Гаджеты Людвига II: баварский король был фанатом высоких технологий
Мультифункциональный экипаж с ночной визуализацией местности
1879-й стал годом транспортного переворота: как раз завершились работы над парадной каретой Людвига II, ставшей первым мультифункциональным экипажем.
Будучи на вид элементом дворцового декора в стиле неорококо, она, тем не менее, была подвижна, устойчива, маневренна на дороге и способна легко преодолевать бездорожье, включая снежные заносы альпийского высокогорья. Ряд необычных инженерных решений делал мобильный экспонат неорококо плотным сгустком винтажного хайтека.
Карета в зависимости от времени года и погодных условий легко меняла ходовую часть с колесной базы на шлифованные санные полозья. Количество и порода лошадиных сил легко настраивались по прихоти монарха. Многофункциональный экипаж стал невероятной комбинацией SUV, гелендвагена и лимузина представительского класса.
Особой цели служила электрификация экипажа. Расположенная под одним из сидений электрическая батарея давала ток для ламп накаливания, вмонтированных в фонарные корпуса в передней части кареты. Свет фонарей не только оповещал подданных о приближении королевского экипажа, но и обеспечивал визуальное сканирование местности — то есть делал видимой ночную дорогу. Ведь баварский монарх отличался склонностью к ночным прогулкам по Хоэншвангау, в окрестностях своего замка Нойшванштайн.
Аналогичное решение: сенсационная стеклянная корона, установленная над санями с фигурками амуров — это еще один инновационный экипаж Людвига II. Лампа накаливания в короне, также питаемая батареей, визуализировала в ночной темноте как внутреннее оборудование саней, так и наружную обстановку. Так что баварский «сумасшедший» разъезжал на первых в мире транспортных средствах с электрическим освещением.
Телекоммуникационный прорыв
Первый стандарт удаленной связи Людвиг II внедрил в сказочном замке Нойшванштайн, приспособив электрическую батарею (точно такую же, как в своем санном суперлимузине) для приведения в движение молоточка звонка. Звонок, включался на расстоянии простым нажатием кнопки, — это передача информации без участия герольдов, почтальонов, дворецких или прислуги.
Сообщения передавались по защищенному от посторонних протоколу, но в постижимой для посвященных особ форме. Например, дзинь: «Я пришел». Дзинь-дзинь: «Почему не открываете?» Дзинь-дзинь-дзинь-дзинь-дзинь: «Дрыхнете вы там, что ли, доннер-веттер?!»
Послание могло быть сколь угодно развернутым, его размер зависел от текущей кодировки по умолчанию. Наряду со звуковыми раздражителями возможным было кодирование голосовых сообщений, движущихся картин и даже, если надо, оплеух. Электрическая линия могла поддерживать связь, в принципе, на любом расстоянии.
Перспективную природу своего нововведения король успешно сочетал с повседневными утилитами. Например, вызывал звонками слуг. Специальное табло, прообраз современных систем дополненной реальности, управляемое звонком, указывало не только когда поспешать к его величеству, но и куда, в какое помещение замка и через какую дверь.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Средневековье будущего
Высокогорный замок Нойшванштайн, медийную поддержку которого ведет студия Уолта Диснея заставками всех своих фильмов, — это комбинированный концепт средневековой сказки, строительных технологий будущего и настоящего стимпанка.
При возведении замка были эффективно применены невиданные паровые краны и пароприводные локомобили. В перекрытии под тронным залом впервые были смонтированы металлические швеллеры с гнутыми Z-образными профилями, которые опирались не на каменные колонны, а на чугунные трубы, оптимально распределявшие вес.
Тронный унитаз
Одиночное положение замка на горном выступе сделало казалось бы невозможным подвод инженерных коммуникаций. Но нет! В замке с самого начала действовало холодное и горячее водоснабжение, причем вода поступала вверх под собственным давлением.
Людвиг II — первый монарх, пользовавшийся туалетом с автоматическим смывом. Его унитаз был оборудован как настоящий трон, что, правда, не снижало санитарно-технических высот уникального сооружения.
Первый в Баварии «гражданский» ватерклозет появится лишь через двадцать лет после смерти Людвига в мюнхенском отеле «Мариенбад».
Весь список, пожалуйста!
Он не укладывается в стандартный формат. Приведем скупые выдержки:
Скатерть-самобранка. Самонакрывающиеся столы были инсталлированы во дворце «Новый Версаль» на Кимзее и в Линдерхофе. Король любил одиночество, в том числе во время застолья предпочитал, чтобы слуги не мельтешили. Стол возникал перед его величеством в полностью накрытом виде, а по окончании трапезы исчезал. В чем фишка? Подъемный механизм водружал перед королем накрытый стол из кухонного помещения под королевской трапезной и по исчерпании содержимого убирал обратно. Этакий скип, как в горнодобыче, только подает
Печь-самокрутка. На кухне, откуда взмывал накрытый стол, имелась печь Румфорда — остроумное приспособление, в котором энергия тепла применялась для вращения вертелов. Первоначально использовались маленькие вертелы, для цыплят. После уточнения доли тепловой энергии, конвертирующейся в кинетическую, установили и большой вертел, для поросенка.
Калориферы вместо каминов. Система подачи теплого воздуха для отопления больших парадных залов также была инсталлирована в «Новом Версале», а также в Нойшванштайне и в мюнхенской резиденции. Дым из раскаленной изразцовой печи гоняли по трубам в специальной комнате-калорифере, где от этого прогревался воздух. А прогретый воздух направляли в парадный зал. Чтобы воздух не пересыхал, его увлажняли, подавая по желобам воду в комнату-калорифер. Прообраз современного кондиционера!
Грот с отоплением. Система калориферов сгодилась и для подогрева воздуха в Гроте Венеры в замке Линдерхоф. А специальная машина гнала волны по поверхности подземного озера, в котором монарх купался или восседал в надводной раковине-беседке, погрузившись в чтение.
Первая в Баварии электростанция. Ее задачей было освещение замка Нойшванштайн. Двадцать четыре генератора, чьи турбины вращал пар, питали мощные дуговые лампы, заливая замок светом. И это в то время, когда Мюнхен и прочие передовые столицы освещались тусклыми газовыми фонарями.
Сумасшедшие деньги
Конечно, затраты на технический прогресс были огромные. Один лишь мультифункциональный экипаж обошелся в 324 тысячи марок, что равнялось стоимости сорока средних имений.
Великосветская родня Людвига под водительством его дяди Луитпольда объявила монарха сумасшедшим и вынудила отречься от престола. Его отправили в ссылку в замок Берг на берегу Вюрмзее, нынешнего Штарнбергского озера, где Людвиг скоропостижно утонул при весьма туманных обстоятельствах.
Безумные суммы, потраченные на гаджеты, приводились как доказательство его сумасшествия. Но Людвиг не разорял казну, а деньги на свои затеи брал из отступных, заплаченных Пруссией за то, что Бавария после немецко-немецкой войны 1866 года разорвала союз с Австрией и вступила в Северогерманский союз. Казна при нем, наоборот, пополнялась, страна богатела. Однако королю не простили сказочных затей. Короля больше нет, а сказка осталась.
Читайте также:
- Сизифов замок, или Вечная история Городского дворца
- Из Берлина в Ганновер, или История одной встречи
- Замок Нойшванштайн
Пассау