Немецкий детский сад: суровое учреждение или уютный второй дом?
Пошел четвертый месяц моего пребывания в Берлине, но меня
Надо сказать, что сада я ждала как манны небесной: мне нужно было идти на языковые курсы, а заскучавшей дома дочке скорее хотелось в детскую тусовку. Но после всех этих страшилок в детские сады в Берлине я заходила уже с опаской.
А там мне было удивительно многое. И сексапильные мужчины-воспитатели с татуированными руками и «тоннелями» в ушах, которые терпеливо, с шутками и прибаутками кормили малышей обедом. И отсутствие кроваток и вообще необязательность дневного сна. И завтраки, которые дети приносят с собой из дома в специальных коробочках.
— Как же так? — спрашивала я подругу. — Все дети будут приносить с собой разные завтраки. А вдруг
— Лена, вот увидишь! Все завтраки будут абсолютно одинаковые — сэндвич с нутелой и яблоко.
Но сравнивать «а у нас — а у них» мне кажется бесперспективным. Поэтому я себе пообещала не сравнивать российские и немецкие садики. Это сложно, но я стараюсь. Я уже уехала из России, и мой ребенок уже ходит в детский сад в Германии. Надо срочно привыкать к другой культуре.
Хотя, мне кажется, я буду скучать по горячим завтракам в нашем калужском саду. Сейчас мы с дочкой во все это с удовольствием играем — собрать завтрак, упаковать в коробочку. Но мне это уже начинает понемногу надоедать, а еще годы и годы впереди: сначала сад, а потом и школа.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
* * *
Но больше ланч-боксов на завтрак, больше матрасиков на полу и всего остального меня поразило отношение воспитателей к детям и сама обстановка в саду. Моя дочка была единственным ребенком в группе, который не говорил
В немецком саду очень домашняя и теплая атмосфера. Я была просто поражена тем, как часто воспитатели берут на руки детей, целуют их. После отпуска в Турции, где незнакомых детей обнимают, тискают на руках, а продавцы на рынках отправляют в детские рты сладости своими не самыми чистыми руками, я думала, меня уже ничем не удивить. Однако ж…
Самых маленьких пупсов из младших групп вообще не спускают с рук — так и гуляют с ним по садику. Воспитатель с малышом может заглянуть на кухню, посмотреть, как готовится обед, показать и назвать ребенку кастрюльки и продукты, дать похрустеть морковкой. Или налить себе чашку чая и усесться на полу с детьми собирать пазлы. Воспитатель может сидеть на столе и читать детям книжку. Или развалиться с ними на полу в подушках и болтать о всяких разностях.
Дети называют своих воспитателей на «ты» и по имени. Я сразу вспомнила, как ломал язык мой трехлетний сын, пытаясь выговорить «Елена Константиновна» в саду в Калуге. (Ах да! Я же обещала не сравнивать!) Моя Марта говорит, что ее лучшая подружка — это Барбара, 60-летняя воспитательница из сада.
Вот эта степень близости между детьми и педагогами, отсутствие барьера, чопорности и официальности мне сразу понравились. Хотя к поцелуйчикам я до сих пор не привыкла. С другой стороны, если ребенку нужны объятия и поцелуи в течение дня — то ему готовы это дать. И это, на мой взгляд, очень здорово!
Детские сады в России — это высококлассные учреждения с горячим питанием, со сбалансированным графиком занятий (лепка, спорт, музыка, рисование и далее по кругу), с регламентированными прогулками, со строгим режимом, с определенным дресс-кодом: мягкие тапочки со светлой подошвой в группу и черные шорты и белая футболка на физкультуру.
Я помню, когда мой сын переживал упоительный роман с Человеком-пауком, он отказывался снимать эту футболку в течение нескольких месяцев (да, мне пришлось купить несколько одинаковых футболок с его кумиром). Тогда я попыталась побороться за права ребенка, вплоть до разговоров на повышенных тонах, с заведующей детского сада, но в итоге проиграла: либо ребенок ходит в сад, одетый согласно регламенту (черный низ, белый верх), либо сидит в футболке с Человеком-пауком дома.
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
В немецкий садик дети одеваются в ту одежду, в какую захотят они или их родители. Я видела детей и в фирменных платьях, и в костюмах Человеков-пауков (в обычные будние дни, а не во время февральского карнавала), и в нарядах принцесс — со шлейфами и диадемами, и в колготках с футболками. В общем, полная свобода самовыражения.
Моя трехлетняя дочка Марта очень хотела в садик. Я этого жаждала не меньше. Но все равно мое материнское сердце обливалось кровью, когда я ее оставляла там первые несколько раз. А потом я увидела одну сценку, буквально один жест, который вмиг развеял все мои сомнения и страхи. Случайно я подсмотрела, как воспитательница в младшей группе нюхает попу малышу через штанишки, чтобы проверить, не пора ли менять подгузник. Так делают дома все мамы мира! И этот на сто процентов домашний и привычный жест
* * *
P.S.: «Пока, моя маленькая мышка! Хороших тебе выходных! Я буду по тебе скучать!» — так прощается с моей маленькой дочкой воспитательница в пятницу. Мой немецкий уже хорош настолько, чтобы понять этот ритуал прощания слово в слово.
«Чуси-чуси!» — машет рукой на прощание Марта. Я улыбаюсь, прощаюсь, немного ревную. И закрываю калитку в садик. До понедельника.
Читайте также:
- Метод неподзатыльников
- Переезд в Германию: страхи и реальность
- Семь привычек счастья
- Хочу чаю, сцука!
- Здравствуй, папа!
Берлин