Деньги липли к ней сами. Основательница первой в мире пирамиды ничего не понимала в финансах, но облапошила 31 тысячу человек

Дано ли артисту самого себя увидеть на сцене? У баварской театральной звезды Адель Шпицедер такая возможность была. В феврале 1873 года в театре Кенигсберга-Баварского шла премьера «Адель Шпицедер, или Лопнувший банк». Сама Адель, сорокалетняя актриса и певица, могла бы быть в зрительном зале. И любоваться на свой образ, воплощенный в драме. Но в зале ее не было: она сидела в мюнхенской тюрьме за присвоение восьми миллионов гульденов.

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012). В главной роли Биргит Минихмайр (Birgit Minichmayr)

Сумма по тем временам колоссальная! Многие люди, доверившие ей свои деньги, оказались на грани нищеты. Самые отчаявшиеся покончили жизнь самоубийством. История еще не знала таких масштабных надувательств.

В ноябре 1872 года, когда ее пришли арестовывать, полицейские потребовали бухгалтерские книги учрежденного ею Дахауер-банка и прочие деловые бумаги. Она не смогла ничего предъявить, кроме личной записной книжки с куцыми и небрежными записями каких-то цифр.

— Но как же вы вели дела в банке? — воскликнул полицейский чиновник, руководивший следствием.

— Никак не вела, — спокойно ответила Адель. — Я, честно сказать, ничего в банковском деле не понимаю. Да и вообще ни в каких деловых операциях.

Люди доверяли свои состояния банку, которого на самом деле не существовало. Каменный фасад, помпезное крыльцо, стойки банковских служащих — все это была лишь видимость. Дахауер-банк не располагал регулярным штатом сотрудников, никакими оприходованными активами. Деньги вкладчиков забирала Адель и оплачивала ими свои текущие счета.

Так почему же ей верили? А потому, что она была великая актриса. Она создала образ деловой твердыни. Ее устами говорила сама Порядочность. Ее манеры были безукоризненными. А под хорошие манеры в XIX веке люди готовы были отдать все, до последних штиблет.

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012)

«Завладеть деньгами очень легко!»

Это откровение содержится в книге «История моей жизни», которую Адель написала уже после отсидки. Идея создать банк, пишет она, возникла из той легкости, с которой окружающие одалживали ей деньги. Самое невероятное, что деньги давали под проценты, которые должница назначала сама. И это были немалые проценты. Чтобы их получить, кредиторы энергично подыскивали для нее других кредиторов, из чьих денег она могла вернуть долги. Если это и пирамида — точней, самое ее начало, — то создавалась она сама собой. Адель хватило сообразительности приспособить этот эффект для личных нужд.

«Через женщину, которая раньше приносила мне дрова, я познакомилась с женой одного плотника из-под Фрайзинга. Та дала мне денег, а затем содействовала тому, чтобы своими деньгами снабдил меня партнер ее мужа. Потом он сам вел со мной дела и был первым из тех тысяч людей, которые настолько прониклись ко мне доверием, что безо всяких гарантий ссужали деньгами».

Фактически она и пальцем о палец не ударила для того, чтобы ее забросали деньгами.

«Этот плотник, который дал мне деньги, настолько вдохновился полученными от меня высокими процентами, что стал при мне чем-то вроде сводни, постоянно приводил новых людей с деньгами: еще одного плотника, торговку птицей, носильщика…»

Насчет сводни — скользкое замечание. Не состоя в официальном браке, Адель имела множество наперсниц. А кавалерам, похоже, не столь уж часто перепадали ее ласки. Приходилось рыцарствовать бескорыстно, оплачивая за нее счета. И ведь оплачивали!

Аферистка? Гипнотизерша? Гений обаяния?

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012)

Кто вы, Адель Шпицедер?

Она действительно была актрисой. Потомственной. Адель Шпицедер (Adele Spitzeder) родилась в 1832 году в Берлине в семье актеров и музыкантов. Училась в привилегированной частной школе, в совершенстве освоила светские манеры, с юных лет вращалась в аристократическом обществе.

Дебют на сцене состоялся уже в более зрелые годы. Это было в 1856 году в театре Кобурга. На сцену пришла светская львица, умевшая привлечь к себе внимание в любых обстоятельствах. Вполне понятен интерес и театральной публики. Представления с ее участием проходили с аншлагом. Вообще, в театральном мире она не считалась звездой первой величины. Но удачливой — это точно! Ей предлагали ангажементы театры Мюнхена, Мангейма, Франкфурта, Нюрнберга, Карлсруэ, Гамбурга.

