Я попал в ДТП. Что делать, чего не делать и как не потерять деньги?

09.07.2018   Партнерский

На дорогах Германии ежегодно случается более двух с половиной миллионов аварий. Ущерб автомобилю зачастую бывает очень высоким, не говоря уже о потерях времени и нервов. А у страховых компаний в запасе множество способов, как снизить размер возмещения. Вместе с бюро независимой экспертизы GAP рассказываем, как правильно себя вести после ДТП и как не дать страховке сэкономить на вас.

Фото: kadmy / Bigstock.com

У меня случилась авария. Что делать?

Первым делом нужно предпринять следующие шаги:

  1. Обеспечьте безопасность: включите аварийный сигнал, наденьте светоотражающий жилет, установите знак аварийной остановки за 100 метров до места ДТП (200 метров на автобане), при небольших повреждениях удалите с проезжей части обломки. В противном случае оставьте все как есть до полного документирования ситуации.
  2. Если есть пострадавшие, вызовите спасателей по телефону 112.
  3. Обязательно вызовите полицию по телефону 110. Лишь при действительно незначительных повреждениях и при отсутствии пострадавших этого можно не делать. Полицейские запротоколируют ДТП для дальнейших разбирательств. Такой протокол предпочтительнее стандартного европейского протокола ДТП, который участники аварии заполняют самостоятельно в случае, если полицию не вызывали.
  4. При необходимости окажите первую помощь пострадавшим.
  5. Зафиксируйте данные всех участников ДТП: имя, адрес, номер автомобиля, название страховой фирмы, номер страхового договора. Если были свидетели, зафиксируйте и их данные.
  6. Сфотографируйте место аварии с нескольких ракурсов; старайтесь, чтобы в кадр попало как можно больше деталей, которые могут понадобиться для восстановления картины ДТП.
  7. Сфотографируйте все видимые повреждения на автомобилях всех участников аварии.
  8. Только после этого сдвигайте автомобили с проезжей части. Причем лишь в случае, если это согласны сделать все участники аварии.
  9. Если у вас есть хотя бы малейшие сомнения в собственной невиновности в ДТП, обязательно уведомьте свою страховую компанию об аварии. Контакты со страховками других участников лучше осуществлять через своего адвоката.
  10. Вызовите независимого автоэксперта (KFZ-Gutachter) для оценки ущерба.

Два последних пункта уберегут вас от многих уловок, к которым прибегают страховые фирмы, чтобы уменьшить выплаты.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Авария произошла не из-за меня. Страховка виновника обещает все уладить сама — быстро и бесплатно. Соглашаться?

Ни в коем случае! Что бы страховая компания не утверждала, с экономической точки зрения она ваш противник — чем меньше выплатит, тем больше заработает. Выпускать контроль ситуации из своих рук не стоит. Так вы сможете не только получить возмещение ущерба в большем объеме (благодаря справедливой оценке), но также получить другие выплаты, о которых страховая компания скорее всего «забудет» вам рассказать.

Итак, если вы не виноваты в аварии, то вы имеете право:

  1. на возмещение ущерба, причиненного вашему автомобилю; вы можете либо отремонтировать автомобиль в автосервисе по вашему выбору, либо оставить себе поврежденный автомобиль и получить от страховой компании стоимость потенциального ремонта деньгами за вычетом НДС (fiktive Abrechnung); справедливо подсчитать эту сумму поможет независимый эксперт (подробнее об этом ниже);
  2. на арендованный автомобиль, сравнимый с вашим, на время ремонта; либо в случае, если вам временный автомобиль не нужен, — денежные выплаты за «простой» (Nutzungsausfall);
  3. на оплату услуг адвоката;
  4. на компенсацию за причиненную боль и оплату медицинских расходов по ее лечению (Schmerzensgeld); все правильно оформить помогут опытный адвокат и хороший врач;
  5. на оплату независимой экспертизы ущерба (KFZ-Sachverständigen или KFZ-Gutachten).

Страховка виновника предложила мне прислать эксперта для оценки ущерба. Это хорошая идея? Ведь я не разбираюсь в автомобилях

Ни при каких условиях! В большинстве случаев такие эксперты либо работают на эту страховую компанию, либо так или иначе сотрудничают с ней. Их настоящая задача — всеми доступными способами минимизировать стоимость ущерба, который страховка должна будет покрыть. Вызывать эксперта нужно обязательно. Но только независимого и не связанного с этой страховой компанией.

На рынке, к счастью, таких специалистов множество. Например, бюро GAP вместе с которым мы подготовили для вас этот материал.

Чем именно мне поможет эксперт?

