Вначале был таксометр, потом — такси
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Время от времени в берлинской прессе появляются сообщения о том, что городские таксисты стали меньше любить пассажиров (иногородних и иностранных, берлинца попробуй не полюби!): не включают счетчик или еще до посадки объявляют цену. Городской легендой стал некий Тарим (фамилия не сообщается), берлинец то ли албанского, то ли бангладешского происхождения, который за доставку из центра в аэропорт Тегель предложил заплатить ему четыреста евро. По этому поводу было возбуждено уголовное дело. Подобные случаи крайне редки, но всегда вызывают бурную реакцию прессы и общества.
Кроме социально активной общественности, на страже интересов пассажира стоят профессиональные гильдии такси-предпринимателей (их в Берлине четыре), а также лицензирующие, надзорные и судебные органы.
Но главным защитником пассажира от редко встречающихся сребролюбивых таксистов является таксометр! Он же счетчик. Включаемый сразу по посадке и очень хорошо защищенный от любого вмешательства в его производственную деятельность. Берлинский (ну, и немецкий как таковой) таксометр считается одним из самых надежных в мире. Не исключено, что в прочих странах крайней технологической продвинутости имеется собственное мнение на этот счет, но с тем , что именно Берлин — родина этого измерительного приспособления, спорить никто не будет.
Изобрел таксометр-счетчик большой мастер по части создания всякого рода измерительных приспособлений Вильгельм Брун.
Уроженец ганзейского Любека, большую часть своей жизни проживший и проработавший в Берлине, запатентовал свой аппарат для учета расстояния движущегося экипажа и расчета стоимости пройденного расстояния в 1880 году. Позже аппарат был назван таксометр (нем. Taxameter) — создатель вполне прилично знал латынь. Изначально прибор предназначался вовсе не для самоходных экипажей.
В середине 80-х годов 19 века таксометр монтировали на легких конных экипажах-дрожках, выполнявших в те времена в Берлине функции такси. Кстати, именно тогда Брун крайне озаботится проблемой защиты механизма от манипуляций недобросовестных извозчиков. В этой заботе было больше личного, нежели общественного. Городская легенда гласит, что
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Сегодня в центре города по адресу Мауерштрассе 86/88 стоит характерное для Берлина здание конца 19 века, исполненное в стиле промышленного модерна. Нынче там офисы, но в 1902 году именно в этих стенах Вильгельм Брун начал поточно выпускать свои таксометры, а также спидометры, тахометры, измерители высоты для летательных аппаратов, а позже и мотороллеры. Предварительно он все это изобрел и запатентовал.
Кстати, расхожее утверждение, которое часто можно слышать в рассказах русскоязычных экскурсоводов о том, что само слово «такси» восходит к славному австрийско-фламандскому семейству Турн унд Таксис — создателей еще в 16 веке в центральной Европе системы почтовой и курьерской связи, — видимо и было придумано этими самыми экскурсоводами в креативном угаре. Благо, созвучно.
Сами берлинцы о такой этимологии слова и не слышали, это сугубо русскоязычный турпродукт. Жители столицы Германии твердо знают, что слово «такси» появилось в их городе, и происходит как раз от бруновского «таксометра». От того самого, которым Вильгельм Брун в 1880 году оборудовал конный экипаж, стоявший у Бранденбургских ворот в ожидании пассажиров.
Первый же самоходный экипаж, оборудованный таксометром, появился в Берлине в 1897 году. Это была модель «Даймлер Виктория», сконструированная знаменитым Вильгельмом Майбахом в лаборатории Даймлера в Штутгарте.
Дмитрий Кудинов,
гид по Берлину и Германии
Читайте также:
- Вам и шашечки, и ехать? Берлинское такси. Часть 1
- Берлинское такси. Часть 2: История
- Ход конем: как Железный Густав заложил последние дрожки Берлина