Приехали: спета последняя опера Volkswagen Phaeton

В марте 2016 года в Дрездене закрыли «Стеклянную мануфактуру» (Gläserne Manufaktur), в здании которой не только создавались представительские автомобили Volkswagen Phaeton, но и проводились симфонические и оперные концерты. Да и сам процесс сборки напоминал театральную постановку.

VW-4-1200

Фото: пресс-служба Volkswagen AG

Далеко не каждый член совета директоров Volkswagen мог бы однозначно ответить на вопрос, зачем концерну понадобилось создавать авто премиум-класса Phaeton. Ведь Volkswagen не только выпускает «народные автомобили», но и уже владеет такими люксовыми марками, как Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, производит мотоциклы Ducati, а также автомобили Audi, Seat, Škoda и грузовики MAN и Scania.

Ответ, видимо, кроется в постоянном стремлении самого народного автомобиля повысить свой класс, не удовлетворяясь скромной ролью «майского жука».

От жука до фаэтона

Идея создания народного автомобиля принадлежала Адольфу Гитлеру. Volkswagen задумывался как немецкий аналог машины Форд, доступной для каждой рабочей семьи. Его цена не должна была превышать 1000 рейхсмарок, а салон — вмещать в себя несколько человек. Заказ на разработку получил немецкий конструктор Фердинанд Порше, которому удалось воплотить в жизнь большинство озвученных требований. Проект заработал на всех оборотах. В Нижней Саксонии был построен город-завод Вольфсбург, до сих пор остающийся «столицей» концерна.

volkswagen-beetle-web

Volkswagen Käfer (англ. beetle, рус. жук)

После войны Volkswagen довольно быстро избавился от контроля союзников и наладил производство знаменитых «жуков», ставших символом мирного времени. И все же, он был лишь одним из многих немецких автопроизводителей. В начале 1970-х годов дела концерна шли не очень хорошо, однако появление новой модели Golf изменило все.

Golf, а затем Polo и Passat совсем не походили на «жуков». Консерваторы, привыкшие к округлым формам народного автомобиля, называли их поначалу квадратными мыльницами. Тем не менее большинство покупателей восприняло новые модели с восторгом, ведь Golf и Polo имели более высокий представительский класс — так называемый гольф-класс, родоначальниками которого и стали, — сохраняя при этом вполне доступную цену. Кроме того, модели Volkswagen отличало низкое потребление бензина. В 1973 году разразился всемирный нефтяной кризис, и в ФРГ на выходных даже останавливалась работа транспорта. Продажи экономичных «народных автомобилей» взлетели на небывалую высоту, превратив концерн в абсолютного лидера европейского рынка.

В 1999 году, впервые за свою почти 70-летнюю историю, Volkswagen решил утвердиться и в категории представительского класса F, приступив к производству седана класса люкс Phaeton. Усилить позиции новой модели должна была дрезденская «Стеклянная мануфактура» (Gläserne Manufaktur).

VW-3-1200

«Стеклянная мануфактура» (Gläserne Manufaktur) концерна Volkswagen в Дрездене. Фото: пресс-служба Volkswagen AG

Создание автомобиля — тоже изящное искусство

«Стеклянная мануфактура» — это не только завод, но еще по совместительству театр, музей и ресторан. Сборка люксовых автомобилей происходила буквально на глазах у всего мира, ведь любой желающий мог наблюдать за процессом через стеклянные стены завода. Тем самым Volkswagen наглядно убеждал всех в прозрачности своей деятельности. В здании регулярно проводились экскурсии, работали рестораны. На фоне заводских конструкций давались концерты симфонической музыки и даже оперы.

Частично «фаэтоны» собирались вручную, что предполагает очень высокую квалификацию персонала. Всего на заводе работало более 500 человек. Детали переносились роботами или передвигались на специальных платформах по деревянному полу сборочных цехов, а доставлялись на завод особыми грузовыми трамваями. Увиденное действительно можно было бы расценить как театральную постановку.

Сама идея сборки машин в стеклянных стенах играла важную роль в выборе «фаэтона» покупателями. 80% из них предпочитали забирать свое сокровище именно в здании завода.

