Почему немцы «ничего не хотят»? Ни дома, ни машины, ни родины?
Нередко слышишь разочарованные реплики тех, кто «переоткрыл» Германию изнутри: «На самом деле это нация неудачников, мотыльков! Немцы не хотят строить свое жилье, а предпочитают жить в съемных квартирах. Они не хотят покупать автомобили, а трясутся в общественном транспорте. Они порхают по свету вместо того, чтобы жить в своей стране!» Из чего возникают опасения, что и тех, кто иммигрировал в Германию, тоже ждет участь неудачников.
Правы ли разочаровавшиеся? Или они попали под власть новых стереотипов, столь же обманчивых, как и прежние?
В принципе, проблемы мобильности (нового жизненного стиля) и оседлости (традиционного стиля) заботят и самих немцев. Жители Германии гордятся, что их называют «чемпионами мира по заграничным путешествиям». Но мобильность
Столь же дискуссионен вопрос о владении личным транспортом. Своя машина это хорошее средство поддержания мобильности. Но не все с этим согласны. Чем терять время в пробках за рулем своей машины и в поисках места парковки, не лучше ли избрать иное средство передвижения?
Так чего же больше в отказе от оседлости и в пренебрежении фундаментальной собственностью? Выигрышей или проигрышей? Отвлечемся от споров и мнений. Рассмотрим факты.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Мобильность: загадки и разгадки
Классический мотив переезда — поиск лучшей жизни. Но для современной Германии он не столь типичен. На передний план выходят иные мотивы.
Законный интерес «посмотреть на заграницу» для многих немцев преобразуется в стремление ПОЖИТЬ за границей. Специализированный сайт auslandsaufenthalt.org изучил психологические корни этого стремления. Они отнюдь не праздные. Стремления обусловлены у разных людей, например:
- желанием хорошо освоить иностранный язык;
- тягой к личной самостоятельности, независимости, непредвзятости;
- стремлением получить более широкое и разноплановое образование;
- переоценкой своих профессиональных возможностей, карьерных перспектив.
Впрочем, тяга к перемене мест это не только отъезд за границу. Германия высокоразвитая страна, но уровень жизни в разных федеральных землях, естественно, не одинаков. Кому интересна статистика внутригерманских переездов, тот, наверное, ожидает, что большинство таких маршрутов направлены из наиболее «бедных» земель в наиболее «богатые». На самом деле, как утверждает Федеральное статистическое ведомство (Statistisches Bundesamt, или Destatis), излюбленные земли для внутригерманских переселений Бавария, Берлин и Шлезвиг — Гольштейн.
Но это не укладывается в схему! Ведь если Бавария, наряду с Баден — Вюртембергом, отличается наиболее высоким уровнем жизни, то федеральная земля Берлин, увы, на нижних позициях. А Шлезвиг — Гольштейн точнехонько в середине рейтинга. Еще одна высокоразвитая земля, Северный Рейн — Вестфалия, ежегодно теряет 10-15 тысяч жителей
Так что же на самом деле движет людьми? Все чаще сказываются «нетипичные» причины: желание жить поближе к природе (пример Баварии), к культурным и образовательным центрам, к широким карьерным возможностям (пример Берлина), к морскому воздуху (пример Шлезвиг — Гольштейна). Конечно, всех не причешешь под одну гребенку, сколько новоселов, столько и причин — но очевидно, что людьми движет отнюдь не осознание горькой доли неудачника.
Наоборот! В исследовании причин высокой мобильности немцев можно найти такие объяснения:
- у немцев много денег (страна занимает шестое место в мире по индексу человеческого развития — HDI), хватает для оплаты путешествий, в том числе в самые отдаленные регионы мира;
- у немцев много отпускных дней в году (в среднем 25, во многих отраслях 30 и более), то есть, кроме денег, хватает и времени для путешествий;
- для граждан Германии мало визовых барьеров (174 страны мира впускают их без виз, это самый высокий показатель для отдельно взятого государства);
- Германия выгодно расположена (практически любую точку Европы можно достигнуть в течение дня);
- к немцам хорошо относятся за границей (по результатам опроса, проведенного
Би-Би -Си, жители 25 стран Евросоюза считают Германию образцовой страной, а немцев образцовой нацией).
Исследования ценностей современной жизни, которые проводятся под эгидой ООН, показывают, что свобода путешествий и легкость на подъем принадлежат к принципиальным факторам, делающим человека (и общество) счастливым. Всемирный день счастья, провозглашенный ООН пять лет назад, поддерживает, среди прочих, идею свободы путешествий и мобильности. Германия служит примером.
Цветы эмиграции
Иммигрантов, стремящихся в Германию, может шокировать тот факт, что страна имеет собственную эмиграцию. Стойкую и довольно массовую. Только в странах — членах ОЭСР живет около 3,5 миллиона человек, родившихся в Германии.
Больше всего народу уезжает из Германии в США (сегодня они говорят: «Едем в Америку, даже несмотря на Трампа»), Великобританию и Швейцарию.
Коренные немцы, покидающие страну, относятся, как правило, к разряду высококвалифицированных, хорошо образованных специалистов. Это тоже отнюдь не неудачники! Почти у половины в активе высшая ступень школьного образования (абитур) либо завершенная профессиональная подготовка, у трети — университетский диплом. За последние десять лет число эмигрантов с высшим образованием возросло на 40 процентов (причем основной прирост обусловили женщины!). В Швейцарии число выходцев из Германии с высшим образованием за этот период увеличилось в два раза.
Занятость среди немецких эмигрантов составляет 60 процентов. Это завидный показатель. Значит, уезжают потому, что не находят профессионального применения в своей стране?
Чем притягательна заграница?
Поиск достойной работы — лишь один из мотивов эмиграции. По данным всемирного исследования Decoding global talent, проведенного Бостонской консалтинговой группой (BCG), это даже не самый главный мотив.
Среди жителей Германии 63 процента рассматривают отъезд за границу как возможность обогатить свой жизненный опыт. Почти половина — как средство изучения иностранного языка. Лишь 27 процентов уезжают по карьерным соображениям.
Ради того, чтобы платить меньше налогов, уезжают совсем мало. Как установил дюссельдорфский институт изучения общественного мнения Innofact, в налоговые оазисы устремляются не более 18 процентов эмигрантов.
Достойный мотив — отъезд на учебу. Ежегодно свыше 130 тысяч студентов из Германии поступают в иностранные вузы или, по крайней мере, оформляют себе иностранный семестр. В этом нет пренебрежения отечественной вузовской системой. Просто иностранная учеба удачно сочетает в себе вышеперечисленные факторы: и расширение жизненного опыта, и изучение иностранного языка, и более широкие карьерные шансы.
Кого и почему устраивает съемное жилье?
Не одних лишь бедняков!
Евростат сообщает, что 46 процентов жилья в Германии являются личной собственностью. Это самый низкий показатель в Еврозоне. Средний показатель здесь (то есть в странах, чья валюта евро) — 60 процентов. В Испании и Италии значительно выше: 80 процентов. Из стран с собственной валютой выделяется также Великобритания: 70 процентов. Однако наивысший в Европе показатель в Словакии и Румынии: 90 процентов. Но их не сравнишь по уровню жизни (особенно Румынию) с Германией! Так что расхолаживают в вопросах покупки жилья и другие факторы, а не только уровень благосостояния.
Имеется историческое объяснение: после войны в Западной Германии порядка пяти миллионов семей оказались без жилья. Но государство не обязало граждан строить собственные дома, зато крепко поддержало программы социального жилищного строительства. В Восточной Германии отличным подспорьем явилось приоритетно возводимое государственное жилье. В короткие сроки бездомные оказались в состоянии снимать приличные квартиры. Жилищный кризис рассосался.
Государственная поддержка жилищных программ сказывается и сегодня. Качество съемного жилья в Германии лучше, чем приватного в соседних странах, особенно в южных и восточных. Ну и зачем бросаться такими квартирами?
У молодежи Германии особая нацеленность на самостоятельную жизнь. Среднестатистический немец начинает жить отдельно от родителей по достижении 23 лет. В Италии, например, живут с родителями в среднем до тридцати лет, в Испании и Португалии до 29-ти, в Хорватии аж до 32-х. Улет «ранних пташек» из родительского гнезда тоже ослабляет мотивацию к личному жилищному строительству. Дом строится (покупается) на семью. Но если молодое поколение семьи рано покидает дом, то кому он нужен? Старикам? Значительно проще и дешевле «подогнать» под меняющийся формат семьи съемное жилье.
В общем, положение съемщиков многих в Германии устраивает. Владельцев жилья в два раза меньше, чем съемщиков, и это соотношение, видимо, будет сохраняться еще долго. Хотя небольшая в сравнении с квартиросъемщиками доля владельцев жилья включает в себя и очень богатых людей, у которых в собственности не одна и не две, а большое количество квартир и домов. В сумме эта доля и владеет 46 процентами всего жилья в Германии.
С другой стороны, картина в разных частях Германии и в разных землях сильно различается.
Ниже всего доля владельцев жилья в больших городах и в землях, где превалируют города с большим населением. Понятно почему: здесь цена недвижимости выше. Самая дорогая недвижимость в Мюнхене: в среднем 5740 евро за квадратный метр жилой площади. Дом на одну семью стоит в среднем полтора миллиона евро. Для сравнения: во
Там, где недвижимость не сильно кусается, доля владельцев заметно выше. Кстати, здесь переселенцы из России и других постсоветских государств лидируют в жилищном строительстве — о чем местные жители говорят с нескрываемой завистью.
Автомобиль не роскошь, а «излишество нехорошее»
В Германии около пятидесяти миллионов легковых автомобилей, но велосипедов еще больше. Destatis уточняет: автомобили имеются у 77 процентов немецких семей, велосипеды у 81 процента.
В больших городах велосипед становится особо предпочтительным. Сегодня 30 процентов семей в городах с населением полмиллиона человек и более не имеют ни машины, ни мотоцикла — только велосипед (или несколько). За десять лет эта доля возросла в полтора раза. Не потому горожане пересаживаются на велосипеды, что нет денег на машину, а потому, что «уличное стояние» в пробках и бесконечные поиски парковок превращают автомобиль из средства передвижения в средство самоистязания.
Зато в маленьких городах доля семей с машинами практически стопроцентная.
Иммигрантам, обосновавшимся в больших городах, можно лишь посоветовать: не комплексуйте, если нет машины. Вы — в тренде! А если вы поселились в маленьком городе, то, хотите — не хотите, машину купите быстро.
Читайте также:
- Более половины немцев живут в съемном жилье
- Икра для народа: Почему немцы едят сырой фарш? | Вопрос ребром
- Германия — любимое место отдыха немцев. Где еще проводят свои отпуска граждане ФРГ?
Пассау