Ее жизнь была кочевой. А ее саму всегда отличала ветреность. И в отношениях с друзьями (подругами), и по отношению к житейским обязательствам. Она жила в дорогих отелях, часто переезжая из одного в другой.

И перевозила с места на место свиту компаньонок, поклонников, приживал. К тому же ее повсюду сопровождала свора собак. Театральные гонорары не покрывали и половины ее расходов. По завещанию матери ей ежемесячно выплачивали 50 гульденов. Но и это была капля в море ее долгов.

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012)

Ее банк

Он назывался Дахауер-банк, потому что находился на Дахауер Штрассе в Мюнхене. Адель с одной из своих наперсниц, Эмилией Штир (Emilie Stier), учредили его в 1869 году. Создали на пустом месте. Но уже через несколько месяцев это был весьма крупный банковский дом. От вкладчиков отбою не было.

Адель предлагала 5-7 процентов по вкладам ежемесячно, иногда до десяти процентов. Это были не пустые слова. Она лично выплачивала вкладчикам проценты, причем наличными. Из уст в уста передавалась слава Дахауер-банка, самого надежного и щедрого.

Ясно, что для выплаты процентов Адель использовала деньги новых вкладчиков. До поры до времени схема работала. На проценты уходила лишь небольшая часть банковского оборота. Остальное банкирша тратила на собственные нужды. Она переехала из отеля в самый респектабельный район Мюнхена. В прикупленный особняк, который велела перестроить и обставить с роскошью. Дом обошелся в 54 тысячи гульденов. Но деньги не иссякали!

Нанятый персонал банка составлял под конец 40 человек. Фактически они не вели никаких операций, привлекались лишь для видимости. Всю банковскую наличность Адель складывала у себя дома. Ее комната была завалена пачками и мешками денег. Если не хватало места, передавала деньги знакомому парикмахеру, а тот запирал их в свой сейф.

Она платила десятки тысяч гульденов редакторам газет за публикацию хвалебных статей о банке. Она занималась благотворительностью. Открыла народную школу в Мюнхене. По всей Баварии скупала и перепродавала недвижимость.

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012)

Крах

Он был неизбежен. Пирамида не может существовать долго, потому что нельзя рассчитывать на бесконечный приток все новых вкладчиков. А старые вкладчики рано или поздно захотят самостоятельно распоряжаться своими деньгами — в этом случае банку ничего не останется.

В 1872 году одновременно 60 вкладчиков Дахауер-банка решили закрыть свои счета. И банк лопнул. Расплачиваться было больше нечем.

Это породило волну паники и разорений, даже череду самоубийств. Владелицу воздушного замка, то есть банка, приговорили к тюремному заключению. Общее число обманутых вкладчиков составило 31 тысячу человек, их совокупная потеря — восемь миллионов гульденов.

Но за столь масштабную аферу Адель получила всего три года.

Изображение: Кадр из фильма «Сделка с Адель» (Die Verführerin Adele Spitzeder, 2012)

И после тюрьмы без сумы

После тюрьмы ей был закрыт путь к вершинам славы. Это понятно. Но непонятно другое: утратив доверие общества, она по-прежнему вела беззаботное существование. Написала книгу, которая пользовалась определенным успехом. Снова пробовала выступать на сцене, правда, под девичьей фамилией своей матери: Адель Вио. В 1880 году пыталась учредить еще один банк — но полиция и финансовые власти Мюнхена ей этого уже не позволили.

Как и в прежние годы, круг состоятельных друзей и поклонников оплачивал все ее счета.

В октябре 1895 года, в возрасте 62 лет, Адель Шпицедер скоропостижно скончалась от сердечной недостаточности. Ее похоронили на Старом южном кладбище Мюнхена. На надгробии нет ее имени. Похороны были анонимными.

Казалось бы, феномен Адель Шпицедер, как и ее имя, вычеркнуты из бытия.

Ничего подобного! Ее образ продолжает волновать умы. Многочисленные театральные постановки (самая первая, как мы помним, еще при ее жизни) рисуют образы Адель-грешницы и святой. Даже была написана пьеска для театра марионеток, она шла в баварских балаганчиках чуть ли не сто лет, а в конце 70-х годов прошлого века была адаптирована для большой сцены и даже для телеспектакля. Прародительнице финансовых пирамид посвящены несколько фильмов, игровых и документальных.

Имя Шпицедер стало в Баварии нарицательным: очаровательная колдовская стихия, которая, пардон, оставит вас без штанов.

Адель Шпицедер. Рисунок с фотографии, 1873 г. Изображение: Википедия


Читайте также:

Елена Шлегель

Редактор. Пассау


Поделиться
Отправить
Класс