Откуда взялись АмпельЭлвис, АмпельЛютер и другие ампельманы — герои немецких светофоров

Изображения человечков на светофорах в Германии — поле для работ дизайнеров, споров историков и даже для общественных дебатов.

В бранденбургском Нойруппине традиционных «ампельменхенов» на восьми пешеходных светофорах заменили на фигурки писателя Теодора Фонтане с тростью, шляпой и книгой под мышкой, выполненных по проекту художника Макса-Отто Стойе (Max-Otto Stoye), сообщает Berliner Zeitung. Так местные жители отметили 200-летие своего знаменитого земляка. Разрешение городских властей на функционирование светофора в таком виде действительно до конца нынешнего года.

«Теодор Фонтане». Нойруппин, Бранденбург

Первый светофор для пешеходов на территории Германии, как указано на сайте сувенирной торговой марки Ampelmann, то есть не светофорного мужичонки (Ampelmännchen), а мужика (Ampelmann), установили в Берлине в 1937 году. Первоначально на нем загорались только четкие указания «идти» и «стоять», и лишь позднее — графические человечки.

Первым возмутителем спокойствия стал транспортный психолог из ГДР Карл Пеглау (Karl Peglau), предложивший в 1961 году проект веселого восточного-германского «ампельменхена», в противовес западному «евромену». В 1969 году его изображение впервые появилось на столичных светофорах, затем он распространился по территории ГДР, а после 1990 года и по всей Германии.

Восточно-германский «ампельменхен». Фото: Ampelmann GmbH (CC-BY-SA-4.0) | Википедия

Внешний вид «ампельманов» стандартизирован соответствующими нормативными актами. Однако в 80-х годах прошлого века жители Эрфурта сумели продавить альтернативные фигурки: на 14 светофорах они разместили силуэты туриста с рюкзаком, мужчины с зонтиком и первоклассника с традиционным праздничным кульком конфет.

А первой ласточкой светофорного феминизма стала «ампельмедхен» в Цвикау (2004) и Дрездене (2005).

Светофоры в Цвикау. Фото: Andre Karwath Aka (CC-BY-SA 2.5) | Википедия



Сегодня Германию охватила настоящая эпидемия замены традиционных силуэтов. Города буквально соревнуется в креативности, а светофоры становятся туристическими достопримечательностями.

Так, в 2016 году пешеходные сигналы в Майнце были оснащены «майнцельменхенами» — гномиками в очках.

«Майнцельменхены». Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

С октября 2018 года на светофорах Дуйсбурга в Рурской области обосновался рудокоп в шлеме и с шахтерским фонарем.

Рудокоп из Дуйсбурга

По случаю 200-летия со дня рождения Карла Маркса несколько светофоров были оснащены знакомыми силуэтами в его родном Трире.

«Карл Маркс». Трир. Фото: Berthold Werner (CC-BY-SA 3.0) | Википедия

Пешеходные сигналы в Вормсе, что в земле Рейнланд-Пфальц, салютуют изображением Мартина Лютера в честь 500-летия со дня знаменитого вступления последнего на Вормсском рейхстаге.

«Мартин Лютер». Вормс, Рейнланд-Пфальц

Шаблон знаменитой «пирамиды» бременских музыкантов (осла, собаки, кота и петуха) в качестве светофорных сигналов по особым случаям используют в Бремене.

«Бременские музыканты»

В гессенском Фридберге, где «король рок-н-ролла» полтора года проходил военную службу, с конца ноября 2018 года на трех светофорах обыкновенных ампельманов заменили на красных и зеленых Элвисов Пресли.

В некоторых городах на время рождественских праздников власти устанавливают пешеходные сигналы с лосями, ангелами и иными праздничными символами. И это далеко не все примеры.

Тем не менее, не все чиновники так благосклонно относятся к инициативам горожан. Так, в нынешнем году была отклонена петиция от нескольких тысяч членов фанклуба Äffle & Pferdle Баден-Вюртемберга сделать официальными «ампельменхенами» местных культовых анимационных персонажей – обезьяну Эфле и лошадь и Пфердле. По мнению властей, такие символы несовместимы с правилами дорожного движения и не могут вызвать у пешеходов и автомобилистов ничего, кроме раздражения и досады, пишет Auto Motor und Sport.


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс