Послевкусие 69. Топ актуальных фильмов редакции

   15.05.2019   Мнение

Берлинале-2019 отгремел еще в феврале, но фильмы, представленные на 69-м киносмотре, выходят в широкий прокат до конца 2019 года. Культурный обозреватель «Живого Берлина» Наталья Жук рассказывает о тех картинах, которые, хоть и остались без главных призов фестиваля, но производят сильное впечатление и достойны того, чтобы не затеряться в килотоннах киноновинок этого года.


«Сувенир» (The Souvenir)

дата выхода в немецкий прокат пока не подтверждена, премьера в США: 17 мая

Сценария этого фильма в традиционном понимании не существовало, заменой ему служил документ с общим описанием того, что происходит. Поведение же актеров в конкретных сценах было во многом импровизацией.

Кроме того, только Тильда Суинтон и Том Берк знали, чем закончится история. А Онор Суинтон Бирн получала информацию о сюжете порционно, сцена за сценой. Таким образом режиссер фильма Джоанна Хогг хотела добиться максимальной аутентичности реакций актрисы-дебютантки и ей это определенно удалось.

«Сувенир» рассказывает о студентке режиссерского факультета Джоан (Онор Суинтон Бирн), которой предстоит снять свою первую самостоятельную работу. Преподаватель советует ей взяться за историю из личного опыта, но у Джоан такой истории пока нет.

Девушка родом из благополучной аристократической семьи, у нее прекрасные отношения с матерью (Тильда Суинтон) и квартира в дорогом районе Лондона — жизнь идет хорошо и гладко.

Все меняется, когда она встречает загадочного Энтони (Том Берк): то ли банкир, то ли предприниматель, Энтони почти ничего не рассказывает о своей работе и жизни, зато водит Джоан по выставкам и музеям и рассуждает об искусстве и философии.

Девушка настолько поглощена многогранной личностью возлюбленного, что совсем не замечает тревожных звоночков: Энтони периодически куда-то пропадает и у него часто нет денег. Но в какой-то момент ей приходится понять, что она почти не знает, что за человек находится рядом с ней.


«Элиза и Марсела» (Elisa und Marcela)

мировой релиз на Netflix: 7 июня, выход в прокат в Испании: 24 мая

Эстетская монохромная драма Изабель Койшет о реальной истории любви длиною в жизнь, вспыхнувшей между двумя прекрасными испанками в школьной юности, выпавшей на конец XIX века, и заставившей их пройти путь, полный лишений, осуждения и нелегких решений.

Главный вопрос картины цивилизационный: почему люди всегда склонны вмешиваться в жизнь других людей?

По иронии судьбы, единственными, кто отнесся к девушкам с участием, были начальник португальской тюрьмы, в которой Элиза и Марсела провели длительное время. Туда они попали после того, как вскрылся обман, на который они пошли, чтобы вступить в законный брак, и его жена.

Ближе к концу фильма Марсела произносит: «Тюрьма — это совсем не плохо. Плохо то, что ждет нас после того, как мы из нее выйдем». И в этой фразе — вся горечь и безысходность их ситуации.

А в самом конце Марселе нужно ответить на вопрос: «Стоила ли их с Элизой любовь страданий, которые им пришлось пережить?» Мы не услышим от нее ответа, но увидим прекрасную Элизу, мчащуюся верхом в лучах заходящего солнца.


«Гарет Джонс» (Mr. Jones)

международный релиз намечен на конец 2019 года, украинский релиз: 28 ноября

Что такое настоящая журналистика и что такое настоящая правда? Стоит ли пытаться рассказать всему миру то, что увидел собственными глазами и прочувствовал на своей шкуре, даже если мир не готов тебя услышать?

Именно эти вопросы задают оскароносный режиссер Агнешка Холланд и сценаристка-дебютантка и журналистка со стажем Андреа Чалупа своему герою — реально существовавшему молодому британскому журналисту Гаррету Джонсу, а вместе с ним и всем зрителям картины «Мистер Джонс».

Гаррет Джонс — молодой человек с кембриджским дипломом и блестящим будущим как в политике, так и в журналистике, решает съездить в СССР, чтобы взять интервью у самого Сталина и заодно навестить места в Украинской Республике, где его мама в молодости преподавала английский по обмену.

Его поездка выльется в то, что Гаррет станет первым иностранцем, воочию увидевшим Голодомор и написавшим об этом в иностранной прессе.

«Мистер Джонс» — один из моих главных фаворитов Берлинале. Хотя кинокритики оценили его очень полярно, это кино определенно достойно внимания широкой публики благодаря своей теме, актуальной сейчас как никогда, мастерской работе оператора Томаша Наумюка и невероятно точно подобранному актерскому ансамблю.

Чего стоят одни только глаза Гаррета (Джеймс Нортон), которые «стареют» лет на 20 за те двое суток, которые Джонс проводит в снегах и мертвенной тишине опустевших украинских сел; скользкая харизматичность руководителя московского бюро The New York Times, короля ночной Москвы Уолтера Дюранти (Питер Сарсгаард); страстная убежденность и самоотверженность, перемешанная с ранимостью, журналистки Ады (Ванесса Кирби).

В «Мистере Джонсе» вы встретите даже самого Джорджа Оруэлла (Джозеф Моул). Есть версия, что именно история Гаррета и его поездки в СССР вдохновила в свое время писателя на создание шедевра «Скотный двор».



«Дафна» (Dafne)

в Италии фильм уже вышел в прокат, даты мирового релиза пока нет

Еще один очень сильный и берущий за душу фильм, который мы бы, скорее всего, пропустили, если бы не присужденный ему 15 февраля приз независимой прессы FIPress.

«Дафна» рассказывает историю девушки с синдромом Дауна и того, как она вместе с отцом переживает внезапную утрату любимой матери.

Каролина Распанти (Carolina Raspanti), исполнившая роль Дафны, играла в кино впервые, у нее тот же диагноз, что и у ее экранного альтер эго. Режиссер признался, что подкорректировал сценарий после знакомства с Каролиной и отметил, что в жизни она так же непосредственна, остроумна и мудра, как в кино.

Дафна очень тонко чувствует эмоциональные состояния окружающих, но при этом не боится сказать им любую, даже не самую приятную правду, с детской непосредственностью.

Кажется, что она видит мир и события под несколько иным углом, незамыленным взглядом, что помогает ей проникать в самую суть вещей, которая скрыта от нас под налетом конвенционализма и повседневности.

— Я люблю создавать что-то новое.
— Что ты можешь создать, работая кассиром в супермаркете?
— Этикетки!

Картина прекрасна не только своей идеей, но и мастерски выстроенным повествованием: неброским, но в то же время очень атмосферным, остроумным и невероятно трогательным. А последняя сцена с воздушным шариком — oдна из самых сильных концовок в кино, виденных мною не только на Берлинале 69, но и вообще.


«Доброта незнакомцев» (Die Freundlichkeit von Fremden)

дата мирового релиза еще не объявлена

Зимняя сказка о судьбах людей, у которых жизнь в данный момент сложилась так, что им очень нужна поддержка и понимание от кого бы то ни было.

Это и мать, сбежавшая c двумя детьми и одной машиной от мужа-абьюзера, который, к тому же, полицейский, а значит, способен довольно легко ее найти; и вечный неудачник, который не может ни на одной из своих работ удержаться дольше пары недель; и замученная жизнью и изматывающей работой врач на скорой, которая мечтает, чтобы ее хобби ведущей группы поддержки стало профессией, и другие колоритные персонажи.

Несмотря на то, что многие критики отнеслись к «Доброте незнакомцев» довольно прохладно, это один из тех фильмов, которые способны создать настроение и увести за собой.

Так что, если задача увидеть еще одно «новое слово» в мировом кинематографе не является вашим приоритетом, но вы готовы просто насладиться остроумными диалогами, прекрасной актерской игрой, атмосферой заснеженного Нью-Йорка, завораживающей фортепианной музыкой, которая звучит в голове еще долго после окончания фильма, и русским акцентом Билла Найи, то «Доброта незнакомцев» — именно то, что доктор прописал.


«Та, которой вы верите» (Who You Think I Am)

премьера во французских кинотеатрах: 27 февраля, в Германии фильм выйдет 8 августа

Главная героиня (Жюльет Бинош) — преподаватель литературы в возрасте 50+ создает фейковый аккаунт в фейсбуке, чтобы общаться с приглянувшимся ей парнем (коллегой неверного любовника) от имени и «от лица» прекрасной 23 летней девушки.

