Отличить истину от правды, или Как не быть обманутым современными медиа
Сейчас много, очень много говорят про фейки в медиа, что их становится все больше и, соответственно, люди очень часто распространяют лживые новости, совершенно не задумываясь об их содержании.
Между нами говоря, соблюдать гигиену потребления новостей не так уж сложно: потратить чуть-чуть времени на проверку источника; убедиться, что фотография с места события действительно снята там; проверить, на самом ли деле называющий себя экспертом является специалистом…
Но эти действия — как мытье рук при эпидемии: мы просто обязаны их мыть, иначе мы заразимся. И, соответственно, мы просто должны следить за тем, чтобы нам не вешали лапшу на уши — иначе мы окажемся обманутыми.
Теперь у меня для вас две новости, хорошая и плохая.
Плохая: можно быть обманутым, даже если вам не лгут.
Хорошая: научиться получать объективную информацию все-таки можно. Нужно просто знать, как работают медиа, что пишут журналисты, и как, в конце концов, редакторы кусками выбрасывают фрагменты текстов, чтобы, как они выражаются, «читателю было проще». А ведь простота, как известно, хуже воровства.
И надо хотя бы один раз, пусть и на простом примере, попробовать самому создать новостное сообщение. Любое. И ужаснуться тому, что у вас получится. Даже если вы будете сообщать только правду.
Вы будете сообщать не истину, это невозможно. Вы будете сообщать только часть истины. Потому что новостное сообщение — это в лучшем случае двумерная проекция истины. А в худшем — четырехмерная проекция лжи.
Помните (или не помните, сейчас не важно), в СССР были газеты, например, «Комсомольская правда», «Рабочая правда», «Пионерская правда» или «Дальневосточная правда». Почему их было столько, этих правд?
Это не так смешно, как может показаться: каждая из этих правд отражала события для соответствующей аудитории. Наиболее просто это понять на примере возрастного издания для пионеров: совершенно понятно, что для подростков события нужно освещать совсем не так, как для взрослых. Да и на Дальнем Востоке взгляд тоже другой.
Вот и получается, что каждая из правд сообщала о своем. Другое дело, что, как писал классик, «Правда — это ложь», и в советском случае все эти правды были неправдами. И это была двойная гибель. Но идея того, что каждое издание пишет для своей аудитории свою (не)правду, нужно запомнить, и знание это — применить.
Для затравки отмечу, что почти любое новостное сообщение ограничено. Можно просто сообщить факт. Если факт «чистый», то, кажется, все просто:
«Футбол: „Герта“ — „Унион“ 4:0». Точка.
Казалось бы, где здесь поле для интерпретаций? Как нас могут ввести в заблуждение, если «Герта» таки действительно выиграла у «Униона»?.. Ага! Совсем не выиграла «Герта» у «Униона», а «Унион» проиграл «Герте»! И началось…
Сравните два заголовка: «„Герта“ разгромила „Унион“ 4:0» и «„Унион“ уступил „Герте“».
Понятно, что первый — для фанов «Герты», второй — для фанов «Униона». В первом указан счет, во втором — нет. В первом употреблен эмоциональный глагол «разгромить», во втором — нейтральный «уступить». А уж что там будет в текстах… Можно и про «поставить выскочек на место» («Унион» первый сезон в бундеслиге), и про «рабочие вновь проиграли свою борьбу» («Унион» — клуб традиционно «рабочий», «Герта» — «белые воротнички»). При этом все сказанное ни в коем случае не ложь. Все, как говорится, правда. А сообщения получаются разные. Очень разные.
И ведь это всего лишь футбольный матч с очевидным результатом! Что же говорить, когда в сообщениях идет речь о вещах не столь простых и очевидных.
Вот лишь несколько способов вызвать в нас, потребителях новостей, необходимую реакцию:
- Искусство заголовка (исходя из того, что дальше него мало кто читает)
- Эмоциональный накал
- Выпячивание необходимого
- Изъятие из контекста
Чувствуете, как все непросто?
Так что, дорогие наши читатели, мы стартуем. Уже 20 июня мы ждём вас на бесплатном онлайн-тренинге, где обсудим сложившуюся ситуацию, научимся видеть и представлять новости с разных сторон, поймём, как нас, читателей, обманывают, вольно или невольно и… И определимся, как же всё-таки не быть обманутым, когда все вокруг так зыбко.
Поговорим, наконец, о главном: как же не обманываться в потоке новостей. Обсудим особенности современных медиа. Отметим, что каждый из нас уже стал медиа — а значит, все вышеуказанные проблемы разрастаются. Создадим несколько абсолютно разных сообщений на основании одинаковых фактов и, тем самым, сделаем первый шаг к распознанию этих приемчиков в современных СМИ.
Не все желающие смогут принять участие в первом тренинге (у нас всего 28 посадочных мест), смеем вас заверить: после мы расскажем и покажем всем, что там было интересного (а будет много, потому что одна голова хорошо, а пара-тройка десятков — сильно лучше). С цитатами. Но все же участвовать самому значительно интереснее. Регистрируйтесь по ссылке прямо сейчас.
В любом случае — до встречи, друзья!
Онлайн-тренинг «Как отличить истину от правды. Не дай СМИ и соцсетям тебя обмануть!». Ведущий — главный редактор журнала «Живой Берлин» Борис Шавлов.
Участие бесплатное благодаря тому, что тренинг пройдет в рамках проекта „ICH BIN DABEI“ Союза русскоязычных родителей Германии (BVRE e. V.) при финансовой поддержке Федерального министерства внутренних дел (BMI). Соорганизатор: Немецко-русский центр „Интеграция, образование, социальность, культура“ (DRZ IBSK e. V.).
Записаться →
Читайте также:
- Онлайн-тренинг «Как отличить истину от правды. Не дай СМИ и соцсетям тебя обмануть!»
- Клуб «Живого Берлина»
- «Союз русскоязычных родителей Германии» (BVRE e. V.)
- Немецко-русский центр «Интеграция, образование, социальность, культура» (DRZ IBSK e. V.)
Главный редактор. Берлин