Автомобильная Саксония

На протяжении многих десятилетий шильдик «Made in Germany» заставляет учащенно биться сердца людей, связанных с миром моторов. Немудрено — страна может похвастаться легендарным автомобильным прошлым, талантливыми инженерами, гениальными дизайнерами и успешными топ-менеджерами.

Германия имеет свои центры автомобильной промышленности. Одним из них является Саксония — федеральная земля, подарившая миру такие бренды как Auto Union, Horch, Trabant, Wanderer. К сожалению, эти марки-уникумы канули в Лету…

Сегодня крупнейший немецкий автопроизводитель Volkswagen имеет на территории земли два завода — в Дрездене и Лейпциге. Первый несет на своем фасаде шеврон VW, второй ответственен за сборку машин марки Porsche, которая с 2009 г. входит в состав империи Volkswagen AG.

Porsche Leipzig

Прочные связи

У компаний Volkswagen и Porsche очень много общего. Чтобы в этом убедиться, вернемся в недалекое прошлое.

ferd-porsche-400В мае 1934 г. на встрече в берлинском отеле Kaiserhof, три человека — Якоб Верлин, Фердинанд Порше и Адольф Гитлер — впервые обсудили тему создания нового автомобиля для немецкого народа. Гитлер требовал, чтобы машина была компактной (в ней должны были помещаться двое взрослых и трое детей), могла мчаться по новым автобанам со скоростью до 100 км/ч, потребляя при этом не более 8 л. бензина на 100 км пути. Стоить новый автомобиль должен был примерно 1000 рейхсмарок. Кроме того, машину необходимо собирать на новом заводе, который будет олицетворять новую Германию. Гитлер, начинающий художник и дизайнер, в ходе встречи набросал на бумаге эскиз внешнего вида будущего автомобиля.

Уже в 1935 г. прототип был создан: новинка получила название «Фольксваген», что переводится с немецкого как «народный автомобиль». После двухлетних испытаний и доработок она обрела знакомый и узнаваемый экстерьер, похожий на жука. Прозвище «жук» (нем. — Käfer) сохранилось за автомобилем до сих пор. Маленькая и юркая машинка очень понравилась практичным европейцам. Еще бы — ведь за ее конструирование отвечал талантливый инженер и основатель марки Porsche — Фердинанд Порше.

26 мая 1938 г. в Вольфсбурге для производства «народного автомобиля» немцы начали строить огромный завод, однако приближающаяся война помешала наладить серийное производство машины.

vw-kaefer-web

После окончания Второй мировой, завод Volkswagen попал в руки англичан, поскольку находился в зоне их оккупации.

В 1947 г. Volkswagen участвовал в ярмарке в Ганновере и получил первый международный заказ: 1000 автомобилей сошли с конвейера и отправились в Голландию. Чуть позже, в следующем — 1948 г., на завод стали поступать заказы из Швеции, Швейцарии, Бельгии и других стран.

Также в 1948 г. произошла смена руководства Volkswagen: на пост генерального директора был назначен Генрих Нордхофф, представитель нового поколения немецких технологов, который принялся модернизировать любимый всеми «жук». В 1949 г. автомобиль получил новые кузова — кабриолет и лимузин. Оборудование салона машины стало более современным и эргономичным, а ее технические узлы более надежными. Была налажена сеть автосервисов и технических станций по обслуживанию машин, велась работа с зарубежными клиентами.

Осенью 1949 г. компания Volkswagen была передана англичанами под контроль правительства ФРГ. Автопроизводитель начал наращивать объемы производства. К 1950 г. было выпущено 100 000 автомобилей, к 1951 — 500 000 машин, а 5 августа 1955 г. состоялась торжественная церемония по случаю схода с конвейера миллионного «народного автомобиля».

