Как Вертхайм и Карштадт боролись с тетушкой Эммой. Из истории универсальной торговли Германии

Битва больших универсальных магазинов друг с другом и с мелкими лавочниками началась более века назад, но с ее последствиями мы сталкиваемся до сих пор. Вы знаете, почему магазины в Германии не работают по воскресеньям? Рассказываем.


Помните ли вы роман Эмиля Золя «Дамское счастье» и его предприимчивого главного героя, господина Октава Муре? Трудно назвать другое литературное произведение, более детально демонстрирующее читателю становление универсальной торговли и нащупывание ею, шаг за шагом, тех рычагов, которые заставят покупателя распорядиться своими средствами так, как хочет продавец.

У героя романа есть реальный прототип — легендарный Аристид Бучико (Aristide Boucicaut), создатель парижского универсального магазина «Le Bon Marche». Он был настоящим реформатором торгового дела и изобрел те механизмы, которые используются и по сей день: широта ассортимента (зачем идти в разные магазины, если все, что вам нужно, есть у нас?), доступность цен (и даже искусственное их занижение на один-два продукта, пусть они будут проданы по себестоимости и даже с убытком, но зато покупатель сметет с прилавков и другие товары, не сомневаясь, что и они здесь дешевле, чем у конкурентов), понижение доли прибыли с каждой продажи и за счет этого резкое увеличение ее объема, сезонные распродажи, роскошные витрины, море света, доставка покупок на дом, обмен купленных товаров на другие по желанию покупателя.

Все и не перечислить, до чего додумался господин Бучико, но, безусловно, главным его нововведением стали твердые цены и моментальная оплата наличными. Ранее цену по своему усмотрению и исходя из платежеспособности покупателя назначал продавец, затем начинался неизбежный торг. Теперь твердые цены были обозначены для всех, не взирая на доходы и положение в обществе, а вырученная за день звонкая монета тут же пускалась в оборот. Здесь же, в магазине, можно примерить обновки, а если вы сегодня не настроены ничего покупать — заходите все равно, можно ведь просто посмотреть.

Французская идея быстро завоевывает мир, и Германия не остается в стороне. В 1856 году в маленьком городке недалеко от Висмара на севере Германии появляется на свет Рудольф Карштадт. А годом спустя в семье торговцев из Штральзунда Абрама и Иды Вертхайм рождается сын Георг. Таким образом оба основоположника универсальной торговли в Германии родились на севере страны, где за шесть веков до этого зародилась Ганзейская торговля.

rudolph-karstadt-georg-wertheim-web

Рудольф Карштадт (слева) и Георг Вертхайм

Для обоих торговое дело было привычным. И для обоих настал тот момент, когда им стало тесно в рамках семейных традиций и захотелось внедрить в жизнь новые приемы. Как и во Франции, приемы эти работали безотказно — твердые цены, оплата наличными и возможность обменять купленный товар привлекают все больше и больше покупателей.

За первым магазином следует второй, третий. К 1920 году Рудольф Карштадт, начавший со стартового капитала в 1000 талеров и одного магазина, где работал один-единственный служащий, уже владеет тридцатью магазинами по всей Германии. Общий капитал компании к этому времени равен 150 миллионам марок. Появляются новые усовершенствования: прямые закупки и даже собственное производство.

Wismar_Karstadt_2006-web

На месте самой первой своей маленькой лавочки в Висмаре Карштадт в 1908 году построил новое здание в стиле модерн (фото 2006 года)

Не отстает и Георг Вертхайм, открывая один магазин за другим. Главная битва между титанами универсальной торговли разворачивается в столице страны, Берлине. Стремясь затмить конкурента, Георг Вертхайм начинает строить гигантский «кафедральный собор коммерции» (опять цитируем Золя), и в 1897 году на Лейпцигер-плац открывается самый большой на тот момент универсальный магазин Европы. Архитектор Адольф Мессель, смело смешивая античность, барокко и ренессанс, создает настоящее чудо, со стеклянным куполом, гигантскими витринами и современными лифтами. Три тысячи двести (!) продавцов обслуживают бессчетное количество покупателей. На 1913 год концерн Вертхайма — официально крупнейший в Германии.

И только новое чудо Берлина — знаменитый KaDeWe, долгие годы служивший символом западного изобилия и до сих пор привлекающий туристов, — затмило своих предшественников.

Универсальный магазин Вертхайма на Лейпцигер-плац (20-е годы XX века). На фото справа — интерьер магазина

Проигранная Первая мировая война, экономическая слабость Веймарской республики, растущая инфляция — для универсальной торговли наступают сложные времена. К 1932 году Рудольф Карштадт объявляет себя банкротом и выходит из дела.

Чем дальше, тем громче звучат новые голоса — универсальная торговля объявляется «еврейским изобретением», под бойкот больших магазинов подводится политическая база. Действительно, среди основоположников и акционеров крупнейших торговых домов много евреев, пропаганда активно призывает население «возвращаться к корням» и покупать у «своих», мелких торговцев и лавочников.

