![](https://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1496ila2010-fi.jpg)
Авиа-шоу ILA 2010
В прошедшее воскресенье завершилось авиа-шоу ILA 2010. Появившийся на свет в 1909 году старожил разменял одиннадцатый десяток. Возраст более чем почтенный, но старичок не растерял былой прыти и всё ещё способен удивлять и радовать своих гостей.
![Junkers Ju52 на авиа-шоу ILA 2010 Junkers Ju52 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1496ila2010.jpg)
До этого ни на каких авиа-шоу мне бывать не доводилось, а потому было очень любопытно, как оно там на самом деле. Зная, что гвоздём программы выступает новый аэробус А380 (самый большой пассажирский самолёт в мире, между прочим) я придумал себе такой план: программа-минимум — посмотреть издалека на А380, программа-среднимум — посмотреть, как он летает, ну и программа-максимум — полетать вместе с ним. Забегая вперёд, скажу, что выполнил я два пункта из трёх — вполне неплохо. Но обо всём
Первое, что я понял, попав на территорию шоу, было то, что явился я совершенно неподготовленным.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1468ila2010.jpg)
Мало того, что у меня пока нет длиннофокусного объектива, так я ещё и бинокль не догадался взять.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1466ila2010.jpg)
А ещё я не догадался намазаться солнцезащитным кремом и немного обгорел, в отличие от ребят, пришедших на следующий день и промокших под дождём. Бывалые посетители, дабы не фотографировать одни живописные затылки сограждан на фоне самолётов, притащили с собой небольшие складные стремянки и стульчики.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1532ila2010.jpg)
Первым делом я, конечно же, кинулся к атриставосьмидесятому, возвышавшемуся над окрестностями, как Килиманджаро над саванной.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1481ila2010.jpg)
Идти пришлось довольно далеко. Совсем как в горах: вроде вот она, прямо перед тобой стоит, протопаешь полдня, а она вроде как только дальше становится.
Пока я шёл, в воздух поднялся легендарный Messerschmitt Me 262 — первый серийный реактивный истребитель-бомбардировщик, который даже успел повоевать несколько месяцев в самом конце второй мировой войны.
![Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010 Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1473ila2010.jpg)
Уже тогда немцы немало понимали в дизайне. Смотрите, какой красавец:
![Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010 Messerschmitt Me 262 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1472ila2010.jpg)
За ним взлетел гораздо более известный Messerschmitt Me 109, признаваемый многими экспертами одним из лучших истребителей второй мировой войны и уж точно лучшим в самом её начале.
![Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010 Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1485ila2010.jpg)
После приземления эту грозную легенду
![Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010 Messerschmitt Me 109 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1484ila2010.jpg)
А это уже современная боевая техника: вертолёт огневой поддержки Eurocopter Tiger.
![Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010 Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1469ila2010.jpg)
Обратите внимание на милую деталь под стеклом кабины.
![Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010 Eurocopter Tiger на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1470ila2010.jpg)
Известный коллекционер старых самолётов и по совместительству хозяин концерна Red Bull австриец Дитрих Матешиц привёз часть своей знаменитой коллекции.
![Red Bull на авиа-шоу ILA 2010 Red Bull на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1500ila2010.jpg)
Его люди постоянно рыщут по всему миру в поисках ещё сохранившихся летающих раритетов и запчастей к ним.
![Red Bull на авиа-шоу ILA 2010 Red Bull на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1498ila2010.jpg)
Говорят, что наиболее интересные экземпляры они добывают в Африке. Климат там, наверное, подходящий.
![Red Bull на авиа-шоу ILA 2010 Red Bull на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1499ila2010.jpg)
Были там и другие старинные экземпляры. Вот этот Douglas DC-3, например, оказал услугу фотографам, приютив их под своими тенистыми крыльями.
![Douglas DC-3 на авиа-шоу ILA 2010 Douglas DC-3 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1527ila2010.jpg)
Или вот смешной малыш с флагом покойной ГДР на киле.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1528ila2010.jpg)
На приколе стоял летающий катер Catalina PBY-5A.
![Catalina PBY-5A на авиа-шоу ILA 2010 Catalina PBY-5A на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1529ila2010.jpg)
Настоящий музейный экспонат — Waco YKS-6 Ikarus.
![Waco YKS-6 Ikarus на авиа-шоу ILA 2010 Waco YKS-6 Ikarus на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1502ila2010.jpg)
Не помню по какой причине, но этот Hawker Sea Fury Mistral не смог взлететь в тот день и его вместе с грустным лётчиком транспортировали в ангар.
![Hawker Sea Fury Mistral на авиа-шоу ILA 2010 Hawker Sea Fury Mistral на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1523ila2010.jpg)
Когда я наконец добрался до А380, самолёт уже выруливал на взлётную полосу. Диктор на родном немецком, превосходном английском и отвратительном русском взахлёб рассказывал какой это замечательный самолёт: какой он тихий, какой экономичный (выгоднее микролитражки: 3 литра топлива на сто километров в расчёте на одного пассажира, если я правильно запомнил) и какой он вообще лучше всех. Шумовое поле (не знаю точного русского термина) у обычного самолёта похожего размера порядка 10-20 километров, а у этого не превышает двух. Реклама — есть реклама, подумал я. Но тут аэробус начал взлетать.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1465ila20101.jpg)
Его действительно практически не было слышно, а ведь мы стояли в
Не пробежав и половины ожидаемого мной расстояния, самолёт легко оторвался от земли. И практически в ту же секунду вытворил такое, что челюсти всех присутствующих с дружным стуком попадали на асфальт: резко упав на правое крыло, аэробус круто взмыл в небо под таким жутким углом, будто это истребитель, стартующий с авианосца в сильнейший шторм.
Только секунд через двадцать народ смог ошарашено выдохнуть и сглотнуть слюну. Восторженный рёв толпы и шквал аплодисментов запросто заглушили шум двигателей удаляющегося гиганта. Большинство, в том числе и я, просто напросто забыли про фотокамеры. Да, я не сделал того самого главного снимка! Ну и ладно, будет повод пойти на следующее шоу через два года. Главное, я это видел! А вообще, диктор был прав, сказав, что такого никто, никогда и нигде не покажет, кроме как на аналогичном мероприятии, да и то не факт.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1483ila2010.jpg)
Развернувшись буквально на пятачке, самолёт вернулся к нам.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1475ila2010.jpg)
Снова развернувшись, он сделал вид, что заходит на посадку, но в последний момент уже перед самым касанием снова взмыл в воздух. Демонстрация некоего спасательного манёвра, как я понял.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1476ila2010.jpg)
Когда он всё-таки сел и лётчики показались на трапе, их приветствовали так, что Роллинг Стоунс и Битлз в лучшие свои годы позеленели бы от зависти.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1482ila2010.jpg)
Не могу удержаться, чтобы не показать ещё несколько фоточек этого красавца в разных ракурсах.
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1478ila2010.jpg)
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1479ila2010.jpg)
![Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010 Airbus A380 на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1480ila2010.jpg)
Затем для разрядки в воздух выпустили итальянскую пилотажную группу…
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1486ila2010.jpg)
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1487ila2010.jpg)
![liveberlin-1488a-ila2010 liveberlin-1488a-ila2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1488aila2010.jpg)
В
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1522ila2010.jpg)
Ведущий шоу время от времени начинал говорить
![Eurofighter на авиа-шоу ILA 2010 Eurofighter на авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1517ila2010.jpg)
Американцы своеобычно привезли на шоу всё самое большое и летающее, что у них только было. Выставили охрану и заняли круговую оборону. Народ пускали исключительно в старенький турбовинтовой грузовик.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1490ila2010.jpg)
Самые интересные экземпляры так и остались неосмотренными изнутри. Boeing B-1 Lancer.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1492ila2010.jpg)
Boeing B-52 Stratofortress.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1494ila2010.jpg)
А вот на этом баклажанчике
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1495cila2010.jpg)
Lockheed C-5 Galaxy. С такого ракурса похож на акулу с раскрытой пастью, не правда ли?
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1495aila2010.jpg)
А сзади просвечивает насквозь.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1493ila2010.jpg)
Немецкий бундесвер в отличие от заокеанских коллег напротив был очень открыт и дружелюбен.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1505ila2010.jpg)
Внутри многих самолётов и вертолётов можно было посидеть и подёргать за разные интересные рукоятки…
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1506ila2010.jpg)
… а вежливые военные терпеливо объясняли, почему этого всё-таки не стоит делать.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1504ila2010.jpg)
Не каждый день есть возможность посидеть в настоящем Торнадо.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1503ila2010.jpg)
В натовский AWACS (самолёт радиообнаружения и наведения) стояла длиннющая очередь.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1508ila2010.jpg)
В павильоне люфтваффе техники потихоньку разбирали Eurofighter. Интересный факт: на то, чтобы вытащить и снова установить один из двигателей еврофайтера нужно всего сорок минут. Даже проще некоторых лего.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1511ila2010.jpg)
Здесь же стоял вертолётный тренажер. Лет двадцать назад, чтобы посидеть в таком десять минут, я бы с радостью отдал мизинец левой ноги.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1509ila2010.jpg)
Сейчас этим уже никого не удивишь. Особенно таким простеньким.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1510ila2010.jpg)
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1512ila2010.jpg)
Катапультное кресло. Кажется, из Торнадо.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1513ila2010.jpg)
Беспилотный летательный аппарат Heron. А они, оказывается, заметно меньше, чем кажется по телевизору.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1514ila2010.jpg)
Это не муха на объективе, это еврофайтер вдалеке.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1518ila2010.jpg)
Он же, но уже вблизи.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1515ila2010.jpg)
И совсем близко.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1521ila2010.jpg)
F4-F Phantom. Кто бы мог подумать, эти ветераны ещё на службе, по крайней мере в Германии.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1520ila2010.jpg)
Шведский SAAB производит не только страшненькие автомобили, но ещё и очень громкие боевые самолёты. Перед полётом этого JAS 39 Gripen ведущий специально предупреждал, чтобы поберегли уши. Некоторые на полном серьёзе затыкали их бумагой. Оказалось хоть и действительно громко, но вполне терпимо.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1531ila2010.jpg)
Все желающие почувствовать себя настоящим полковником пилотом, могли здесь же прикупить себе аутентичный комбинезончик.
![Авиа-шоу ILA 2010 Авиа-шоу ILA 2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1497ila2010.jpg)
Немцы не были бы немцами, если бы через секунду после официального окончания выставочного дня не кинулись бы к телевизорам смотреть матч чемпионата мира по футболу. А другие немцы (те, чей это стенд) тоже не были бы немцами, если бы не предоставили первым такую возможность. Кстати, если мне не изменяет память, то ведущий шоу в промежутках между полётами объявлял счёт игры и вообще держал народ в курсе.
![liveberlin-1524-ila2010 liveberlin-1524-ila2010](http://liveberlin.ru/wp-content/uploads/liveberlin1524ila2010.jpg)
О том, что авиа-шоу прошло более чем успешно говорит тот факт, что один только концерн Airbus получил заказов на 11 с лишним миллиардов евро, в том числе и на 32 аэробуса A380.
Ну всё, закругляюсь. К сожалению, за рамками этого и так безобразно длинного репортажа осталось очень много интересного. Поэтому в заключении просто порекомендую вам не пропустить следующее авиа-шоу ILA 2012, которое пройдёт под Берлином в аэропорту Шёнефельд (Schönefeld) с 12 по 17 июня 2012 года.
Updäte: по информации организаторов, авиа-шоу 2012 года перенесено на период с 11-го по 16-е сентября.
Один комментарий
![](https://liveberlin.ru/wp-content/uploads/2022/03/teddy-bear-7040165_900-278x185.jpg)
Массовой травли русских в Германии из-за войны в Украине нет. Отдельные случаи имеют место
07.03.2022 · Ольга Иванова
![](https://liveberlin.ru/wp-content/uploads/2022/03/cluster-rocket-playground-cover-278x185.jpg)
Комментарии к ЖЖ-версии заметки »