Кислая мина Горби: что мы обязательно должны знать, но до сих пор не знаем о гласности
В апреле 1989 года Михаил Горбачев был с визитом в Западной Германии, в том числе в Штутгарте. В программу входили посещение Нового дворца и университета, встреча с премьер-министром Баден — Вюртемберга Лотаром Шпетом (Lothar Späth).
В то время, когда все восхищались новым мышлением Горби и его ставкой на сближение с Западом, сам он проявил пристальный интерес к истории социалистического движения, запечатленной в некоторых достопримечательностях Штутгарта. Вот почему, отклонившись от официального маршрута, он оказался в районе Хеслах, возле Старого дома стрелковой гильдии, где в 1907 году проходил Международный социалистический конгресс с участием Августа Бебеля, Клары Цеткин, Розы Люксембург, Жана Жореса.
Возможно, он стремился хотя бы заочно составить им компанию. Но тут образовалась другая компания. День был теплый и суматошный. Горбачева, судя по его виду, мучила жажда. Это не могли не заметить многочисленные свидетели его перемещений по городу. Штутгартцы приветствовали советского гостя на улицах и площадях. Здесь, у места проведения исторического конгресса, произошел спонтанный контакт с местными жителями.
В незапланированном порядке Горбачев стал гостем жильцов квартала Баумройте. Ему предложили, чтобы унять жажду, стакан муста (нем. Most) — молодого, еще не перебродившего вина. Горби жадно приложился к стакану. От кислого вкуса вина его лицо непроизвольно передернулось. Камера немецкого фоторепортера, сопровождавшего его в этот момент, запечатлела мину высокого гостя, окруженного сердобольными жильцами.
Хотя мина красноречиво кислая, муст ему все же понравился. И настолько, что до завершения визита он то и дело восклицал, отдавая дань немецкому качеству: «Стакан молодого вина! Стакан молодого вина!» А поскольку он произносил эти слова
Ему аплодировали и поощряли радостными восклицаниями — все думали, что Горбачев рассказывает им про… ГЛАСНОСТЬ!
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
«Живой Берлин» связался с фотожурналистом Мартином Шторцем (Martin Storz), запечатлевшим «перекошенного Горби» и выложившим в свой блог эту историю.
— Именно так все и было?
— Ну, не совсем так, — признался собеседник. — Есть у истории и второе дно. Горбачев действительно был в Штутгарте, а я действительно был среди сопровождавших визит фотожурналистов. Позже, разбирая получившиеся фотографии, я обратил внимание на ту, где Горбачев запечатлен с перекошенным лицом. Это получилось случайно. Моментальные снимки могут передавать такие вот «эмоции». Казалось бы, просто неудачный кадр. Но его опубликовал через год после визита, в мае 1990 года, журнал Stern.
Читаем подпись в журнале:
«Горбачев со своей перестройкой оказался на грани провала. Экономике страны нанесен тяжелый ущерб половинчатыми реформами, а помощь
из-за рубежа не дает быстрого оздоровления».
Что ж, лицо генсека соответствует печальным фактам той поры.
Но между подписью и снимком нет прямой связи. Раз журнал
В Штутгарте есть жилищное товарищество WG Baumreute, которое в 1980-2000 гг. ежегодно проводило собственные праздники — Baumreute-Fest. К каждому празднику готовились пригласительные со специальной фотографией, как правило, в духе текущих политических событий. В 1990 году Шторц сделал к очередному празднику фотомонтаж с Горбачевым, будто бы он гость товарищества, которому радушные жильцы преподнесли Glas Most. А у того от жадного глотка повело лицо. Ну и поскольку в немецком языке Glas Most и Glasnost звучат практически одинаково, то все «само собой» сложилось в анекдот с характерной игрой слов.
По прошествии стольких лет интерпретация выражения лица Горбачева в журнале Stern выглядит, что ни говори, архаично. Какое нам дело до неудач перестройки, омрачивших чело генсека. Сегодня мы знаем, что затея так и так была обречена на провал. А вот история со стаканчиком кислого вина, которое молодецки дернул автор сухого закона, свежа и остроумна.
Читайте также:
- Пир во время войны: на Рождество 1914-го противники вместе пели, пили и играли в футбол
- Хочу чаю, сцука!
- Здесь русский дух? Славянские и другие необычные названия на карте Берлина
Пассау