Сезон охоты на дракона  Фоторепортаж

25.08.2017   Туризм

Каждый год в августе баварский город Фурт-им-Вальд на две недели погружается в мифическое средневековье. В городе вновь оживает гигантский дракон, требуя кровавых жертв. И снова его необходимо убить. Старейшее в Германии народное представление Drachenstich — это «Убить дракона» по-немецки. Чудовище, участвующее в нем, — уникальная фигура мирового театра и современных зрелищных технологий.

Средние века в натуре

Люди в средневековых нарядах разгуливают по улицам Фурта, причем не только члены клубов любителей старины, которые съезжаются сюда со всей страны, но и «аборигены» разных рангов, от маленьких детей до пенсионеров, от рядовых горожан до членов администрации, включая бургомистра и его заместителей.

Центр города, который и без того хранит средневековый вид, сотрясается от конского храпа и топота копыт. Боевые повозки, ощетинившиеся копьями, всадники с мечами, рыцари в доспехах. Что это? Почему это? Да просто время повернуло вспять.

На просторном лугу раскинуты шатры средневекового лагеря Cave Gladium. Здесь все «как тогда»: живые образцы старинных ремесел, мед-пиво по оригинальным рецептам, музыканты с древними инструментами, глотатели огня, ловчие птицы, ручные карусели, матчи «древнего футбола» — игры брухенбаль, участники которой загоняют в ворота огромный двадцатикилограммовый мяч, наполненный еловыми шишками.

Апофеоз фуртского средневековья — рыцарские турниры, праздничное шествие с драконом и, конечно же, Drachenstich — грандиозный спектакль, разыгрываемый на Замковой площади города почти ежевечерне с конца первой до конца третьей недели августа.

Фото: Елена Шлегель

Дракон-терминатор

Спектакль приковывает внимание тысяч зрителей глубоким драматизмом действия (при том, что все актеры — любители, представители, так сказать, местной общественности), постановочным размахом (более 250 исполнителей), лихими боевыми сценами и мчащимися лошадьми. Но главный магнит для зрителей — колоссальный дракон, играющий «самого себя».

Да, он тоже актер, хотя и управляется с дистанционных пультов. В котле кипящих вокруг него страстей он временами выглядит до жути живым, гипнотизирует взглядом, рычит до дрожи во внутренностях, вышагивает по игровой арене, машет крыльями, вертит головой и хвостом, отбивается от нападающих, сам нападает, пышет огнем, брызжет кровью.

Дракон-артист — это искусно выполненный робот, один из крупнейших в мире. В Книгу рекордов Гиннесса он занесен как «самый крупный ходячий робот на четырех ногах». Так ведь мало того что ходит — еще и играет. Даже с мимикой.

Где родина дракона?

Она в лесах под небольшим баварским городом, у которого, собственно, и название «лесное»: Фурт-им-Вальд («Фурт в лесу»). Здесь родилась легенда про дракона-поработителя и рыцаря-избавителя, воплощенная в народном действе.

Фурт расположен на границе с Чехией и в средние века был полем кровавых распрей между немецкими и чешскими феодалами. В 1431 году здесь собиралась рыцарская рать в крестовый поход против бунтующих чехов, возмущенных вероломной казнью реформатора церкви Яна Гуса, которому император Сигизмунд обещал даровать жизнь.

Гуситские войны полыхали полтора десятилетия. В самый разгар, в 1426 году, Фурт был едва ли не полностью разрушен. Путь к примирению был важен не только для «города и государства», но и для всего человечества, он ознаменовал завершение эпохи крестовых походов, сотрясавших Европу и Ближний Восток на протяжении почти четырех веков.

Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com

Рождение праздника

Воцарение мира слилось в сознании горожан с развязками древних саг и церковных преданий о победе над драконом. Вспомним Георгия-Победоносца и змия.

Фигура рыцаря, борющегося с драконом, предположительно еще в XV веке стала атрибутом фуртского крестного хода в праздник Тела и Крови Христовых (по-немецки Fronleichnam). Зрелище собирало многочисленных зрителей как из немецких земель, так и из Богемии (Чехии), что укрепляло мир и основы добрососедства.

Сложились особые сюжетные и игровые ходы. Так, дракон брал в плен «прекраснейшую из дев» на площади возле ратуши, а рыцарь, спешивший к ней на выручку, должен был проткнуть мечом спрятанный в драконьей пасти пузырь с кровью.