Независимый эксперт всегда выступает на вашей стороне. Это не обязательно рыцарь на белом коне. Просто его гонорар полностью зависит от стоимости обнаруженного и подтвержденного им ущерба.

Такой эксперт максимально тщательно изучает повреждения, оценивает стоимость всех необходимых запчастей и ремонта, а также его длительность. Он учитывает все нюансы модели вашего автомобиля, его «фарша» и отделки. Все это влияет на размер страховой выплаты. Даже год и месяц выпуска машины могут ощутимо изменить сумму возмещения. И независимый эксперт не упустит эту возможность.

Страховая компания, напротив, всегда «играет в команде противников». Для «вашего же удобства» вам предложат не беспокоиться о мастерской, ведь «вам подберут самую подходящую». Но кто гарантирует хорошее качество ремонта и запчастей? Бывает, что такие мастерские связаны контрактами со страховыми фирмами, которые обеспечивают им постоянный приток клиентов, но требуют минимальные тарифы. Вот и получается, что этим мастерским не особо выгодно вкладываться в качественный ремонт. Ведь страховка все «разрулит» с клиентом, а назавтра уже приведет следующего.

Если вы выбрали деньги, а не ремонт, то страховка обязательно откажет вам в выплате по расценкам фирменного автосервиса. Будут ссылаться на завышенные цены, на возраст автомобиля (старше 3-х лет), большой пробег (от 100 тыс. километров), свободный рынок, положение звезд и планет, а то и просто врать. Однако экспертное мнение специалиста, который хорошо знает правила, поможет страховке смириться с вашим выбором.

Сотрудники страховых компаний, принимающие решение о ремонте и выплатах, получают бонус, зависящий от суммы сокращенных ими затрат. Чаще всего «режут» стоимость часа работы мастерской. Во многих случаях это неправомерно — клиент вместо ремонта в фирменном автосервисе получает отличную возможность починить машину у «дяди Клауса-костоправа».

При сильных повреждениях, страховые компании стараются доказать, что автомобиль экономически не подлежит ремонту (wirtschaftliche Totalschaden). Проще говоря, ремонтировать его дороже, чем купить другой такой же. Если им это удается, то они значительно завышают остаточную стоимость автомобиля (Restwert), чем сильно снижают выплату. Ведь они платят лишь разницу между ценой аналогичной машины на рынке и искусственно завышенной остаточной стоимостью. Независимый эксперт вместе с хорошим адвокатом не допустят такого расклада.

Снижение рыночной стоимости автомобиля после аварии (merkantile Wertminderung), которое обязательно произойдет даже в случае идеального ремонта, — еще один пункт, о котором страховые компании и нанятые ими эксперты очень часто «забывают». В результате вы недополучаете от пары сотен до нескольких тысяч евро. Независимая экспертиза обязательно включает Wertminderung в свой отчет.

История из жизни

В феврале 2018 года Йоханнес А. на опеле 2005 года выпуска попал в аварию не по своей вине. Страховка виновника ДТП привлекла эксперта, который оценил причиненный ущерб в размере 1250 евро, а рыночную стоимость автомобиля до аварии в 2100 евро. Таким образом, страховка должна была выплатить владельцу старенького опеля 1250 евро.

Для проверки этой экспертизы Йоханнес А. обратился к специалистам бюро GAP. Повторная и гораздо более тщательная оценка показала, что рыночная стоимость опеля до аварии составляла 3600 евро. Остаточная стоимость после ДТП — 430 евро. А устранение причиненного ущерба обойдется в сумму, значительно превосходящую цену «доаварийного» автомобиля, и ремонт представляется нецелесообразным.

Таким образом было установлено, что страховая компания обязана выплатить Йоханнесу А. не 1250, а 3170 евро.

Редакции «Живого Берлина» были предоставлены документы, подтверждающие подлинность описанных фактов. Имя владельца опеля изменено.

Обращаться к независимому эксперту стоит в случае, если ущерб от аварии превышает 750€. Если нет, то вместо эксперта достаточно предоставить калькуляцию стоимости ремонта из мастерской по вашему выбору. Однако стоит иметь в виду, что даже небольшая царапина на корпусе автомобиля может обойтись в сумму более 1000 евро. Лучше всего прямо на месте отправить фото повреждений независимому эксперту. Такая экспресс-консультация ничего не будет стоить, но, возможно, сэкономит вам сотни и тысячи евро.

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

А кто будет платить за услуги независимого эксперта?

Если вы не виноваты в аварии, то все расходы на эксперта будут оплачены страховкой противной стороны. Более того, вы имеете право самостоятельно выбрать эксперта.