В 1953 г. Volkswagen открыл два представительства в США, которые специализировались на продаже компактных и стильных «жуков». Американцы буквально влюбились в немецкую машину: для многих она стала не только средством передвижения, но и предметом культа! Шутка ли — многие молодые люди из движения хиппи пересели на Volkswagen Käfer.

В 1964 г. автопроизводитель Volkswagen приобрел у компании Daimler-Benz марку Auto Union и создал концерн Volkswagen-Audi, позднее переименованный в VAG (Volkswagen Audi Gruppe), а ныне известный под названием Volkswagen AG. У автомобильной корпорации началась новая жизнь… Шли годы, но менеджмент «Фольксвагена» всегда помнил, что именно основатель фирмы Porsche помог «народному автомобилю» встать на ноги и отправить на конвейер машину, которая стала едва ли не локомотивом всей немецкой автомобильной промышленности.

Имидж — все!

Дела у Volkswagen уже давно идут хорошо — концерн «забил» своими автомобилями абсолютно все рыночные ниши: если раньше немцы производили только доступные и действительно народные машины, то сейчас в их ассортименте есть кабриолеты, внедорожники, 4-дверное купе, электрокар, пикап и даже представительский автомобиль! Для сборки последнего в 2002 г. VW построил ультрасовременный завод в Дрездене.

Die Glaeserne Manufaktur in Dresden, Fertigung Phaeton

Предприятие возводилось с огромным трудом: руководству компании пришлось уговаривать не только чиновников и экологов, но и простых немцев — их убеждали, что циклопическое сооружение в исторической части города не только не причинит вреда, но и станет некой визитной карточкой Дрездена.

Все переговоры увенчались успехом и завод, получивший название Die Gläserne Manufaktur («Стеклянная Мануфактура») и предназначенный для выпуска одной модели, был запущен в эксплуатацию.

Вашему покорному слуге удалось не только погулять по предприятию, но и, опираясь на кулуарные беседы сотрудников, оценить перспективы столь амбициозного проекта VW.

Как было отмечено выше, «Стеклянная Мануфактура» строилась исключительно под один проект — седан люкс-класса Phaeton. Стоит отметить, что «Фаэтон» — первый автомобиль премиум-класса за всю историю существования марки Volkswagen. И немцы подошли к его выводу на рынок очень серьезно. Завод Die Gläserne Manufaktur изначально был чисто имиджевым проектом и «фольксвагеновцы», думаю, отлично понимали, что если он и окупится, то очень нескоро. Соединение производственного процесса и искусства — вот основной лейтмотив Мануфактуры.

Die Glaeserne Manufaktur in Dresden/Fertigung Volkswagen Phaeton

Предприятие состоит из нескольких уровней, замкнутых в единый конвейер. Однако это не тот конвейер, создателем которого был великий Генри Форд. Кузова, агрегаты и готовые автомобили перемещаются по этажам очень медленно, плавно и тихо, а основные работы по сборке осуществляются вручную. Рабочие завода, бесшумно перемещающиеся по паркету из натурального дерева, собирают машины вдумчиво и не спеша.

Die Glaeserne Manufaktur in Dresden/Fertigung Volkswagen Phaeton

Как отмечают представители Volkswagen, забота об экологии и высокое качество конечной продукции — вот основные принципы Мануфактуры.

Система логистики Die Gläserne Manufaktur налажена неплохо — дабы не вредить экологии города, все агрегаты будущих машин доставляются со складов на Мануфактуру специальными трамваями.

В данный момент на заводе Volkswagen в Дрездене трудится почти тысяча специалистов. Рабочие собирают по индивидуальным заказам «Фаэтоны» для всех стран мира. Любой клиент VW, пожелавший приобрести «Фаэтон», может приехать в Дрезден и ему устроят экскурсию по предприятию, покажут — как собирается именно его седан. Если у покупателя нет желания бродить по Мануфактуре, то он может просто забрать свою машину из специальной автоматизированной стеклянной башни, где хранится готовая продукция.