Другим важным моментом была «реклама» автомобиля политиками, с которыми Volkswagen связан очень тесными отношениями. Так, Герхард Шредер во время своего пребывания на посту канцлера даже ввел моду на «фаэтоны» в правительственном кругу.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Теперь в немецкой прессе звучит немало насмешек по поводу неудачного названия продукта. По легенде Фаэтон был сыном Зевса, который украл солнечную колесницу отца, но не справился с ее управлением, вызвав тем самым на земле катастрофический пожар.

Впрочем, с технической точки зрения Phaeton — первоклассная машина, созданная на основе Audi и Bentley, и сопоставимая с последними моделями BMW и Mercedes-Benz. Существуют два варианта кузова: «короткий» (5060 мм) и «длинный» (5180 мм) с четырьмя возможными типами моторов — три на бензине и один на дизельном топливе.

Внешне Phaeton отличает сочетание матового и глянцевого хрома. В салоне также используются только дорогие материалы. Автомобиль оснащен доступом в интернет, и готов в любой момент предоставить информацию не только о ближайшем ресторане, но и, например, о местоположении кабинета зубного врача. Владелец не должен следить за переключением ближнего и дальнего света фар, поскольку дальний свет этой машины не ослепляет встречных водителей.

Тем не менее, рядовые немецкие покупатели не спешили отдавать «фаэтону» свои сердца и, главное, кровно заработанные сбережения. Им было совершенно непонятно, зачем платить 70 тысяч евро за «народный лимузин» вместо настоящего «мерседеса», BMW или, на худой конец, Audi.

Эти сомнения разделяли и многие акционеры компании, в первую очередь, и сам шеф Porsche, Вольфганг Порше, публично недоумевавший, зачем вообще нужен Volkswagen Phaeton, если уже существует Audi A8. Скрытое недовольство акционеров было настолько сильным, что Вольфганг Порше решился на захват власти в совете директоров Volkswagen.
Впрочем, для него Phaeton послужил скорее предлогом.

Дело в том, что тогдашний руководитель Volkswagen AG Фердинанд Пиех и Вольфганг Порше приходятся друг другу двоюродными братьями, семьи которых более полувека находятся в непримиримой вражде. Убыточное производство «фаэтона» привело к открытому столкновению кланов, в результате чего в 2009 году концерн Volkswagen поглотил Porsche. Решающую роль в победе клана Пиех сыграло вмешательство Ангелы Меркель. По всей видимости в правительственных кругах серьезно сомневались в том, что семья Порше, создающая элитные автомобили, сможет перенять дела империи Volkswagen. Вместе с тем стоит отметить, что канцлер Меркель выбрала для себя именно Audi A8.

А продажи «фаэтона» продолжали буксовать. Так, в наиболее удачном 2011 году было произведено 11 тысяч машин, из которых в Германии смогли продать лишь около 2400. К 2015 году производство упало до 1900, а сбыт на родине до 1400 штук.

Всего же было выпущено 75 тысяч «фаэтонов», причем большинство из них распроданы в Китае, — традиционном рынке сбыта концерна. Еще во времена победоносного шествия «гольфа» менеджеры компании отмечали, что китайцам больше всего подошли бы «автомобили с головой дракона, мускулистым туловищем и длинным хвостом». Другими словами, «фольксвагены» были слишком скромны для китайского менталитета, и их даже приходилось модифицировать и удлинять с учетом требований рынка. Phaeton вполне отвечал всем ожиданиям Поднебесной, но и этих продаж стало недостаточно.

DB2013AU01335_web-full

Фото: пресс-служба Volkswagen AG

По всей видимости, руководство Volkswagen AG делало ставку на свои неисчерпаемые ресурсы. Известно, что репутация автомобиля представительского класса растет значительно медленнее по сравнению с машинами эконом-класса. И концерн был готов к забегу на длинную дистанцию. Однако, оглушительный скандал с дизельными двигателями концерна 2015 года обернулся для его репутации катастрофой. Теперь даже дрезденская «Стеклянная мануфактура» не могла никого убедить в прозрачности компании.

В ближайшее время Мануфактура будет переоборудована в музей, а в 2019 она вновь заработает как завод уже по созданию элитарных электромобилей.


Ссылки:

Елена Лавин

Берлин


Поделиться
Отправить
Класс