Через создание пропаганды — к устойчивости против неё
Встреча состоялась в рамках проекта «ICH BIN DABEI» Союза русскоязычных родителей Германии (BVRE e. V.) при финансовой поддержке Федерального министерства внутренних дел (BMI). Соорганизаторами были Немецко-русский центр «Интеграция, образование, социальность, культура» (DRZ IBSK e. V.) и Клуб журнала «Живой Берлин», главный редактор которого Борис Шавлов и выступил… нет, скорее не экспертом, а модератором. Потому что на этой встрече практически все определения, идеи, знания и замечания поступали скорее от участников, чем от ведущего. Настоящий воркшоп, где все мы реально работали!
Дискуссии не просто предполагались, они были заранее продуманы и подготовлены. Но ничего не получается, если на встрече не удается создать атмосферу свободного, адекватного разговора. В этот раз все прошло идеально. Участники обменялись
Потому что, как и было заявлено, мы уже все давно завербованы.
А, собственно, что означает заявленный в названии воркшопа побег? Куда можно сбежать, кроме как в невозможный для современного человека мир без медиа? Оказывается, сбежать можно, но побег этот, как всегда, нужно совершить внутри себя. Только осознанием того, что практически все вокруг нас — от призывов покупать йогурты до репортажей с полей войны — является пропагандой, можно и разорвать изолированный информационный пузырь вокруг тебя.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Клуб «Живого Берлина» и Союз русскоязычных родителей Германии провели в этом сезоне три не связанных напрямую, но идеологически однородных мероприятия. Кроме как о пропаганде, мы говорили о заговорах в рамках воркшопа «Теории заговора. От теории к практике» и о новых медиа на встрече «Как отличить истину от правды. Не дай СМИ и соцсетям тебя обмануть!».
Особенностью всех этих воркшопов было то, что участники не только не были пассивными слушателями, но, самое главное, немедленно применяли полученные в результате дискуссии знания на практике, создавая или акцентированную новость, или собственную теорию заговоров, или, наконец, пропагандистскую кампанию, как в этот раз.
Получилось так, что, поскольку собрались русскоязычные, так или иначе знакомые с достаточно жесткой пропагандой не понаслышке, то и результат совместной работы оказался исключительно интересным. Придуманные нами пропагандистские кампании были скорее контрпропагандой, в данном случае против распространяемых предубеждений относительно ЛГБТ-сообществ, или против националистической пропаганды, или против лжи в пропаганде на телевидении… Поскольку группы сами выбирали для себя темы, то в самом выборе их отразились насущные и очевидные проблемы, с которыми сталкивается каждый русскоязычный потребитель медиа-информации.
И можно уверенно утверждать, что цели активизировать граждан, дать им толчок к осознанию нового мира, в котором каждый из нас является и медиа, и пропагандистом, мы достигли. В отзывах ко всем трем встречам участники в первую очередь подчеркивали, что совместная работа заставила задуматься, в
А значит, пусть ненамного, но мы стали более осознанными и внимательными. И хотя нас все еще и можно обмануть, но на это придется потратить гораздо большие усилия. А может быть, это и не получится совсем. Есть такая надежда.
Читайте также:
- Отличить истину от правды, или Как не быть обманутым современными медиа
- Завербованы для пропаганды. Как пропагандисты бесплатно используют нас в своих целях
- Видели ли вы хоть раз птенцов голубей? И другие теории заговоров ручной сборки
Главный редактор. Берлин