Die Glaeserne Manufaktur in Dresden, Fertigung Phaeton

Интересен тот факт, что гулять по Die Gläserne Manufaktur разрешается не только клиентам и журналистам; за фиксированную плату любой желающий может заказать индивидуальную экскурсию.

Предприятие по сборке «Фаэтонов» — это не только техническая площадка, но и испытательный комплекс, музей, ресторан. Казалось бы — все красиво, современно, стильно, дорого и многообещающе… Перспективы у завода и седана Phaeton весьма радужные… Но так ли это на самом деле? К сожалению, нет.

По слухам, которые витают по этажам Мануфактуры, сооружение из бетона и стекла рано или поздно переведут на выпуск роскошных автомобилей Bentley (данная марка также принадлежит VW), а сейчас производство «Фаэтонов» поддерживается только благодаря нескольким крупным заказчикам из Китая, каждый из которых покупает по полторы тысячи машин в год.

Die Glaeserne Manufaktur in Dresden/Fertigung Volkswagen Phaeton

Стагнацию на производстве можно легко объяснить — сильные мира сего не готовы, и вряд ли когда-нибудь будут готовы, пересесть на премиум-седан с названием «Народный автомобиль», будь он хоть трижды современным и высокотехнологичным. Страшно далеки они от народа! Для покупателей представительских машин важны не только внешние атрибуты роскоши, но и харизма, история модели и ее имидж в автомобильном мире. И вот со всеми этими характеристиками у Volkswagen Phaeton дела обстоят неважно.

«Фаетон» — относительно новая модель и она вряд ли может тягаться с такими великолепными седанами как Audi A8 (с его сбалансированной полноприводной трансмиссией и роскошными материалами отделки), BMW 7 Series (с его отточенной управляемостью на асфальте и «чумовыми» моторами) и Mercedes-Benz S-Class (с его легендарным корнями, уходящими в середину прошлого века, ультрасовременной электроникой и механикой).

Антипод

Полная противоположность Die Gläserne Manufaktur — это Porsche Werk Leipzig, завод, который функционирует на «полную катушку», производит востребованные дорогие автомобили и готовится к запуску масштабного производства нового компактного кроссовера Porsche Macan.

IMGP5847-web

Завод Porsche работает с лета 2002 г., он расположен на площади 74 000 м2, а в его состав входят производственные мощности, современный центр работы с клиентами, испытательный полигон, исследовательский центр, музей, ресторан и пастбище, на котором пасутся лошади и коровы. Так что говядина, которой угощают гостей Porsche Werk Leipzig, собственного производства.

IMGP5599-web

В данный момент методом крупноузловой сборки на заводе выпускаются спортивные 4-дверные купе Panamera и кроссоверы Cayenne.

IMGP5708-web

Параллельно разворачивается полноценное производство новинки — небольшого полноприводного автомобиля Macan (название с индонезийского языка переводится как «тигр»). Продажи модели (которая получит бензиновые моторы мощностью 340 и 400 л.с., и 258-сильный дизель) стартуют в Германии весной 2014 года. Машина будет предлагаться покупателям по цене от 57 930 евро. Хорошо оснащенный и подготовленный для езды по автобанам и легкому бездорожью «Макан» однозначно найдет своих поклонников: сегмент компактных кроссоверов сейчас находиться на подъеме и ему не хватает именно машины со спортивными генами.

Porsche-Macan-web

Как отмечают представители Porsche (к слову — очень вежливые и компетентные во всех вопросах сотрудники), на полную мощность конвейер, на котором собираются «Маканы», выйдет в течение 2014 года, а это 250 машин в день. В данный момент Porsche Werk Leipzig производит всего несколько автомобилей Macan в сутки — все они отправляются на испытательные треки и в автохаусы в качестве демо-мобилей.