«Вольности» такого рода вызвали возмущение католической церкви, которая первоначально, наоборот, поощряла битву с драконом как знак утверждения истинной веры над ересью реформаторов и протестантов. Под давлением церкви сроки «битвы с драконом» были перенесены, оторваны от праздника Тела и Крови Христовых, который проводится на шестидесятый день после Пасхи. Drachenstich стали проводить в августе и он превратился в самостоятельный, светский праздник.

Первое официальное упоминание о Drachenstich содержится в городской книге Фурта на странице, датированной 1590 годом. Но уже тогда это было давней городской традицией. Вот почему считается, что празднеству более пятисот лет.

«Это самое старое в Германии и, возможно, во всей Европе народное представление», — утверждает бургомистр Фурта, председатель общества Drachenstich-Festspiele e.V. Сандро Бауэр (Sandro Bauer). На сайте общества есть фотографии всех драконов за последнюю сотню с лишним лет.

Образца 2007 года

За много лет сменилось множество сюжетных версий «драконовского» спекталя. Классической считается пьеса, созданная в 1951 году баварским писателем и драматургом Йозефом Мартином Бауэром (Josef Martin Bauer). Его перу, в частности, принадлежит переведенный на 15 языков роман «Покуда ноги держат» («So weit die Füße tragen») о судьбе немецкого военнопленного, добравшегося пешком от мыса Дежнева на Чукотском полуострове до своего родного Мюнхена.

В 2006 году была представлена новая пьеса, написанная режиссером Александром Этцелем-Рагуза (Alexander Etzel-Ragusa). В тот год обе пьесы играли параллельно. С 2007-го играют только новую пьесу. Этцель-Рагуза является и постановщиком нынешнего спектакля.

Актуальным подтекстом новой версии стали падение Железного занавеса, расширение Европейского Союза на восток — со всеми вытекающими последствиями. В нынешнем году, не меняя основного содержания пьесы, автор ввел новую линию: Европа и беженцы. В спектакле стало больше сатиры, больше зрительского смеха.

Но дракон, появляясь из городских ворот, по-прежнему дирижирует действием, по-прежнему разжигает зрительский задор… И все так же талантливо испускает дух под финальным ударом рыцарского копья.

Я бы в рыцари пошел!

У детей разные мечты. Кто мечтает стать астронавтом, кто космонавтом. Немецкие дети мечтают в основном о карьере полицейского или пожарника. В Фурте дети мечтают, чтобы их избрали на роль Удо или Марии.

И город каждый год выбирает из числа местной молодежи новую рыцарскую пару. Избранные не только играют главные роли, но и официально представляют Фурт весь следующий год.

Нынешняя пара — Патриция Думс (Patricia Dums) и Симон Фишер (Simon Fischer). Они так и говорят: «Сбылась наша детская мечта!»

А вообще, в Drachenstich так или иначе участвуют почти все горожане. Имеются династии участников. Одних только Фишеров на главных ролях — не перечесть. Так, Ксавер Фишер (Xaver Fischer) был рыцарем в 1965 году, его сын Маркус (Markus Fischer) в 1991. Такое не забывается.

Да и не дадут забыть! На жилье каждого, кто когда-либо играл Марию или Удо, имеется табличка, оповещающая об этом событии. А общество Drachenstich-Festspiele хранит портреты всех рыцарских пар начиная с 1889 года.

Ксавер Фишер (Xaver Fischer) у входа в свой дом

Традинно, он же Фанни

И снова в XXI век, к высоким технологиям! Дракон-робот-исполнитель — местная и абсолютно оригинальная разработка. Его создали в компании Zollner Elektronik, штаб-квартира которой находится в соседнем городе Цандте, а одно из производственных подразделений — прямо в Фурте.

Создатели назвали робота Традинно (Tradinno), от слов «традиция» и «инновация». А горожане называют своего дракона Фанни (Fanny), без объяснений.

Он весит десять тонн, но обладает легкой, в чем-то даже грациозной походкой: то припадает к земле, то вздымается ввысь. Длина робота 15,5 метра, высота 4,5, ширина 3,8 метра. Полный размах крыльев — двенадцать метров.

В спектаклях Традинно-Фанни участвует с 2010 года. Играет от души, движет всеми частями тела, даже дергает шкурой-броней. Стреляет глазами (а что?), меняет форму зрачков. Пускает ноздрями огонь и дым, в особо острые моменты изрыгает из пасти пламя на пять метров.

Текст: Елена Шлегель · Фотографии: Оля Мишарёва и Николай Мясников 


Читайте также:


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класс