Берлинале 2017: Медведи, на старт!

Завтра, 9 февраля, в столице Германии стартует главное кинособытие года — Международный фестиваль Берлинале. За золотых и серебряных медведей борются 400 фильмов со всего мира, а кроме них зрителей ждет множество внеконкурсных показов. Как правильно подступиться к этому разнообразию, рассказывает киновед «Живого Берлина» Ольга Кузнецова.

Ежегодно в феврале (на этот раз — с 9-го по 19-е) Берлинский кинофестиваль заставляет город жить по своим правилам. О масштабах фестивального размаха расскажут цифры, которые под занавес каждого Берлинале не без гордости публикует его администрация. В прошлом году показали 395 фильмов и продали 335 986 билетов на более чем тысячу сеансов в кинотеатрах по всему городу. Если судить по тому, что в этом году бюджет увеличен (24 млн евро против 23-х в прошлом году), 67-му Берлинскому кинофестивалю ничто не мешает эти показатели улучшить.

Скорее всего, эти цифры введут в легкое замешательство всех, кто хотел бы вкусить синефильских радостей, но не знает, с чего начать. Начните с официального сайта. Там все фильмы фестиваля — с аннотациями, списком занятых актеров и расписанием показов.

Председатель жюри основного конкурса 2017 года режиссер Пол Верховен. Фото: Википедия

Совета, на какой именно фильм идти, не существует. Большинство показов Берлинале — премьеры. То есть, помимо фестивальных отборщиков, это кино мало кто видел. «Клевать» на громкие имена или игнорировать неизвестные — заведомо неинтересный путь. Звездное имя в программе — не гарантия кинематографического катарсиса. В 2015-м фильм Вернера Херцога «Королева пустыни» с Николь Кидман в главной роли принимали более чем сдержанно. А сюрпризы на Берлинале, как правило, преподносят те, чье имя не на слуху. К примеру, иранец Асгар Фархади — лауреат и дважды номинант «Оскара». История его славы началась на Берлинском фестивале в 2011 году, когда фильм «Развод Надера и Симин» получил «Золотого медведя».

Асгар Фархади со статуэткой «Золотого медведя» Берлинале 2011 г. Фото: Richard Hübner / Berlinale

Не нужно бояться и заведомо неудобных фильмов: в том же 2011-м перед показом 146-минутного черно-белого и почти немого фильма венгерского классика Белы Тара «Туринская лошадь» зрители подбадривали друг друга шутками вроде: «Кофе выпил?», «Бутербродами запасся?». В итоге многим показалось, что два с половиной часа для этого мощного медитативного полотна — пожалуй, мало. И — да, это был Гран-при.

Большой звездопад на Берлинале прогнозируют в дни внеконкурсных показов. Эти картины (в числе самых ожидаемых — «Логан» Джеймса Мэнголда, последняя часть приключений Росомахи, и «Т2 Трейспоттинг» Дэнни Бойла, продолжение культового «На игле») за призы не соревнуются, зато притягивают к красной дорожке Театра на Потсдамер плац толпы поклонников. Охотиться за билетами на гала-премьеру или менее ажиотажные повторные показы можно. Вот только большинство этих фильмов скоро выйдет в прокат в Германии, России, да более или менее везде — так что стоит ли?


Основные призы

Все фото: Berlinale

Статуэтки медведей производятся вручную


К тому же в конкурсных программах — все самое свежее, провокационное, шокирующее и актуальное со всех концов света. В главном конкурсе Wettbewerb 20 полнометражных картин соревнуются за «Золотого» и «Серебряных медведей». Пресс-конференции каждого из конкурсных фильмов можно увидеть и услышать на больших экранах около Театра на Потсдамер плац. Не исключено, что в пылу дискуссии кинематографисты переключатся на насущные проблемы и расскажут все, что они думают о сирийской войне, Дональде Трампе, беженцах или террористических атаках.

Берлинале вообще чутко реагирует на колебания новостного эфира: телеоператоры помнят, как несколько лет назад директор фестиваля Дитер Косслик бегал по красной дорожке и, дрожа то ли от холода, то ли от радости, кричал в каждую камеру: «Хосни Мубарак ушел! Йес!»

Митинги в поддержку опальных кинорежиссеров — нередкое явление на Потсдамер плац. Их кино и кино про них — в фокусе особого внимания. В этом году — фильм Аскольда Курова «Процесс: российское государство против Олега Сенцова», о суде над режиссером, обвиненном в подготовке терактов в Крыму.

Премия «Тэдди» — одно из самых красочных шоу фестиваля, специальное жюри отсматривает в ее рамках фильмы с ЛГБТ-тематикой. На снимке чилийский музыкант и режиссер Алекс Анвандтер — лауреат «Тэдди 2016». Фото: Teddy Award

В конкурсе Panorama представлено независимое арт-кино. Сюда отобран новый фильм Резо Гигинеишвили «Заложники». В программе Generation — фильмы для подростков, экспериментальное кино — в секции Forum, работы молодых кинематографистов из Германии — в Perspektive Deutsches Kino.

На Берлинале есть программы короткометражных фильмов Berlinale Shorts, ретроспективных фильмов и киноклассики. Программы, представляющие новые телесериалы или чествующие именитых кинематографистов (в этом году — художника по костюмам Милену Канонеро).

Любимая берлинцами секция — Culinary Cinema: после просмотра художественного или документального фильма на тему еды зрители с теми же билетами (стоят они, правда, несколько дороже обычных) перемещаются в ресторан отведать того, что видели на экране.

Для всех, кому неудобно прокладывать свои ежедневные маршруты через Потсдамер плац, организована программа Berlinale goes Kiez — избранные фильмы фестиваля в районных кинотеатрах.

Ну а в секцию Native, посвященную арктическим странам, отобраны, помимо прочих, документальные фильмы из Якутии («24 снега» Михаила Барынина и «Бог Дьесегей» Сергея Потапова).

На официальном сайте Берлинского кинофестиваля купить билеты возможно, но стоит иметь в виду: они разлетаются как горячие пирожки. Можно запастись терпением и отстоять очередь в официальные кассы, но и здесь не будет гарантии, что билеты на выбранный фильм не раскупили. В любом случае нужно быть готовым к тому, что продают их только на три дня вперед. И еще — если билета на нужный фильм нет, покупайте кота в мешке. Смело. На Берлинале могут быть спорные, неудобные, шокирующие фильмы. Но неинтересные — никогда.


За традиционно роскошные рекламные плакаты Берлинале впору давать отдельную премию их авторам

Все изображения: Berlinale


Читайте также:

Ольга Кузнецова

Берлин


Поделиться
Отправить
Класс