IMGP5630-web

Лейпцигский завод Porsche — едва ли не самый тихий из себе подобных. Кроме тишины, производство примечательно шикарным логистическим центром, где, как отмечают специалисты Porsche, никогда не бывает лишних запчастей или недостач. Всё рассчитано таким образом, чтобы запасов всегда хватало не более чем на один день.

Porsche Leipzig

Отдельно стоит отметить грамотную организацию работы PR-службы завода: журналистам и заказчикам не только показывают весь процесс сборки автомобилей, катают (по желанию) по гоночному треку, водят по музею, но и демонстрируют святую святых — центр безопасности (откуда ведется контроль всего, что творится на территории).

IMGP5668-web

А также угощают в ресторане.

IMGP5689-web

Остается добавить, что Porsche Werk Leipzig, как и Die Gläserne Manufaktur — открытый для всех завод, на его официальном сайте можно найти расценки на экскурсии и ознакомительные туры.

IMGP5776-webb

У приятия Porsche колоссальный потенциал. Во-первых, сам рынок дает понять: машины марки Porsche нужны покупателям — они роскошны, «нафаршированы» передовой механикой и электроникой, сбалансированы и стоят столько, сколько должны стоить. Во-вторых, производственный процесс на заводе Porsche в Лейпциге, при всем его лоске и педантичности, нацелен на получение прибыли, а не на создание абстрактного люкс-антуража.

IMGP5805-web

Вот и получается, что, несмотря на то, что заводы в Дрездене и Лейпциге принадлежат одному хозяину (и витающий в их стенах дух одинаково немецкий), позиционируются они совершенно по-разному.

Подводя тог под изложенным, хочется отметить: хорошо, что в Германии есть такой автомобильный «монстр», как Volkswagen — он может позволить себе и чисто имиджевые проекты, и полностью прагматичные, но не лишенные определенного технического шика.


P.S.

«Стеклянная Мануфактура» действительно, легко превращается в концертную площадку. Ничего нового в этом нет: еще в 1928 году русский авангардист, композитор Александр Мосолов написал гениальную коротенькую вещь для оркестра под названием «Завод. Музыка машин». И во времена СССР бывали «концерты мастеров искусств» в заводских цехах, но часто они превращались в тоскливую обязаловку для всех, хотя но на самом деле такое соединение искусства и промышленного пространства открывает огромные возможности для новых форм в концертной практике.

Видеоролик братьев Тобиаса и Яна-Маркуса Вульф, Avinth Film Berlin о концерте ансамбля ударных инструментов, состоящего из студентов и преподавателей высшей музыкальной школы Фрайбурга в помещениях «Стеклянной Мануфактуры».

Фото: пресс-службы VW и Porsche,
Сергей Шевченко, Николай Мясников ■


SeSh-230Об авторе
Сергей Шевченко, свободный журналист

Тружусь на поприще международной автомобильной журналистики более десяти лет, последние три года пишу об электронных гаджетах, а пару лет назад просто влюбился в Берлин. В столицу Германии стараюсь приезжать как можно чаще — в Берлине в буквальном смысле дышу легче и могу продуктивно работать сутками напролет.


Фотогалерея завода VW


Фотогалерея завода Porsche

Сергей Шевченко


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Всего комментариев: 3

  1. Аватар

    Отличная статья. Странно, что завод «Фаэтон» не может существовать исключительно за счет китайского рынка. Там-то мода на VW, наверняка, остается… или они туда производство переносят?

    • Сергей Шевченко
      Сергей Шевченко:

      Производство на таком заводе — очень затратное дело. И чтобы «отбивать» вложения, нескольких тысяч машин в год мало. Пока «Фаэтоны» будут собирать в Дрездене. Более того — уже анонсировано новое поколение модели, которое будет представлено в 2015 году. Так что игра продолжается :-) А вот какой она будет — покажет время. Официальной, подчеркиваю — официальной, информации о переносе/сворачивании производства пока время. Рынок рассудит :-)