Если вина лежит на вас полностью или частично, то расходы придется нести самостоятельно — полностью или в пропорции, равной проценту виновности. Гонорар экспертов-оценщиков законом не регулируется, но обычно он составляет от 5 до 40 процентов стоимости ущерба.

Экспертов есть смысл подключать при ущербе от 1000€. Тут стоимость оценки может составить 350€ (35%). В случае ущерба на 20 000€ гонорар эксперта скорее всего будет в пределах 7% и составит примерно 1500€.

Стоит отметить, что в случае вашей виновности в ДТП, вам придется самостоятельно нести и расходы на адвоката. Оптимальным выходом будет своевременное заключение «адвокатской» страховки (Rechtsschutzversicherung), которая стоит сравнительно недорого.

Если у вас есть страховка «каско», покрывающая ущерб вашего собственного автомобиля в случае взлома, угона, вандализма, града и пр., а также при спровоцированном вами ДТП, то эксперт будет предоставлен вашей страховой компанией (тут отказаться не получится). Однако и в этом случае есть смысл обратиться к независимой экспертизе для проверки результатов. Вот яркий пример такой ситуации:

История из жизни

В октябре 2017 года автомобиль BMW 530d 2014 года выпуска, принадлежавший Юлианне Х., был взломан. Была похищена автомобильная электроника и подушка безопасности, пострадало остекление машины, кроме того, был испорчен интерьер.

Приглашенный страховой фирмой оценщик определил размер ущерба в 15 тыс. евро. Контрольная экспертиза, которую провело бюро GAP, установила, что ущерб на самом деле превышает 25 тыс. евро.

Редакции «Живого Берлина» были предоставлены документы, подтверждающие подлинность описанных фактов. Имя владелицы BMW изменено.

Для читателей «Живого Берлина» специалисты бюро GAP проведут контрольную экспертизу ущерба в случае «каско» и проверят справедливость выплат, установленных страховой компанией, совершенно бесплатно! Просто назовите пароль «LiveBerlin».


7 советов независимых экспертов GAP

  1. Устанавливайте видеорегистраторы. Теперь это можно.
  2. Не делайте на месте аварии никаких заявлений о вашей виновности — иначе могут начаться сложности с вашей собственной страховкой.
  3. Не оплачивайте полицейский штраф на месте — это будет расцениваться, как признание вины (см. пункт 2). Даже не берите его в руки, предложите прислать квитанцию вам по почте. И в этом случае перешлите ее своему адвокату.
  4. Если машина сильно повреждена, но на ходу, то ехать все же не стоит, есть риск получить дополнительные повреждения (Folgeschaden), которые страховка виновника аварии не оплатит. Зато она обязана оплатить эвакуатор для вашего автомобиля
  5. Если вы можете обойтись без машины, пока ее ремонтируют, не соглашайтесь на арендованный автомобиль от страховки. Лучше оформить «простой» автомобиля (Nutzungsausfall) и получить наличными от 23€ до 179€ в сутки за каждый день. В крайнем случае, когда без машины не обойтись, помните, что вам обязаны предоставить автомобиль, аналогичный вашему. В худшем случае на один класс ниже.
  6. Если страховка виновника аварии предлагает выслать своего эксперта для перепроверки выводов приглашенного вами независимого специалиста, не соглашайтесь. Настаивать они не имеют права, но все же нередко так поступают, пользуясь правовой неосведомленностью людей. Идеальный выход в такой ситуации — обратиться к адвокату.
  7. Если вы сами «задели» пустую машину на парковке, то, вопреки распространенному заблуждению, недостаточно оставить записку со своими данными под «дворником» и уехать по своим делам. Это наверняка будет расценено как «побег с места аварии», что является уголовным преступлением. Либо дождитесь владельца машины, либо вызовите полицию.
Партнер

Бюро независимой автомобильной экспертизы GAP работает в Берлине и Потсдаме с 2014 года. Среди услуг: всесторонняя оценка ущерба при ДТП, экспертное подтверждение проведенного ремонта и оценка стоимости автомобиля. Качество и надежность работы экспертов бюро подтверждены сертификатом TÜV-Rheinland. Обращайтесь в любое время.

Kfz-Sachverständigenbüro GAP

0176 21 88 51 11 • 0331 70 25 776 • info@sv-gap.desv-gap.de

Для читателей «Живого Берлина» специалисты бюро GAP проведут контрольную экспертизу ущерба в случае «каско» и проверят справедливость выплат, установленных страховой компанией, совершенно бесплатно! Просто назовите пароль «LiveBerlin».


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс