Отличить истину от правды, или Как не быть обманутым современными медиа

   09.06.2020   Клуб

Существуют ли добросовестные медиа? Ответить на такой вопрос не так уж просто. Потому что отличить ложь от правды — это только часть проблемы. Основной же вопрос: как узнать истину, если перед нами — всего лишь правда. Давайте разберемся вместе.

Фото: Yavyav | AdobeStock

Сейчас много, очень много говорят про фейки в медиа, что их становится все больше и, соответственно, люди очень часто распространяют лживые новости, совершенно не задумываясь об их содержании.

Между нами говоря, соблюдать гигиену потребления новостей не так уж сложно: потратить чуть-чуть времени на проверку источника; убедиться, что фотография с места события действительно снята там; проверить, на самом ли деле называющий себя экспертом является специалистом…

Но эти действия — как мытье рук при эпидемии: мы просто обязаны их мыть, иначе мы заразимся. И, соответственно, мы просто должны следить за тем, чтобы нам не вешали лапшу на уши — иначе мы окажемся обманутыми.

Теперь у меня для вас две новости, хорошая и плохая.

Плохая: можно быть обманутым, даже если вам не лгут.

Хорошая: научиться получать объективную информацию все-таки можно. Нужно просто знать, как работают медиа, что пишут журналисты, и как, в конце концов, редакторы кусками выбрасывают фрагменты текстов, чтобы, как они выражаются, «читателю было проще». А ведь простота, как известно, хуже воровства.

И надо хотя бы один раз, пусть и на простом примере, попробовать самому создать новостное сообщение. Любое. И ужаснуться тому, что у вас получится. Даже если вы будете сообщать только правду.

Вы будете сообщать не истину, это невозможно. Вы будете сообщать только часть истины. Потому что новостное сообщение — это в лучшем случае двумерная проекция истины. А в худшем — четырехмерная проекция лжи.

Трагическое отступление

Помните (или не помните, сейчас не важно), в СССР были газеты, например, «Комсомольская правда», «Рабочая правда», «Пионерская правда» или «Дальневосточная правда». Почему их было столько, этих правд?

Это не так смешно, как может показаться: каждая из этих правд отражала события для соответствующей аудитории. Наиболее просто это понять на примере возрастного издания для пионеров: совершенно понятно, что для подростков события нужно освещать совсем не так, как для взрослых. Да и на Дальнем Востоке взгляд тоже другой.

Вот и получается, что каждая из правд сообщала о своем. Другое дело, что, как писал классик, «Правда — это ложь», и в советском случае все эти правды были неправдами. И это была двойная гибель. Но идея того, что каждое издание пишет для своей аудитории свою (не)правду, нужно запомнить, и знание это — применить.

Для затравки отмечу, что почти любое новостное сообщение ограничено. Можно просто сообщить факт. Если факт «чистый», то, кажется, все просто:

«Футбол: „Герта“ — „Унион“ 4:0». Точка.

Казалось бы, где здесь поле для интерпретаций? Как нас могут ввести в заблуждение, если «Герта» таки действительно выиграла у «Униона»?.. Ага! Совсем не выиграла «Герта» у «Униона», а «Унион» проиграл «Герте»! И началось…

Сравните два заголовка: «„Герта“ разгромила „Унион“ 4:0» и «„Унион“ уступил „Герте“».

Понятно, что первый — для фанов «Герты», второй — для фанов «Униона». В первом указан счет, во втором — нет. В первом употреблен эмоциональный глагол «разгромить», во втором — нейтральный «уступить». А уж что там будет в текстах… Можно и про «поставить выскочек на место» («Унион» первый сезон в бундеслиге), и про «рабочие вновь проиграли свою борьбу» («Унион» — клуб традиционно «рабочий», «Герта» — «белые воротнички»). При этом все сказанное ни в коем случае не ложь. Все, как говорится, правда. А сообщения получаются разные. Очень разные.

И ведь это всего лишь футбольный матч с очевидным результатом! Что же говорить, когда в сообщениях идет речь о вещах не столь простых и очевидных.

Вот лишь несколько способов вызвать в нас, потребителях новостей, необходимую реакцию:

  • Искусство заголовка (исходя из того, что дальше него мало кто читает)
  • Эмоциональный накал
  • Выпячивание необходимого
  • Изъятие из контекста

Чувствуете, как все непросто?

Так что, дорогие наши читатели, мы стартуем. Уже 20 июня мы ждём вас на бесплатном онлайн-тренинге, где обсудим сложившуюся ситуацию, научимся видеть и представлять новости с разных сторон, поймём, как нас, читателей, обманывают, вольно или невольно и… И определимся, как же всё-таки не быть обманутым, когда все вокруг так зыбко.

Зыбко-то зыбко, но мы это знаем! Предупрежден — значит вооружен. Знаешь, где тебя объегоривают, — запасаешься контр-методами.

Поговорим, наконец, о главном: как же не обманываться в потоке новостей. Обсудим особенности современных медиа. Отметим, что каждый из нас уже стал медиа — а значит, все вышеуказанные проблемы разрастаются. Создадим несколько абсолютно разных сообщений на основании одинаковых фактов и, тем самым, сделаем первый шаг к распознанию этих приемчиков в современных СМИ.

Не все желающие смогут принять участие в первом тренинге (у нас всего 28 посадочных мест), смеем вас заверить: после мы расскажем и покажем всем, что там было интересного (а будет много, потому что одна голова хорошо, а пара-тройка десятков — сильно лучше). С цитатами. Но все же участвовать самому значительно интереснее. Регистрируйтесь по ссылке прямо сейчас.

В любом случае — до встречи, друзья!


Онлайн-тренинг «Как отличить истину от правды. Не дай СМИ и соцсетям тебя обмануть!». Ведущий — главный редактор журнала «Живой Берлин» Борис Шавлов.

Участие бесплатное благодаря тому, что тренинг пройдет в рамках проекта „ICH BIN DABEI“ Союза русскоязычных родителей Германии (BVRE e. V.) при финансовой поддержке Федерального министерства внутренних дел (BMI). Соорганизатор: Немецко-русский центр „Интеграция, образование, социальность, культура“ (DRZ IBSK e. V.).

Записаться →



Читайте также:

Борис Шавлов

Главный редактор. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий