Марлен Дитрих. Путь из Берлина в Берлин
1. Улица Леберштрассе, 65 (Leberstraße 65)
Мари Магдалене Дитрих (Marie Magdalene Dietrich), таково ее настоящее имя, появилась на свет 27 декабря 1901 года на улице Леберштрассе, в доме номер 65, в семье полицейского офицера, красавца и ловеласа Луиса Эриха Отто Дитриха и Вильгемины Элизабеты Йозефины Фельзинг, дочери известного берлинского часовщика. Мари Магдалене была второй, долгожданной дочерью в семье. Ее отец пренебрегал супружескими обязанностями, поэтому, когда она родилась, счастье матери не имело предела. Девочка к тому же была так похожа на папу!
Этот дом существует и сейчас. Войну он пережил, но сильно пострадал, был несколько раз перестроен. Квартира Дитрих в ее довоенном виде, к сожалению, не сохранилась.
2. Улица Потсдамер Штрассе, 116 (Potsdamer Straße 116)
В квартиру, расположенную в доме по этому адресу, семья Дитрих переехала в 1906 году. Здесь к ним часто заглядывала тетя Вэлли, жизнерадостная и элегантная оригиналка, любившая пропустить стаканчик-другой вместе с отцом Марлен. Маленькие племянницы ее боготворили. Однажды тетя Вэлли пригласила в гости к родственникам королевского фотографа, сама подобрала членам семьи наряды, в которых они должны были красоваться на снимках, а девочкам водрузила на головы соломенные шляпки. Так появились самые известные детские фотографии Марлен Дитрих.
3. Площадь Барбароссаплац, 5. Школа для девочек им. Августы-Виктории (1907-1915), сегодня Народный университет Шенеберг (Barbarossaplatz 5. Auguste-Viktoria-Mädchenschule / Volkshochschule Schöneberg)
Учеба давалась Лене, как называли ее домашние, легко. В классе она держалась особняком, казалось, ничего не доставляло ей в школе особой радости. Любила французский и свою учительницу французского языка. Домашние задания выполняла с легкостью, поэтому оставалось много времени для занятий теннисом, фортепиано, скрипкой и гитарой.
Собственное имя Мари Магдалене не нравилось, оно напоминало ей о церкви и святых. Зачастую, когда учительницы не было поблизости, она выводила в школьной тетради другие вариации собственного имени, так из MarieLenе в конце концов получилось Marlene (Марлен). С одиннадцати лет она заставила себя так называть всех своих знакомых. И только дома она навсегда осталась Леной.
4. Улица Акациеналлее, 48 (Akazienallee 48)
Вестэнд (Westend) – тогда зеленый респектабельный район, застроенный виллами. В семье появилась собака, обожавшая Лену, а та, в свою очередь, обожала ездить по Вестэнду верхом в сопровождении своего лохматого друга.
Переезд в этот район отнюдь не был связан с соображениями комфортности. Там рядом находилась клиника Dr. Weilers Kuranstalten, где лечился больной сифилисом отец Марлен. Там он и умер.
5. Улица Тауентциенштрассе, 13 (Tauentzienstraße 13)
После смерти мужа Йозефине Дитрих с дочерьми пришлось сменить квартиру на более дешевую, ведь жили они только на пенсию, оставшуюся от супруга. Несмотря на стесненность в средствах, вдова считала, что ее дочери непременно должны получить хорошее образование, поэтому девочки продолжали заниматься музыкой и французским на дому.
Мать приучила девочек к строгому режиму и дисциплине, к обязанности ухаживать за собой. В своих воспоминаниях Дитрих писала, что она до 16 лет каждый день ложилась спать в половине девятого вечера.
Родительница собственноручно мыла светло-рыжие волосы Марлен, добавляя фруктовый уксус в шампунь. Позже, когда Марлен училась в Веймаре в музыкальном училище, мама специально приезжала к ней каждые три недели, чтобы устроить дочери банный день и помыть ей голову с уксусом.
Матери Марлен обязана не только красивыми волосами, но и красивыми ногами. Сапожки на шнурочках каждый день затягивались туго-натуго. Результат — изящные голени, вызывавшие восхищенные взгляды мужчин, и проблемы с кровообращением.
6. Площадь Ноллендорфплац, 5. Зал Моцарта (Nollendorfplatz 5, Mozartsaal)
Марлен росла хулиганистой девчонкой, любившей носить брюки и флиртовать с мальчишками. Но ее первой настоящей любовью стала женщина, звезда немого кинематографа Хенни Портен (Henny Porten). Марлен тратила на подарки актрисе все свои карманные деньги и следовала за ней по пятам. Однажды в день рождения Хенни Портен шестнадцатилетняя Марлен встала под ее окнами и заиграла на скрипке. Актриса растрогалась и пригласила свою поклонницу в дом.
В зале Моцарта (сегодня Metropol-Goya) проходили премьеры фильмов. Марлен была завсегдатаем этих мероприятий, стараясь каждый раз хоть на шаг приблизиться к предмету своего обожания. Тогда Дитрих и представить себе не могла, что десять-пятнадцать лет спустя в этом зале с большим успехом будут проходить премьеры кинолент с ее собственным участием.
7. Улица Гаштайнер Штрассе, 23. Гимназия им. Виктории-Луизы, сегодня гимназия им. Гете (Gasteiner Straße 23. Viktoria-Luise-Schule / Goethe-Gymnasium)
В 1917-1919 годах Марлен посещала гимназию. Больше всего в этом возрасте ей нравилось не учиться, а целоваться! О своей ранней, но уже необузданной чувственности она написала в дневнике:
«Я так легко даю себя целовать… И мне не стыдно. Целоваться для удовольствия, а не для замужества! Боже, возьмет ли меня кто-нибудь такую замуж? Да, скорей бы меня кто-нибудь уж взял, пока у меня еще есть силы говорить «нет».
Когда Марлен совсем повзрослела и превратилась в супер-звезду экрана, привычку говорить «нет» она оставила в прошлом. У нее была масса возлюбленных — как мужчин, так и женщин.
8. Улица Шуманштрассе, 13а. Немецкий театр (Schumannstraße 13a. Deutsches Theater)
Проучившись пару лет в Веймаре в Высшем музыкальном училище по классу скрипки, Марлен заработала воспаление сухожилия в руке, о карьере скрипачки ей пришлось забыть.
Она решила пойти по стопам властительницы своих дум и отдать себя актерскому мастерству. Прослушивание в Немецком театре оказалось успешным, и Марлен поступила на работу в театр, сначала довольствуясь лишь маленькими ролями. Незначительные роли ей удавалось ухватить и в кино.
Мать ее увлечение театром совсем не устраивало — Йозефина мечтала, чтобы дочь как можно скорее вышла замуж за представителя приличного круга и забыла про свои актерские будни.
И «приличный» мужчина вскоре появился. Его звали Рудольф Зибер (Rudolf Sieber), он стал первым и единственным законным мужем Марлен. Но круга он был того же самого, творческого — Рудольф являлся директором картин на киностудии. Отчасти благодаря ему Марлен стала знаменитой кинодивой.
Они развелись через несколько лет, но Рудольф на всю жизнь оставался ее другом, советником и главным бухгалтером.
9. Мемориальная церковь кайзера Вильгельма на площади Брайтшайдплац (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche am Breitscheidplatz)
Марлен и Рудольф обвенчались в Гедехтнискирхе 14 мая 1923 года. Устроить это было не
Марлен отбила своего Руди у его возлюбленной Евы Май (Eva May), с которой он был помолвлен. После их свадьбы Ева перерезала себе вены.
10. Проспект Бундесаллее, 54 (Bundesallee 54)
В этом доме Марлен и Рудольф снимали квартиру на верхнем этаже с 1925 по 1930 год. Здесь у них родилась дочка Мария Рива (Maria Riva). Родители наняли ребенку гувернантку, русскую танцовщицу Тамару Матул (Tamara Matul), которая вскоре стала любовницей Руди.
Брак Марлен и Рудольфа вообще был свободным — и у него, и у нее были связи на стороне. Супруги были в курсе похождений друг друга, что совершенно не мешало им продолжать жить под одной крышей, периодически приводя в общий дом любовников и любовниц.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
11. Улица Моцштрассе, 24. Клуб «Эльдорадо» (Motzstraße 24. Eldorado)
В те времена по этому адресу в Берлине находился травести-клуб, ресторан для богемы. Мужчины приходили в него в вечерних платьях, а женщины — в мужских костюмах.
Экстравагантные подруги давали публике многочисленные поводы посудачить о жизни Марлен, отчего дива приобретала все большую известность.
12. Набережная Шиффбауэрдамм, 25. Театр комедии. (Schiffbauerdamm 25. Komödienhaus)
Кусочек Бродвея в Берлине. В 1928-м Марлен танцевала там в кордебалете, где приобрела титул обладательницы самых красивых ног в Берлине. В то время она также снималась в кино и рекламе и уже неплохо зарабатывала. Марлен принимала участие и в других (как правило музыкальных) постановках берлинских театров. Тогда же Дитрих начала петь.
В одном из таких ревю Марлен Дитрих открыл для себя Джозеф фон Штернберг (Josef von Sternberg), известный американский кинорежиссер австрийского происхождения, приехавший в Берлин, чтобы снимать фильм «Голубой ангел» (Der blaue Engel) по роману Генриха Манна «Профессор Гнус» (Professor Unrat).
Штернберг выбрал Марлен на роль певички, девицы легкого поведения Лолы. Попав к Штернбeргу, Марлен сделала шаг к своему бессмертию.
13. УФА — киностудия Бабельсберг (UFA — Filmstudio Babelsberg)
Сегодня на киностудии Бабельcберг в Потсдаме имя Марлен Дитрих носят самая большая ее улица и самый крупный павильон.
А в 1929 году никому не известная актриса Дитрих пришла на кинопробы и покорила режиссера своей открытостью, непосредственностью, музыкальностью и, конечно, фигурой. Ей предстояло сыграть главную женскую роль в «Голубом ангеле».
Главную мужскую роль исполнял Эмиль Яннингс (Emil Jannings), очень известный тогда актер. Эксцентричный Яннингс невзлюбил Дитрих с самого начала, считал ее простушкой, недостойной участия в фильме наравне с ним. Ему больно было наблюдать, как под руководством Штернберга «простушка» превращается в диву экрана.
В один из съемочных дней на площадке присутствовал автор литературной основы фильма Генрих Манн (Heinrich Mann). Яннингс подошел к нему в надежде услышать комплименты в свой адрес, но Манн лишь сказал:
«Господин Яннингс, фильм этот своим успехом будет обязан в первую очередь голым лодыжкам госпожи Дитрих».
Нервы кинозвезды совсем сдали однажды во время съемок сцены ревности, когда герой Яннингса должен был душить свою подружку. Актер так разошелся, что его пришлось оттаскивать от Марлен, а на ее шее остались синяки.
Песни из этого кинофильма, которые хриплым голосом исполняла Марлен: «Я – бесшабашная Лола» (Ich bin die fesche Lola) и «Я с головы до пят настроена на любовь» (Ich bin von Kopf bis Fuß auf Liebe eingestellt) стали мировыми хитами и превратили Марлен Дитрих в секс-символ тридцатых годов.
За фильм Дитрих получила гонорар в 20 000 марок, Яннингс в десять раз больше. Для сравнения, зарплата рабочего в то время составляла 70 марок в неделю.
«Голубой ангел» вошел в классику немецкого и мирового кинематографа.
1 апреля 1930 года в кинотеатре Gloria-Palast состоялась его премьера. Сразу же после премьеры Марлен Дитрих на улице ожидал грузовик с ее чемоданами, старым фортепиано и граммофоном. Дитрих увозили в Бремен, откуда она в этот же день уплыла на корабле в Америку. В кармане у актрисы лежал контракт с киностудией Paramount Pictures на семь лет.
Жить в Берлин актриса больше не вернулась.
14. Улица Будапештер Штрассе, 2. Гостиница Интерконтиненталь (Budapester Straße 2, Intercontinental)
В 1939 году Марлен Дитрих демонстративно отказывается от немецкого гражданства и принимает гражданство США. Во время войны она активно поддерживает американских солдат, ездит на фронт с концертами. Ее отношение к фашизму было однозначным и непримиримым.
Работать в Берлин Дитрих вернулась в первый раз через 30 лет, в апреле 1960 года. Остановилась в гостинице Хилтон (сегодня Интерконтиненталь). С ее родного города начиналось европейское турне актрисы. Отношение к ней земляков было недружелюбным. Немцы не хотели простить ей того, что она отказалась от немецкого гражданства и «пела для америкосов», ее считали предательницей родины.
15. Улица Гутсмутсштрассе, 27. Концертный зал Titania-Palast (Gutsmuthsstraße 27)
Немецкая публика и пресса восприняли выступления Дитрих неоднозначно: одни восторгались, другие стояли на улице с плакатами «Marlene go home!». Концерты в Titania-Palast 3 и 5 мая 1960 года прошли в полупустых залах. Причиной тому, однако, было не только неприятие публики, но и высокие цены на билеты.
16. Площадь Джона Кеннеди, 1. Ратуша Шенеберга (John-F.-Kennedy-Platz 1. Rathaus Schöneberg)
В ратуше района Шенеберг в те годы располагалось правительство Западного Берлина. Здесь ее 4 мая принимал сам Вилли Брандт (Willy Brandt), тогдашний канцлер ФРГ, с которым она подружилась на всю жизнь.
17. Кладбище на улице Штубенраухштрассе, 43-45 (Friedhof in der Stubenrauchstraße 43-45)
Ратуша Шенеберга находится совсем недалеко от дома, где родилась Марлен Дитрих. В нескольких километрах от него расположена и ее могила. Актриса хотела быть похороненной в родном городе, рядом с матерью. Марлен умерла в своей квартире в Париже 6 мая 1992 года, а 16 мая ее тело предали земле на кладбище на улице Штубенраухштрассе.
На скромном надгробном камне Марлен Дитрих начертана цитата из стихотворения немецкого поэта Карла Теодора Кернера (Karl Theodor Körner) «Прощание с жизнью»:
„Hier steh ich an den Marken meiner Tage“
(Здесь я стою, у грани своих дней)
18. Аллея звезд (Boulevard der Stars)
Отношения Марлен и ее родного города и после ее смерти остаются до конца не выясненными.
В день ее столетия, в 2001 году, руководитель администрации Сената Берлина Андреас Шмиц (Andreas Schmitz) от имени города принес официальные извинения за уничижительные высказывания в ее адрес в послевоенное время и говорил о том, как мало земляки ценили и ценят заслуги актрисы в борьбе с фашизмом. А год спустя ей было посмертно присвоено звание почетного гражданина Берлина.
В 2010 году на Аллее звезд немецкого кино у музея телевидения и кинематографии была открыта звезда Марлен Дитрих.
Свои мемуары Марлен Дитрих назвала «Я, слава богу, берлинка» (Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin). Берлину посвящены многие ее песни. В том числе и «Я оставила в Берлине чемодан…»
В Берлин она всю жизнь стремилась вернуться, любя его и ненавидя одновременно.
Ich hab noch einen Koffer in Berlin,
deswegen muss ich nächstens wieder hin.
Die Seligkeiten vergangener Zeiten
sind alle noch in meinem kleinen Koffer drin.Wunderschön ist’s in Paris auf der Rue Madelеine.
Schön ist es, im Mai in Rom durch die Stadt zu gehen,
oder eine Sommernacht still beim Wein in Wien.
Doch ich denk, wenn ihr auch lacht, heut’ noch an Berlin.· · ·
Я оставила в Берлине чемодан,
И мне очень туда нужно, ведь он там.
Все блаженство прошлой жизни в нем,
В маленьком берлинском чемодане моем.Хороша в Париже Rue Madelеine,
В мае Рим так манит вязью своих стен,
В Вене ночью томной сладко пить вино,
Будете смеяться, но мне снится одно:
Берлин.
Берлин, конечно,
«Золотые 20-е»: Берлин означал — мальчики →
Какой был тот Берлин, о котором ностальгически пела Марлен Дитрих, уехав в США, — Ich habe noch einen Koffer in Berlin? Мы можем представить его по старым фотографиям, архивным документальным фильмам, художественным кинолентам и… виртуальным видеоклипам, которые придумывают «жители» трехмерной онлайн-вселенной Second Life. Завораживающая историческая «симуляция» Джо Ярдли и Пепы Кометы сопровождается той самой песней в исполнении Марлен Дитрих.
Видео: Путешествие по виртуальному Берлину 1920-х годов под песню Марлен Дитрих →
Читайте также:
Берлин