Шахта наизнанку: показательно-развлекательный абзетцер F60

Давным-давно в далёкой, далёкой галактике… Ну ладно, не так уж и давно — в году 2010-м, да и не слишком далеко — где-то на полпути между Берлином и Дрезденом, довелось мне взобраться на одну здоровенную штукенцию.

Помню, как подростком, посмотрев Звёздные Войны, был поражён громадными размерами имперских космических крейсеров длиной в километр. Всё силился представить себе транспортное средство таких масштабов. Получалось плохо. А через двадцать лет оказалось, что сооружения сравнимого размера вполне себе существуют и на Земле, да к тому же могут самостоятельно передвигаться. Само-собой не так шустро, как «звёздные разрушители», но свои 13 метров в минуту делают. Конечно же, я не мог упустить возможность ознакомиться с громадиной лично. Но обо всём по порядку…

В нескольких местах Германии есть залежи угля, расположенные довольно близко к поверхности. Соответственно, добывать его удобнее всего открытым способом. Нужно лишь каким-то образом снять верхний пласт породы, чтобы добраться до полезного ископаемого. Именно для этого строят так называемые абзетцеры — огромные мостоподобные сооружения, которые, неторопливо передвигаясь по рельсам, срезают слой земли на манер рубанка. Издалека выглядят они примерно так (по клику откроется большая картинка):

Размеры некоторых из них действительно внушают уважение. Вот, например, абзетцер F60 (речь о котором пойдёт ниже; длина 502 м, высота до 74 м) в сравнении с одной небезызвестной башней, положенной набок.

Как это работает, хорошо видно на следующей картинке, утащенной из жжурнала коллеги Алексея (aka shwed_berlin). Ковши, показанные синим, выгребают пустую породу, которая по конвейеру подаётся назад против направления движения и сбрасывается с противоположной стороны карьера.

А теперь от теории к конкретным впечатлениям. Однажды тёплым июльским утром френдесса Аня (aka a_mona_fe) предложила прокатиться и поглазеть на самый большой в Германии абзетцер, который, к тому же, превращён в аттракцион для туристов и сцену для культмассовых мероприятий (видео). Сказано-сделано: собрали команду и поехали. Камрада shwed_berlin на фото не видно, потому как именно он жмёт в данный момент на кнопку «шыдевр» тёплой ламповой плёночной камеры.

На месте всё оказалось чин по чину: бывшее административное здание карьера превращено в туристический центр с небольшим музеем, синематографом и столовой. Здесь заказываются экскурсии и выдаются каски, без которых на территорию ни-ни.

Пока ехали да ждали своей очереди, сели закусить и послушать живую музыку — готовился очередной концерт.

Так увлеклись, что пропустили свой выход. Пришлось ждать следующего.

Тем временем я набивал руку в съёмке панорам.

Получались они, сами видите, хоть и забавными, но весьма далёкими от реальности.

Наконец, подошла наша очередь. Снова. На этот раз мы её таки не упустили. Экскурсовод разъяснила основы техники безопасности (с жёлтой тропы не сходить, друг друга вниз не сталкивать) и принципы функционирования абзетцера в свете работы всего карьера в целом.

Две здоровенные цепные пилы вскрывают породу, абзетцер её соскребает и отбрасывает на пятьсот метров в сторону, а маленькие юркие экскаваторы знай себе уголь на грузовики наваливают.

Но вот началось самое интересное — подъём наверх. Только приблизившись к конструкции, понимаешь, какая она здоровенная.

Будущий маршрут обозначен перилами жёлтого цвета.

Вся громадина перемещается по рельсам на сравнительно небольших, размером в рост человека, многочисленных железнодорожных подвесках.

Здесь хорошо виден масштаб.

Цель всего предприятия — добраться до обзорной рубки в самой высокой (74 м) части абзетцера.

Пути вроде не много: пятьсот метров по горизонтали в одну строну…

… потом столько же в другую.

На схеме маршрут обозначен красным цветом, зелёным отмечен путь экстренной эвакуации.

Шли не торопясь, поглядывая по сторонам и слушая довольно любопытную историю абзетцера F60 и всего прилегающего региона.

Строили бандуру эту — самую большую во всей серии — в ГДР два года. С 1989 по 1991.

Использовали чуть больше одного — до лета 1992.

В капиталистических реалиях оказалось экономически выгоднее всё это дело остановить и забросить, чем использовать дальше.

(по этим роликам и двигалась лента с отбрасываемой породой)

Чудо-мост о 760-и колёсах и весом более 13 килотонн собирались взорвать нафик, а то что останется сдать на металлолом.

Однако, в конце прошлого века кому-то в голову пришла шальная мысль подкрасить громадину и туристам за деньги показывать.

Нашлись инвесторы и в 2000 году F60 превратился в единственный в своём роде публичный показательно-развлекательный абзетцер. Кстати, его используют и в практических целях, например, для отработки верхолазами и пожарными скоростного спуска.

Можно договориться и приватно съехать с шестидесяти метров вниз на верёвочке.

Лежащий не убился, просто отдыхает.

Вот и наверху. Можно окинуть взглядом окрестности.

Весь регион понемногу преврящают в туристический рай.

Не забываем, эти фоточки из прошлого. Сейчас — через два года — тут всё должно уже по-другому выглядеть.

Бывший угольный карьер справа постепенно и целенаправленно заполняется водой, превращаясь в Бергхайдерское водохранилище.

Если ничего не путаю, то в 2012 году оно должно уже будет набрать свой запланированный уровень и вокруг будет организована настоящая зона отдыха.

А тогда по остаткам котлована гоняли мотоциклисты.

Ещё одна попытка снять панорамку. На этот раз из верхней обзорной будки. Картинка кликабельна.

Да, к слову, вот эти самые рога по бокам, придающие определённое сходство с упомянутыми звёздными крейсерами, использовались как дополнительные точки сброса породы для равномерного её распределения на новом месте.

Спуск вниз прошёл заметно быстрее подъёма. Сошли на землю с противоположной стороны.

Осталось только коротко представить команду, в составе которой я имел честь совершить эту небезлюбопытную прогулку. Кстати, ребята любезно предоставили несколько фотографий, а также видео, которое можно найти в самом конце. Итак, Мелани Кингстон, опередившая меня с репортажем на целый год:

Аня „a_mona_fe“ (справа) и её законный супруг Макс (слева).

Алексей „shwed_berlin“ получился несколько не в фокусе, но это меньшее, что с ним могло произойти на верхотуре после двух радебергеров.

А вот и ваш покорный слуга. Ходит в каске и улыбается.

Монументальное Документальное видео, снятое и смонтированное Аней:

Ссылки по теме:

А также другие репортажи Живого Берлина →
Николай Мясников

И.о. главного редактора и продюсер проекта. Берлин


Поделиться
Отправить
Класс