За что мы по-настоящему не любим Берлин

В редакционной колонке «За что мы ненавидим Берлин» мы с изрядной долей иронии постарались показать те поводы, по которым вечно брюзжат известные своим непростым характером берлинцы. Бурная реакция возмущенных читателей дала нам понять, что журнал с таким названием просто не имеет права поворчать вместе со всеми, даже в шутку. Конечно, неконструктивность такого рода критики очевидна. Поэтому, когда главный редактор литературного журнала «Берлин.Берега» Григорий Аросев предложил написать для нас текст о том, за что можно не любить именно Берлин, а не любой другой город, мы с удовольствием согласились.

Однажды «Живой Берлин» опубликовал заметку под названием «За что мы ненавидим Берлин». Если оставить в стороне тот факт, что ненавидеть в принципе неконструктивно, заметка эта все равно изрядно неточна, потому что объекты для «ненависти» выбраны отнюдь не типично берлинские, а в целом немецкие (а то и вовсе общеевропейские). Мусор, стройки, бездомные, велосипедисты, собачники, опоздания поездов в метро, официанты, отказ принимать кредитки в магазинах — да, все это не самое приятное, но Берлин-то тут причем? Такое встречается сплошь и рядом в Германии. А пункт о стоимости проезда и вовсе забавен: в Берлине общественный транспорт один из самых дешевых в стране (хотя, конечно, если сопоставить цены на проезд в Берлине и, к примеру, в Скопье, сравнение окажется в пользу Македонии — но будет ли такое сравнение корректным?).

И вот возникла интересная задача: понять, а за что же мы на самом деле не любим Берлин? Именно Берлин, а не Дортмунд или Бонн. И вот несколько примеров.

Ведомство по делам иностранцев

Отношение к этой богоугодной конторе у всех разное в силу разного опыта. Мне повезло — я не испытывал в Ausländerbehörde никаких сложностей, а если что-то и было, только по моей вине. Но кто-то переживал там и другие, куда менее приятные моменты.

Однако речь не об этом, а о том, с чем сталкивается буквально каждый, кому нужно там побывать: неудобные часы работы, перегруженность, огромные «живые» очереди, невозможность записаться на прием в ближайшие месяцы (в мае записываешься на ноябрь) — ничего хорошего тут нет, и это проблема именно столицы. В Германии есть много городов, где все значительно лучше и организованнее. Увы, это не случай Берлина.

Кстати, то же самое наблюдается и в других берлинских учреждениях — загсах (Standesamt), управлениях по делам граждан (Bürgeramt) и прочих.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Im Westen keine Straßenbahn

Ходят легенды, что когда-то давно трамваи ходили по всему Берлину. Сейчас (уже давно) это не так — и это явно не то, что украшает наш город. Трамваи, бойко рассекающие восточную часть города, как будто боятся зайти на запад. Несколько маршрутов пугливо забегают в район Главного вокзала, но тут же разворачиваются и панически убегают обратно. Дело-то, в общем, объяснимое — это наследие Стены, когда все транспортные пути были перерублены. Но восстановить-то за столько лет можно было бы. Жаль, что руководство города не считает это нужным.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Аэропорт

О, это магическое слово. В Берлине даже шутить на этот счет перестали — настолько это всем надоело. Если вдруг кто-то не в курсе: в столице Германии работают два старых аэропорта, и уже давно должен был остаться один — новая, большая воздушная гавань Берлин-Бранденбург (BER) до сих пор не открыта, хотя здание давно построено.

Виновны в этом все и никто — что слегка раздражает. При этом проблема аэропорта в Берлине имеет два аспекта: никому не нравится некомфортный, маленький, уродливый и далеко расположенный Шенефельд, но при этом почти все горюют, предвидя закрытие милого доброго Тегеля, тоже не бог весть какого удобного, но до которого так близко добираться большинству жителей города. Но когда BER все-таки достроят, Тегель будет закрыт и переоборудован, как говорят, в технопарк. Увы нам.

Embed from Getty Images

Футбол

Сами по себе футбольные команды в Берлине ничего особенного из себя не представляют: и команды по результатам так себе, и болельщики в целом мирные. Но раз в год в Берлине начинается футбольное безумие, потому что в столице, на Олимпийском стадионе, проходит финал национального кубка (DFB-Pokal). Именно в Берлине — всегда (с 1985 года). Место проведения вполне логично: Берлин — крупнейший и интереснейший город страны, а с учетом, что берлинская «Герта» в последний раз добиралась до решающей игры аж в 1993 году, город остается нейтральной ареной для всех прочих команд-участниц финала.

Но мы говорим не собственно о футболе, а о сумасшествии, которое охватывает город ежегодно в конце мая-начале июня. Цены на гостиницы взлетают в несколько раз. Все бары и рестораны забиты. По городу гуляют десятки тысяч приезжих болельщиков — поначалу они все счастливы, а после матча половина счастлива, а половина нет. Иногда, что уж скрывать, все это чуть раздражает, и сам собой встает вопрос: почему бы не провести следующий финал в Мюнхене или Дортмунде? Но такого счастья берлинцам не будет.

Embed from Getty Images

Смена линий в S-Bahn

Как уже говорилось, опоздания и отмены в S-Bahn и U-Bahn, увы, дело привычное. Но такое наблюдается повсеместно. А вот истинно берлинская особенность — изменение маршрутов на линиях (особенно это касается S-Bahn, городской электрички). Рельсов новых не строят, но линии перекраивают мановением чьей-то волшебной палочки. Как раз недавно в берлинском S-Bahn в очередной раз переделали почти все — и многие лишились удобных и привычных маршрутов. Это грустно.



Где северный крест?!

Это уже, конечно, сугубо индивидуальная вещь — вероятно, большинство даже не замечают и не осознают этой «проблемы». Но все же. На кольцевой линии берлинского S-Bahn есть три узловые станции: Südkreuz, Westkreuz, Ostkreuz. Kreuz дословно переводится как «крест» или «перекресток». И вот мы видим, что есть станции «Южный перекресток», «Западный», «Восточный», которые располагаются там, где им следует, согласно названиям… Но где же «Северный перекресток»? Его нет. Вместо него строго на севере линии есть узловая станция Gesundbrunnen. И хотя недавно под названием станции стали писать мелкими буковками Nordkreuz, все равно станция официально так не называется — ни на каких официальных картах слово Nordkreuz не значится. А для любителей «ходить по квадратикам» это смерть: слишком уж неаккуратненько.

Но вообще-то Берлин лучше любить, даже с недостатками. Как и вообще любой город, куда приводит судьба.

Фото: Григорий Аросев

Фото в анонсе: Оля Мишарёва / «Живой Берлин»


Читайте также:

Григорий Аросев

Писатель и журналист, главный редактор литературного журнала «Берлин.Берега»


Поделиться
Отправить
Класс