Людмила Улицкая: «Рак научил меня радоваться жизни»
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
О личном опыте
Пять лет тому назад я перенесла раковое заболевание с последующей ампутацией левой груди.
Строго говоря, женщина может жить без груди. Тем не менее человек, теряя часть своей целостности, переживает безумно тяжелую травму. Он оказывается в зоне очень древнего табу, ведь любые частички тела, даже срезанные ногти и волосы, в древности принято было прятать, сжигать. Телесность — это таинственное и сакральное понятие, потому что в теле хранится душа.
Я лечилась в Израиле, где особое отношение к телесности. Оказалось, там на кладбище есть отдельный могильник, где хоронят части человеческих тел, например, ампутированные руки и ноги. В этом могильнике лежит и моя грудь. Я в тот момент пережила совершенно удивительное ощущение, потому что мне показалось, что я отчасти уже умерла, начала эту дорогу, по которой проходит каждый человек.
Я человек по натуре довольно мрачный, не умевший раньше радоваться жизни. А этот тяжелый и мучительный опыт разбудил во мне новое отношение к жизни. Многое, к чему я была глуха, оказалось расцвеченным разными цветами. Я научилась понимать ценность жизни, наслаждаться каждой потерянной минутой и не упускать случая сказать: «Господи, как хорошо!»
Стоит ли людям идти на нетрадиционные методы лечения?
Думаю, что стоит. Последние годы мой муж, например, увлекается цигуном и другими восточными практиками. Поначалу у меня все эти сидения в позе лотоса и дыхание туда-сюда вызывали только раздражение. А сейчас я понимаю, что оказалась неправа. Мужу 81 год, и он таким образом чрезвычайно успешно борется со старостью и болезнями и вообще очень бодро держится.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Что происходит с российской медициной, если, получив диагноз «рак», нужно искать деньги для лечения за рубежом?
С ней все плохо. Я из медицинской семьи, и вот еще 20–25 лет назад у нас в стране была очень хорошая медицина. Я знала многих замечательных врачей нашего времени. И сегодня в России еще остались хорошие врачи, хирурги, в том числе, несмотря на то, что школа разрушается. Но больничные условия таковы, что при хорошо сделанной операции больной может не выжить, потому что будет плохой уход, потому что будет грязно — в медицинском смысле, не в бытовом. Очень тяжело сейчас в медицине, поэтому врачи уезжают.
Как ваше здоровье сейчас?
В порядке. Я вышла в стабильную зону, будем надеяться, что я еще поживу. Но мне скоро 73, это возраст преклонный, так что в любом случае пора думать о переселении.
В книге «Священный мусор» Людмила Улицкая рассказала о своей борьбе с раком груди: «Раковая предрасположенность в наличии имелась. Почти все мои родственники старшего поколения умерли именно от рака: мать, отец, бабушка, прабабушка, прадед… От разных видов рака, в разном возрасте: мама в 53 года, прадед в 93. Таким образом, я не была в неведении относительно моей перспективы. Как цивилизованный человек, я посещала с известной периодичностью докторов, производила соответствующие проверки. В нашем богохранимом отечестве до шестидесяти лет делают женщинам УЗИ, а после шестидесяти — маммографию.
Я довольно аккуратно посещала эти проверки, несмотря на то что в нашей стране укоренено небрежное отношение к себе, страх перед врачами, фаталистическое отношение к жизни и смерти, лень и особое российское качество – пофигизм. Эта картина была бы неполной, если бы я не добавила, что московские врачи, делавшие проверки, не замечали моей опухоли по меньшей мере три года. Но это я узнала уже после операции».
Вы приехали в Берлин поддержать друзей из Лондона, показавших танцевальный перформанс о раке груди. О болезни можно рассказать языком танца?
Это нарушение неких культурных табу. Есть вещи, о которых разговаривать не принято, неприлично, болезненно. И я считаю, это очень хорошо, что мы говорим об этом вслух и что даже театральное действие этому посвящено. Это должно освобождать людей от страхов, потому что всем нам предстоит умирать и надо к этому готовиться, растить в себе мужество и бесстрашие. Это очень полезные качества.
Ксения Максимова ■
От редакции
Людмила Улицкая выступила в берлинском театре PANDA рамках проекта художницы Симы Васильевой «Амазонки в тропике рака», в основу которого положен личный опыт его участниц в борьбе с раком груди.
Фотографии Оли Мишарёвой
и Николая Мясникова ■
Читайте также:
Берлин