Дальше следует драма о женском старении, изменении самооценки с возрастом, о страхе того, что твоя душа и интеллект, сколь бы прекрасными они ни были, проигрывают в битве за привлекательность молодости.

Интересная черта картины — слова и их выбор приобретают подчеркнутую важность и будто становятся отдельным персонажем.

«Он любил мои слова. То, как работает мой мозг. Это и есть я».

Несмотря на то, что картина пестрит неожиданными сюжетными поворотами и в какой-то момент совсем уж доводит своей внезапностью до саркастической улыбки, ей можно простить практически все, благодаря очередному актерскому бенефису невероятной Жюльет Бинош. Она здесь восхитительна: ведь ее героиня настолько реалистично молодеет и стареет, умирает и оживает вместе со своими чувствами, надеждами и игрой, которая слишком плотно вошла в ее жизнь, что в какой-то момент забываешь, что происходящее на экране — это выдуманная история.


«М Убийца» (M — Eine Stadt sucht einen Mörder)

уже доступен к просмотру в оригинале на сервисе TVNOW

В 1931 году Фриц Ланг создал свой легендарный фильм «М — город ищет убийцу». А в 2019 году венский режиссер Давид Шалько (David Schalko) решился вдохнуть новую жизнь в историю, превратив ее в шестисерийный мини-сериал.

Как отметил на премьере актер Ларс Айдингер: главное сходство нового продукта с оригиналом — это название. Позволю себе с ним согласиться, ведь все остальное — от места действия (довоенный Берлин превратился в современную Вену) до суперсовременной проблематики, как то:

  • ситуация с приемом и интеграцией беженцев, с повышением популярности праворадикальных политических сил,
  • глобальный сговор и взаимопроникновение власти и организованной преступности,
  • жизнь и «нормальное функционирование» при психических расстройствах

— является пугающе злободневным.

Давид Шалько мастерски сотворил атмосферу страшной зимней сказки, которой просто невозможно не любоваться.

Сказка приправлена классической музыкой. Тут и «В пещере горного короля» Грига, мелодия, которая сама становится одним из персонажей истории, и прекрасная современная обработка «Лунной сонаты» Бетховена с написанным к ней текстом.

«М Убийца» — первый крупномасштабный проект немецкого стримингового сервиса TVNOW, поэтому создать исключительный продукт со звездным актерским составом было для компании делом чести, с которым они успешно справились.

Здесь вы увидите и вездесущего Ларса Айдингера в роли не вполне нормального безутешного отца пропавшей девочки; и не менее вездесущего Морица Бляйбтроя в роли пиарщика-трудоголика, который отдает все свои силы сопровождению министра внутренних дел с праворадикальным уклоном; и Софи Ройс в роли отчаянной и харизматичной предводительницы криминального мира, которая даже любовь и заботу выражает через агрессию.

А еще целый калейдоскоп харизматичных персонажей живет, плетет интриги и пытается найти того самого убийцу. Из-за многообразия героев каждому из них дано совсем немного экранного времени, но, благодаря отличному актерскому ансамблю, грамотной режиссуре и мастерскому монтажу, все персонажи успевают раскрыться.


Кроме этих фильмов хотелось бы напомнить о нескольких картинах, упомянутых в прошлых материалах о Берлинале, которые, каждая по-своему, заслуживают место в «топе 69-го кинофестиваля». Список в алфавитном порядке:

  • «Бог существует, её имя — Петруния», режиссер Теона Стругар Митевска
  • «Власть» (Vice), режиссер. Адам Маккей, в главной роли Кристиан Бейл
  • «Вся моя любовь», режиссер Эдвард Бергер
  • «Кожа», режиссер Гай Наттив, в главной роли Джейми Белл
  • «Крушители системы» (Systemsprenger), режиссер Нора Фингшайд
  • «Угоняя лошадей», режиссер Ханс Петер Моланд
  • «Синонимы», режиссер Надав Лапид
  • «Прощание с ночью» / «Враги» (Farewell to the Night), режиссер Андре Тешине, главной роли Катрин Денев

Фото в анонсе: Robert Palka | Film Produkcja


Читайте также:

Наталья Жук

Культурный обозреватель. Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Добавить комментарий