Рельсы, шпалы, водород — первый поезд на «холодном» топливе стартовал в Гессене

Премьерный пробег первого в мире поезда на водородных топливных элементах состоялся по маршруту Висбаден (главный вокзал) — Франкфурт (вокзал Хехст на юго-западной окраине города). Но регулярное движение таких поездов, как уточняет Frankfurter Allgemeine Zeitung, начнется в другом регионе: в так называемом «сыром треугольнике» Эльба — Везер, вершинами которого являются, впрочем, не реки, а города Бремен, Гамбург, Куксхафен.

Coradia iLint. Фото: пресс-служба Alstom

Главное преимущество водородных топливных элементов — высокая эффективность в выработке электроэнергии при нулевых отходах, загрязняющих окружающую среду. Два поезда «стартового» типа Coradia iLint, поставленные французским машиностроительным концерном Alstom, окрашены в голубой цвет. Даже обивка пассажирских сидений в вагонах голубая — чем подчеркивается особая экологичность нового транспорта.

Исходным веществом, которое питает топливные элементы (Brennstoffzellen), является водород. Но топливом его можно назвать в данном случае лишь условно, поскольку водород не сгорает, а вступает в холодную химическую реакцию с кислородом, образуя воду. Выделяющаяся при этом энергия напрямую (на электродах, погруженных в водородно-кислородную среду) преобразуется в электричество, «раскручивающее» приводные моторы поезда. Эффективность такого способа выработки электроэнергии выше, чем в обычных топливных генераторах. А выхлоп — безвредные пар и вода.

Поезда ходят с «нормальной» средней скоростью 100 километров в час и выше. Разовой заправки водорода хватает для тысячекилометрового пробега. Каждый элемент использует не более трехсот граммов водорода на километр пути. А мощность его электрической батареи 200 киловатт.



Договор на тридцатилетнюю эксплуатацию обоих Coradia iLint подписало железнодорожно-транспортное предприятие Эльбы — Везера (EVB). Они со второго полугодия начнут перевозить пассажиров между городами Букстехуде, Бремерферде, Бремерхафеном и Куксхафеном на неэлектрофицированных участках пути. Тестовая обкатка с пассажирами позволит выявить «окончательные» преимущества «голубых экспрессов» и проблемы, требующие устранения.

Впрочем, первая проблема обозначилась уже на премьерном маршруте, который тоже был с пассажирами. Среди объявленных преимуществ — бесшумный ход поезда. Электромоторы работают действительно почти без звука. Выяснилось, однако, что шумят периодически включаемые воздушные компрессоры, подпитывающие топливные элементы кислородом. Производитель подтвердил, что эта проблема ему знакома и что ведутся работы по шумопоглощению в поездах, которые будут выпускаться серийно.

Рейнско-Майнский транспортный союз (RMV), эксплуатирующий пригородные поезда в окрестностях Франкфурта, объявил о будущем приобретении 26-ти серийных Coradia iLint. Но задействованы на регулярных пассажирских маршрутах они будут не ранее 2022 года.


Читайте также:

Елена Шлегель

Старший редактор. Пассау


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс