Kindertransport: поезд длиною в жизнь

Семь бронзовых детей ежедневно встречают пассажиров у станции Берлин-Фридрихштрассе. С одной стороны — как будто более светлые, с высоко поднятыми головами мальчик и девочка куда-то идут с чемоданом и игрушками в руках. С другой — еще пятеро потерянных, сникших детей бесцельно бредут, бросив бесполезный багаж. Кажется, что эти пятеро потемнели от горя, они, как маленькие старички, немного сгорблены, а взгляды их устремлены вниз: смотреть вдаль нет смысла — ее нет, как и нет будущего.

Это скульптурная композиция израильтянина Франка Майслера (Frank Meisler), называется она «Поезда жизни — поезда смерти» (нем. Züge ins Leben – Züge in den Tod) и посвящена спасательной операции Kindertransport.

«Киндертранспорт» — это разлученные семьи, поломанные судьбы, изувеченная память и искалеченные души. Но самое главное, «Киндертранспорт» — это более 12 тысяч спасенных жизней тех, кому судьба уготовила участь задохнуться в печах Освенцима и других лагерей смерти.

Через пять дней после еврейских погромов, прокатившихся по нескольким европейским странам в ночь с 9 на 10 ноября 1938 и вошедших в историю под названием «Хрустальная ночь», делегация британских еврейских лидеров обратилась лично к премьер-министру Великобритании Невиллу Чемберлену с просьбой о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих.

К тому времени граждане еврейского происхождения попали под Нюрнбергские расовые законы и были ограничены в правах. Многие уже понимали — это только начало, дальше будет хуже. И тогда евреи решили, что нужно попробовать спасти хотя бы детей…

Британские власти просьбу удовлетворили, а тамошняя пресса обратилась к гражданам с призывом временно взять на попечение еврейских детей.

Операция «Киндертранспорт». Прибытие польских детей еврейского происхождения в Лондон, февраль 1939 года. Фото: Bundesarchiv

Операция «Киндертранспорт». Прибытие польских детей еврейского происхождения в Лондон, февраль 1939 года. Фото: Bundesarchiv

Только в первые дни откликнулось более 500 семей. Таким образом дети-евреи из Германии, Австрии, Чехии, Польши и вольного города Данцига нашли свое спасение в Соединенном Королевстве. Большинство детей пережило войну, но лишь очень немногие воссоединились с родителями, так как часто эти дети были единственными, оставшимися в живых из своих семей, уничтоженных Холокостом.

Каждую неделю в течение девяти месяцев на запад с вокзала Фридрихштрассе уходили поезда с тремя с половиной сотнями детей, многие из которых после войны остались сиротами и больше не вернулись в Германию. Отсюда, в частности, уехал и первый состав «Киндертранспорта» 30 ноября 1938 года. Отсюда уехал и последний — в августе 1939-го. К тому времени в стране просто не осталось свободных вагонов, вермахт готовился к большой войне.

Если быть точнее, поезда отъезжали от вокзала Шлезишер Банхоф (сейчас он называется Остбанхоф), а на Фридрихштрассе к ним цепляли дополнительные вагоны с детьми. Детям запрещалось выходить из вагонов по пути следования. Дорога в порт Куксхафен (Роттердам) занимала полтора дня.

Мемориал «Поезда жизни — поезда смерти» (Züge ins Leben – Züge in den Tod) у вокзала Berlin-Friedrichstraße. Фото: Николай Мясников | «Живой Берлин»

Инициатором создания памятника спасательной операции, открытого 2 августа 2008 года, стала берлинская организация Kindertransport 1938-1939. Вот уже много лет ее возглавляет жительница немецкой столицы Лиза Бехнер (Lisa Bechner).

Когда-то давно, учась в Лондоне, молодая берлинка, в которой, кстати, нет ни капли еврейской крови, узнала про «Киндертранспорт» от своей преподавательницы — весной 1939-го та ребенком была вывезена из Германии в Англию и выросла в британской семье. Фрау Бехнер была поражена ее рассказами, но еще более удивилась тому, что никогда и ни от кого не слышала про операцию «Киндертранспорт».

Тема так захватила Лизу Бехнер, что вот уже много лет она изучает историю этой еврейской трагедии и занимается общественной деятельностью, связанной с увековечиванием памяти спасательной операции.

«Мы сотрудничаем с очевидцами, устраиваем встречи в школах, я выступаю с лекциями в различных учреждениях, знакомлю людей с историей «Киндертранспорта» и его участников», — рассказывает Лиза Бехнер.

Как правило, говорит она, это очень грустные и невероятно трогательные истории. Самым маленьким детям, отправленным в Англию, было по три месяца, а самым старшим — семнадцать лет. Родители могли отправить только одного ребенка из семьи. Пограничники очень интенсивно обыскивали детские чемоданы. Дети имели право взять с собой лишь десять рейхсмарок и немного игрушек. Часто пограничники отбирали у детей какие-то вещи, например, альбомы с почтовыми марками и деньги…

«В будущем мы хотим организовать ночное освещение памятника, — делится планами фрау Бехнер. — А также подумываем над киносценарием на эту тему — люди должны знать и помнить, как это было».

На открытие памятника у станции Фридрихштрассе в ноябре 2008 года — через 70 лет после отправления первого поезда — приехали около сотни доживших до этого дня спасенных детей и их потомков. К слову, еще один памятник спасательной операции, автором которого также является Франк Майслер (Frank Meisler), уроженец Германии и ребенок «Киндертранспорта», стоит в Лондоне у вокзала Ливерпуль-стрит — именно туда приходили поезда со спасенными еврейскими детьми.

Фото: Википедия

Скульптура Kindertransport у вокзала Ливерпуль-стрит в Лондоне. Фото: Википедия


Читайте также:

Мария Павлова

Берлин


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс