есть несколько объектов с названием Freiheit, т.е. «свобода» — отличный повод для игры слов. В задании мы на это намекнули. Команды, однако ж, находили такие детали на местности, мимо которых мы все дружно проскочили во время всех пяти выездов в Кепеник. Например, оказалось, что прямо возле этой остановки на дверном звонке есть фамилия Фойгт (Voigt) — совсем как у нашего мошенника!
Задание №8
Сославшись в загадке на некую скрытную коронованную особу, мы повели игроков к определенному зданию. Но указать прямиком на него было бы банально, поэтому мы отправили их к указателю на это строение. Таких было даже два, и один из них с картой, чтобы нескучно.
Задание №9
Это было одно из наших любимых заданий, потому что красивое. С одного из перекрестков открывается вид на рекламные надписи в ретро-стиле. Среди множества их есть одна нужная и стрелочка в кусты. Но многим командам так понравилась сама надпись, что они ею и ограничились, проигнорировав стрелку. А зря!
Задание №10
На локации имеется одно примечательное питейное заведение. Там есть целая коллекция статуэток, изображающих любимого пройдоху всея Кепеника, а еще целая статуя некоего солдата в натуральную величину. Правильными считались снимки любой из этих фигур, но команды в поисках смыслов пошли дальше — во дворах за углом нашли совсем другое заведение и незаслуженно обидели девицу на рекламном плакате, обозвав ее бабушкой.
Задание №11
Задание №12
Кульминация игры — нужно было навестить капитана на финише его одиссеи. Команды, подчиняясь своей логике, нашли совсем другой адрес и там нечто, на первый взгляд действительно подходящее, и решили, что оно!
Чем все закончилось?
На всю игру целиком мы отвели три часа. Самая быстрая команда справилась за 58 минут, самая медленная прислала ответ на последнее задание (правильный, справедливости ради!) — за две минуты до окончания. И вот тут случился наш главный просчет — финальное подведение итогов с проверкой и перепроверкой данных непростительно затянулось. А за это время на небе собрались грозные тучи и, как только на Дворцовой площади началось вручение призов победителям (билеты на мюзикл «Der Hauptmann von Köpenick»), пошел такой сильный ливень, что за пару минут все вымокли до нитки.
Снимать не было никакой возможности, поэтому приводим кадр с командой победителей в составе Богданы Бондаренко и Сергея и Анны Гавриловых, сделанный во время игры.
Еще раз поздравляем наших победителей!
Финальный аккорд, конечно, оказался подмоченным, но мы все же считаем, что игра удалась на славу. И это только самое начало работы клуба «Живого Белина». Ждите от него новостей на сайте и в Telegram.
Большое спасибо всем участникам и всем тем, кто поддержал проект: журналу «Живой Берлин», туристическому союзу Tourismusverein Berlin Treptow-Köpenick e.V. и заведению Waschhaus Alt-Köpenick!
До новых приключений!
Ваши Татьяна Буловятова, Оля Мишарева, Яна Жаркова, Анна Тюняева и Николай Мясников.
Материал на немецком языке: Ein Abenteuerquiz zur Geschichte „Der Hauptmann von Köpenick“. Wie es war