Спустя двести лет: время изобретать велосипед
Эксперт по велотехнике Фриц Винклер (Fritz Winkler) предлагает такой мысленный эксперимент: поставить рядом автомобиль двадцатых годов прошлого века и современный, а также поставить рядом велосипеды тех же эпох. У автомобилей — разительные отличия, у велосипедов — почти никаких.
Лишь два принципиальных новшества добавились к конструкции велосипеда после того, как его в 1817 году изобрел баденский чиновник по делам лесничеств Карл фон Дрез (Karl von Drais). Это цепная передача и дутые шины. Оба новшества — из того же XIX века. Шины с надувными камерами создали независимо друг от друга два шотландца, Роберт Томсон и Джон Данлоп, а цепную передачу придумал учитель физкультуры из Штутгарта Йоханн Фридрих Трефц (Johann Friedrich Trefz). После их инноваций — ничего дерзостно нового!
Обидно, но «беговая машина» (как назвал свою конструкцию фон Дрез) словно бы застыла в своем развитии. Зато на черте двухсотлетия — долгожданный прорыв. Появился целый букет изобретений, значительно меняющих и педальную технику, и ее предназначение.
Велосипед без шин
Первые велосипеды тоже были без шин, потом их обули в надувную резину, что значительно повысило комфортность езды. Но с резиновой «обувью» пришла и такая неизлечимая болезнь, как проколы и спущенные камеры.
Пружинную насадку на колеса, заменяющую обычные шины, изобрели в лаборатории конструкционной техники и каркасных сооружений Университета Ростока. Резиновая часть остается только для контакта колеса с землей. Узкую замкнутую полоску резины соединяет с ободом спиральная пружина из карбона. Это RunFlat-шины, то есть «шины бесконечного бега», не нуждающиеся во внутреннем давлении, герметизации, подкачке воздуха.
Иную «безвоздушную» конструкцию (Air Free Concept) разработал производитель шин Bridgestone: колеса с двойным ободом. Внешний широкий обод соединяется с внутренним, более узким, особыми спицами. Спицы выполнены из композитных смол и отличаются невероятной прочностью. К тому же они изогнуты плавным зигзагом. Благодаря зигзагообразной форме спиц велосипед подпружинен, хотя движется на твердом ободе.
Bridgestone обещает поставить на рынок первые партии бесшинных велосипедов в 2019 году. А пока доводит кинематику колес. Первые испытания показали беспроблемную езду со скоростью, увы, пешехода — не более шести километров в час. Сейчас гарантированная скорость в четыре раза выше. Для спортивных гонок не годится, для прогулок — пожалуйста.
Без цепи
Один американский энтузиаст построил велосипед без цепи, вернув, как в древних конструкциях, педальный привод непосредственно на заднее колесо. Избавиться от цепи, которая поглощает часть мускульных усилий ездока и в самый неподходящий момент рвется, — заманчивая цель.
Но раскручивать заднее колесо неудобно, для этого нужно «положить» велосипедиста животом на раму.
Поэтому более перспективны другие разработки. Например, карданная передача. Это устоявшееся название, хотя и неточное: вращательное движение от педалей заднему колесу передает продольный вал. Но это не карданвал, поскольку у него нет карданных соединений (так называемых шарниров Гука). Здесь на концах вала два шаровых соединения — с педалями и задним колесом. Они и передают вращательный момент.
Электрическую передачу разработала и внедрила немецкая (бывшая гэдээровская) компания MIFA, специально для электровелосипедов.
Электровелосипеды (E-Bikes или Pedelecs) сочетают силу ног ездока с силой электродвигателя. Электронное управление включает двигатель, когда ездок крутит педали, и останавливает, когда педали неподвижны. Поддержка со стороны электромотора позволяет без особых усилий развивать скорость 25 километров в час, особые модели (S-Pedelecs) гоняют почти с автомобильной скоростью — 45 километров в час.
Аккумуляторы электровелосипедов, естественно, требуют перезарядки. Но современные технологии таковы, что расходы на перезарядку одни из самых низких в потреблении электричества и составляют в среднем один цент на сто километров пути.
Благодаря таким особенностям
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Велосипед-оригами
В поездах мюнхенской городской электрички (S-Bahn) проходят любопытные испытания: провоз велосипедов в качестве ручного багажа.
Это современное поколение складных велосипедов, получивших в немецком языке новое название: Faltrad. Прежние складные конструкции назывались Klapprad. В чем различие? Klapprad складывается по одному «сгибу», как правило, в середине рамы. Faltrad складывается многократно, как оригами: «колесо в колесо», «педаль в педаль», «седло в руль» и прочие хитроумные трюки. Сложенный велосипед помещается в багажную сумку, что позволяет не только велосипедисту ездить на велосипеде, но и наоборот.
Представителями «складного велосипедного движения» в Германии являются предприятия Bernds (ему, в частности, принадлежит конструкция складного тандема) и Riese und Müller. В 1970-е годы велосипеды «одинарной складки» были безумно популярны в ФРГ, а в 1980-е годы — в ГДР. Затем их доля на рынке резко упала. Но приходят велосипеды-оригами, спрос на которые, по прогнозам, в следующем десятилетии будет нарастать.
Читайте также:
- В скоростных поездах ICE разрешат ездить с велосипедом
- Изменения в ПДД: для велосипедистов ввели новые правила
- По воде аки посуху начали гонять велосипедисты в Гамбурге
- Как защитить ваш велосипед от угона
Пассау