Массовой травли русских в Германии из-за войны в Украине нет. Отдельные случаи имеют место
Немецкий предприниматель Райнер Файнойгле из небольшого городка у Бодензее на юге Германии, рассказал «Живому Берлину», внимательно выбирает будущих соседей по комнате — беженцев с Украины, которых он готов приютить в своем доме.
«В кругу моих родственников есть русская невестка и если для
кого-то это проблема, то лучше поискать другое пристанище», — говорит он. Райнер уверен, рядовые российские граждане не виноваты в происходящем, войну развязал президент Путин, а не русский народ.
Так думают многие коренные немцы, с которыми удалось поговорить «Живому Берлину», они сочувствуют русским, оказавшимся в заложниках ситуации.
«Мои немецкие коллеги обеспокоены случившимся, расспрашивают, есть ли у меня близкие в Украине и как дела с родными в Москве, но никакой агрессии или дискриминации в мой адрес нет», — говорит сотрудница фармацевтической компании Юлия Ледер.
«Мне даже предложили на работе пару дней передохнуть, предположив, что я переживаю и мне сложно работать», — делится бывшая москвичка, сотрудница туристической компании Тамара С.
Немецкие политики в обращениях к народу пытаются пресечь любые проявления межнациональной розни. Они подчеркивают, что события в Украине — это не война проживающих в Германии русскоязычных граждан.
«Тот, кто проявляет неприязнь в отношении русских или белорусов, живущих в Германии, покушается не только на наших сограждан, но и на основные принципы существования нашего общества», — защищает иммигрантов министр иностранных дел Германии Анналена Бербок.
При этом в местной прессе то и дело появляются заметки об участившихся случаях дискриминации, а иногда и явных хулиганствах в отношении русскоговорящего населения.
Однако о грандиозных масштабах травли говорить нельзя: все ограничивается единичными случаями, которые жестко пресекаются полицией или органами местного самоуправления.
«В школе у моей дочери
кто-то из ребят попытался выкрикнуть оскорбительные слова, но учительница жестко это пресекла и обязала родителей провести с детьми разъяснительные беседы. Больше это не повторялось: теперь все спрашивают, чем могут помочь», — делится мать двоих русско-украинских детей и сотрудница крупной аудиторской компании Елена Бем.«Когда война только началась, некоторые коллеги на собрании позволяли себе нелестные комментарии», — говорит Анастасия К., родившаяся в Казахстане учительница немецкого языка в одной берлинской школе. «Но тогда у всех был шок и эмоциональные высказывания были вполне объяснимы. Сейчас ничего такого нет», — добавляет она.
В некоторых школах, где были зарегистрированы случаи травли русскоязычных школьников со стороны одноклассников, администрации разослали родителям официальные письма, подробно описывающие ситуацию (есть в распоряжении редакции). Руководство школ обязуется провести всю необходимую разъяснительную и примирительную работу среди учащихся, а также просит родителей о содействии в этом.
В соцсетях и мессенджерах «гуляют» фотографии писем с угрозами русским, написанные на немецком языке с явными ошибками и приложенными конвертами с поддельными штемпелями, то есть — фальшивки или дезинформационные вбросы.
На некоторые русские рестораны и магазины (или кажущиеся «русскими», но принадлежащие в т.ч. украинцам, туркам, полякам) обрушился шквал негативных отзывов в интернете. Пользователи сетей как под копирку оставляют одни и те же сообщения, что «Путин испортил им аппетит», а «еда теперь с привкусом крови».
Это выглядит как преднамеренная акция по дестабилизации общественного порядка в Германии. Возможно, это рассчитано на людей, не живущих здесь.
«Поначалу поступали анонимные звонки с угрозой нас поджечь. Но последнюю неделю все тихо, немецкое население нас поддерживает. Но гостей ходит все же меньше», — рассказали «Живому Берлину» в русском ресторане «Сказка» в Лейпциге.
В русском ресторане «Матрёшка» в Дёбельне под Дрезденом «Живому Берлину» рассказали, что «с угрозами и дискриминацией пока не сталкивались». А в берлинском ресторане «Самовар» от комментариев на эту тему отказались.
Будем надеяться, что эмоции улягутся, а «массовая» и, тем более, «организованная» травля русскоязычных жителей Германии так и останется выдуманной.
В сети появилось видео, снятое, вероятно, 6 марта 2022 г. В нем опрошены участники демонстрации «Против расизма по отношению к русскоязычным детям в Германии», проходившей у Бранденбургских ворот. Участники, как это следует из видео, принесли с собой преимущественно флаги Российской Федерации и СССР. По данным автора видео, в демонстрации участвовало порядка 100 человек. Для сравнения, в антивоенной демонстрации 27 февраля приняли участие по разным оценкам от 100 000 до 500 000 человек.
Мы понимаем, когда нет массовой травли — это одна история, а когда вы или ваш ребенок попал в один из тех «отдельных случаев» — совершенно другая. Изменить случившееся уже нельзя, но наказать виновных, пресечь безнаказанность и помочь предотвратить эскалацию — можно.
Для этого нужно правильно отреагировать на произошедшее. В зависимости от обстоятельств, случай может трактоваться от административного правонарушения до вполне уголовного преступления. Первым делом необходимо уведомить администрацию школы, учебного заведения или места работы. В наиболее серьезных случаях сразу обратитесь в полицию.
Проект KinderBerlin предоставил нам брошюру «МОББИНГ. Как действовать юридически корректно» Татьяны Истоминой, подготовленную вместе с профессиональными юристами. Пожалуйста, изучите ее. Это отличное пошаговое руководство к действию.
В Нидерландах ситуация схожа с немецкой: единичные случаи имеют место, систематической травли нет. Подтверждено обширным и убедительным исследованием →
Корреспондент. Потсдам