В 1933 году принимается закон «О защите мелкой розничной торговли», с последствиями которого мы имеем дело до сих пор. Защиты требует «тетушка Эмма» — так в Германии принято называть хозяйку небольшой лавочки, предлагающей всякую всячину жителям соседних домов. Тетушка Эмма не может работать поздно вечером, потому что ей надо позаботиться о своей семье. И, конечно, она не может работать в воскресенье, так как ей надо побывать в церкви и заниматься домом. Тетушку Эмму надо спасать от наступления безликих универсальных монстров.

IMGP0499_tante_emma_web

Лавка «тетушки Эммы» в наше время (Берлин-Панков)

О том же пишет и Золя, с грустью показывая, как один за другим закрываются небольшие магазинчики, уступая место витринам господина Муре. Там и выбор больше, и качество не хуже, а цены гораздо ниже.

Но отказаться от универсальной торговли совсем оказывается невозможно, и в том же 1933 году концерн Карштадта получает щедрый кредит от новых властей. Вертхайм держится до 1937 года, но затем и он вынужден уступить контрольные пакеты акций чистокровным арийцам, его предприятие продолжает существовать, но объявляется немецким. Георг Вертхайм разводится с женой, чтобы защитить ее от преследования, и умирает от воспаления легких в 1939 году. Ненамного переживает его и Рудольф Карштадт — он умирает в Шверине в 1944-м.

От редакции

Регулирование часов работы магазинов появилось в Германии задолго до Карштадта и Вертхайма. Но до конца XIX века правила были достаточно просты: лавку разрешалось открывать по наступлении 5 часов утра, а закрывать никак не позже 11 вечера. С появлением торговых домов, усилением влияния профсоюзов, а также при поддержке церкви к началу XX века регулирование стало жестче: как минимум один выходной день в неделю, обычно воскресенье, и часы работы с 7 утра до 7 вечера. Нацисты сократили время торговли еще на полчаса в будни, а по субботам закрывать магазины стало нужно уже в 2 часа дня.

Такое положение дел сохранялось практически неизменным почти до наших дней. Исключением стало введение сначала так называемой «длинной субботы» — работа до 6 часов вечера 4 раза в год, а затем «длинного четверга» — до половины девятого вечера еженедельно. И лишь сравнительно недавно, в 2006 году, федеральное правительство передало право регулирования времени работы магазинов в ведение отдельных земель. Это решение наконец-то позволило большинству магазинов быть открытыми с самого утра до позднего вечера шесть дней в неделю. Воскресенье так и остается выходным днем, кроме нескольких в году «воскресений открытых магазинов» (Verkaufsoffene Sonntage). В Берлине, к примеру, таких дней восемь, и все они указаны в нашем календаре.

Но однажды основанное большое дело всегда живет дольше, чем его основатель. И неизбежно продолжается конкурентная борьба. Берлинцы еще помнят последний магазин Вертхайма на Курфюрстендамме, окончательно ставший «Карштадтом» после ремонта 2008 года.

Kurfuerstendamm_Wertheim_2003-web

Последний магазин Вертхайма в Берлине, ставший Карштадтом в 2008 году (большое серебристое здание справа от центра, фото 2003 года)

Концерн «Карштадт» успел несколько раз сменить инвесторов и владельцев. А в сентябре 2006 года на Потсдамер-плац демонстративно выходит с фирменным пакетом магазина «Вертхайм» пожилая женщина, Барбара Принцип. Живущая в Америке наследница начала дело против концерна Karstadt-Quelle, требуя возврата незаконно конфискованной собственности ее семьи, в том числе земельных участков, самый дорогой из которых как раз на той самой Потсдамер-плац и находился. Сегодня на нем построены две пятизвездочные гостиницы, жилой комплекс, торговый и офисный центр. Сумма претензий составляет 145 миллионов евро.

Но, похоже, ни реституционные скандалы, ни ослабление евро, ни повсеместное наступление интернет-торговли не способны отвадить нас от посещения универмагов. И мы, привлеченные очередной распродажей, нет-нет да и летим опять на свет, в гостеприимно распахнутые стеклянные двери, туда, где радостная сутолока и приятное оживление. И потом, возвращаясь домой с грудой ярких пакетов, недоумеваем, как это мы опять умудрились столько всего накупить? Ведь мы хотели просто посмотреть…

Об авторе
Анна Елизарова

Анна Елизарова

Профессиональный гид из Ганновера. Работает по всей Германии и многим странам Европы. Вместе с мужем, Евгением Боневым, разрабатывает и сопровождает групповые и индивидуальные туры на любой вкус: познавательные, деловые, гурманские, для детей и взрослых.

www.guide-europa.de
Skype: anna.elizarova
Телефон: + 49 171 422 00 24

Ссылки:

Анна Елизарова

Ганновер


Поделиться
Отправить
Класс